МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационные технологии в музейной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
ПрофильМузей в современном мире
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план51_03_04_МООКПН-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 63
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 63 63 63 63
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Гребенникова Т.Г.

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор, Тишкин А.А.

Рабочая программа дисциплины
Информационные технологии в музейной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 г. № 1180)

составлена на основании учебного плана:
51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Тишкин Алексей Алексеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Тишкин Алексей Алексеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины является усвоение основных подходов в изучении современных информационных технологий в музейной деятельности и формирование готовности их использования в профессиональной деятельности и исследовательской работе.
Задачи курса:
– освоить содержание основных понятий по дисциплине;
– проследить особенности в развитии информатизации музейной среды в России;
– рассмотреть проблемы и направления внедрения информационных технологий в музейную практику.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ПК-1 Способность применять в профессиональной деятельности методы комплектования, хранения и презентации музейных предметов
ПК-3 Способность выполнять все виды работ, связанных с учетом музейных коллекций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные современные информационно-коммуникационные технологии в музейной деятельности;
- правила оформления списков литературы в научных и справочных изданиях, особенности поиска литературы в электронных информационно-образовательных ресурсах
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать информационные технологии в музейной практике;
- готовить обзоры научной литературы и электронных информационно-образовательных ресурсов для профессиональной деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками применения информационных технологий в работе с музейными собраниями;
- способностью к профессиональной адаптации и изменению профиля деятельности;
- навыками анализа научной литературы и электронных информационно-образовательных ресурсов для профессиональной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Информационные технологии в научно-фондовой работе музея
1.1. Новые информационные технологии в музее. Основные этапы компьютеризации. Направления использования информационных технологий в научно-фондовой работе Лекции 6 6 ОПК-2 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.2. Направления использования информационных технологий в научно-фондовой работе Практические 6 6 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Направления использования информационных технологий в научно-фондовой работе Сам. работа 6 20 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Информационные технологии в экспозиционно-выставочной работе музея
2.1. Информационные технологии в музейных экспозициях Лекции 6 8 ОПК-2 Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Информационные технологии в экспозиционно-выставочной деятельности. Опыт применения Практические 6 6 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Информационные технологии в экспозиционно-выставочной деятельности. Опыт применения Сам. работа 6 22 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Музей в сети ИНТЕРНЕТ
3.1. Современные музеи в сети ИНТЕРНЕТ Лекции 6 4 ОПК-2, ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
3.2. Виртуальные музеи. Представительства музеев в сети ИНТЕРНЕТ(сайты музеев). Музеи в социальных сетях. Музеи на Всероссийских порталах и хостингах Практические 6 24 ОПК-2, ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
3.3. Виртуальные музеи. Представительства музеев в сети ИНТЕРНЕТ(сайты музеев). Музеи в социальных сетях. Музеи на Всероссийских порталах и хостингах Сам. работа 6 21 ОПК-2, ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
3.4. Экзамен 6 27 Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Цифровое культурное наследие.
2. Новые информационные технологии в музее. Основные этапы компьютеризации.
3. Управление музейным собранием и цифровые технологии.
4. Направления использования информационных технологий в научно-фондовой работе.
5. Онлайн-музеи и онлайн-архивы мира.
6. Коллекции Государственного Эрмитажа онлайн.
7. Электронный каталог и электронная библиотека Кунсткамеры.
8. Государственный каталог музейного фонда РФ.
9. Электронные журналы крупнейших музеев России.
10. Информационные технологии в музейных экспозициях.
11. Онлайн-визит в музей.
12. Виртуальные музеи. Музеи цифрового искусства.
13. Представительства музеев в сети ИНТЕРНЕТ (сайты музеев).
14. Музеи в социальных сетях.
15. Мобильные приложения музеев.
16. Музеи на Всероссийских порталах.
17. Музеи на You Tube.
18. QR-коды музеев.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не придусмотренно
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. А. Тишкин, Т. Г. Гребенникова Основы музеологии: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л1.2 Гребенникова Т.Г. Основы проектирования музейных экспозиций: учебное пособие Изд-во Алт. ун-та, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н.В. Волков, Т.Л. Серебрякова Компьютерные технологии в научных исследованиях: Учебное пособие Азбука, 2016 // ЭБС Алтайского госуниверситета http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3312
Л2.2 Р.Г. Хисматов, Р.Г. Сафин, Д.В. Тунцев, Н.Ф. Тимербаев Современные компьютерные технологии : учебноек пособие Казань : Издательство КНИТУ, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Портал Музеи России museum.ru
Э2 Государственный каталог музейного фонда РФ goskatalog.ru
Э3 Электронный каталог Кунсткамеры collection.kunstkamera.ru
Э4 Официальный сайт Государственного Эрмитажа www.hermitagemuseum.org
Э5 Информационные технологии в музейной и выставочной деятельности (ЭУМК) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint.

Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Целью методических рекомендаций является помощь студенту в оптимальной организации процесса изучения дисциплины, выполнении всех форм самостоятельной работы и достижении высоких результатов текущей и промежуточной аттестации. Для этого необходимо на всех этапах от начала изучения дисциплины до его завершения соблюдать последовательность в постановке и решении ряда логических и содержательных задач в соответствии со спецификой дисциплины и компетенциями, которые должны быть сформированы в итоге ее освоения.
Начать следует с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии).
Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия, сайты музее, Курс на Едином образовательном портале АлтГУ), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Он представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины.
Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в виде плана темы. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (экзамену).