МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Менеджмент
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в дизайне. ФГОС 3++
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИвД-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат экономических наук, доцент, Межова Людмила Николаевна

Рецензент(ы):
кандидат экономических наук, доцент, Горбунова Алла Юрьевна

Рабочая программа дисциплины
Менеджмент

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017г. №922)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 29.05.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Рудакова Оксана Юрьевна, к.э.н., доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 29.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Рудакова Оксана Юрьевна, к.э.н., доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать у студента системное представление о тенденциях развития менеджмента;
сформировать у студента менеджерские навыки использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности и способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия


2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-9: Способен принимать участие в реализации профессиональных коммуникаций с заинтересованными участниками проектной деятельности и в рамках проектных групп.
ОПК-4: Способен участвовать в разработке стандартов, норм и правил, а также технической документации, связанной с профессиональной деятельностью;
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.• объективные тенденции развития современного менеджмента;
• закономерности, принципы и методы управления социально-экономическими системами;
• методы получения, обобщения и использования управленческой информации при разработке управленческих решений и планов;
• основные организационные структуры управления организациями;
• основные функции менеджмента и механизмы их реализации в практике управления организациями;
3.2.Уметь:
3.2.1.ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций;использовать принципы и методы оптимизации организационного развития, уметь своевременно выявлять внутриорганизационные конфликты и разрабатывать пути их преодоления.контролировать, анализировать внутренние и внешние факторы, определяющие организацию и менеджмент предприятия, составлять план; проектировать организацию.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами реализации основных управленческих функций (принятие решений, организация, мотивирование, контроль); современными технологиями эффективного влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации;методами формирования и поддержания этичного климата в организации; методами и основными приемами исследовательской деятельности в процессе совершенствования менеджмента организации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основы управления социально-экономическими системами (организациями).
1.1. Методологические основы менеджмента Лекции 7 3 ОПК-9, ОПК-4, УК-6, УК-4, УК-3, УК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4
1.2. Методологические основы менеджмента Практические 7 2 ОПК-9, ОПК-4, УК-6, УК-4, УК-3, УК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4
1.3. Методологические основы менеджмента Сам. работа 7 15 ОПК-9, ОПК-4, УК-6, УК-4, УК-3, УК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4
1.4. Процесс и процедура принятия решения Лекции 7 3 ОПК-9, ОПК-4, УК-6, УК-4, УК-3, УК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4
1.5. Процесс и процедура принятия решения Практические 7 3 ОПК-9, ОПК-4, УК-6, УК-4, УК-3, УК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4
1.6. Процесс и процедура принятия решения Сам. работа 7 15 ОПК-9, ОПК-4, УК-6, УК-4, УК-3, УК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4
Раздел 2. Организационные структуры управления и групповая динамика
2.1. Организационные структуры управления Лекции 7 1 ОПК-9, ОПК-4, УК-6, УК-4, УК-3, УК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4
2.2. Организационные структуры управления Практические 7 4 ОПК-9, ОПК-4, УК-6, УК-4, УК-3, УК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4
2.3. Организационные структуры управления Сам. работа 7 15 ОПК-9, ОПК-4, УК-6, УК-4, УК-3, УК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4
2.4. Групповая динамика и руководство Лекции 7 2 ОПК-9, ОПК-4, УК-6, УК-4, УК-3, УК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4
2.5. Групповая динамика и руководство Практические 7 3 ОПК-9, ОПК-4, УК-6, УК-4, УК-3, УК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4
2.6. Групповая динамика и руководство Сам. работа 7 7 ОПК-9, ОПК-4, УК-6, УК-4, УК-3, УК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4
Раздел 3. Природа и состав функций менеджмента.
3.1. Функции менеджмента и их взаимосвязь Лекции 7 4 ОПК-9, ОПК-4, УК-6, УК-4, УК-3, УК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4
3.2. Функции менеджмента и их взаимосвязь Практические 7 3 ОПК-9, ОПК-4, УК-6, УК-4, УК-3, УК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4
3.3. Функции менеджмента и их взаимосвязь Сам. работа 7 15 ОПК-9, ОПК-4, УК-6, УК-4, УК-3, УК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4
Раздел 4. Стили и эффективность управления
4.1. Обеспечение эффективности деятельности Лекции 7 5 ОПК-9, ОПК-4, УК-6, УК-4, УК-3, УК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4
4.2. Обеспечение эффективности деятельности Практические 7 3 ОПК-9, ОПК-4, УК-6, УК-4, УК-3, УК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4
4.3. Обеспечение эффективности деятельности Сам. работа 7 5 ОПК-9, ОПК-4, УК-6, УК-4, УК-3, УК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См.приложение
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение
Приложения
Приложение 1.   Мен_ПИ_УК2,3,4,6_ОПК4,9_зач.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 М.М. Максимцова, М.А. Комарова Менеджмент: Учебник М. : Юнити-Дана, 2015, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115008
Л1.2 Н.Л. Карданская Принятие управленческого решения: Учебник для вузов М. :Юнити-Дана, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=446557
Л1.3 Маслова, Е.Л Теория менеджмента: Практикум для бакалавров М.: Дашков и К, 2014 http://e.lanbook.com/book/50251
Л1.4 К.В. Балдин, С.Н. Воробьев, В.Б. Уткин Управленческие решения : Учебник Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», , 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=452520
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Балашов А. П. Теория менеджмента: учебное пособие М. : ИНФРА-М, 2014
Л2.2 Е. Л. Драчева, Л. И. Юликов Менеджмент: Учебник М. : Академия, 2014
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. www.aup.ru (Административно-управленческий портал).
Э2 2. www.fcsm.ru (Федеральная служба по финансовым рынкам).
Э3 3. www.cfin.ru (Корпоративный менеджмент).
Э4 4. www.kommersant.ru (Коммерсант).
Э5 5. www.raexpert.ru («ЭкспертРА»).
Э6 6. www.change-russia.com (Ассоциация менеджеров по управлению изменениями).
Э7 7. www.amr.ru (Ассоциация менеджеров России).
Э8 8. www.stplan.ru (Стратегическое управление и планирование).
Э9 9. www.StrategPlann.ru (Стратегическое планирование и стратегическое управление).
Э10 10. www.InvenTech.ru (Центр креативных технологий).
Э11 Курс в Moodle " Менеджмент" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2642
6.3. Перечень программного обеспечения
Комплект лицензионного программного обеспечения Алтайского государственного университета
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основными формами учебных занятий изучения дисциплины являются лекции, семинары и практические занятия.
Лекции выступают важнейшим видом учебных занятий и составляют основу теоретического обучения. Они призваны должны давать систематизированные основы научных знаний по менеджменту, раскрывать состояние и перспективы развития науки управления, концентрировать внимание студентов на ее наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность, формировать творческое мышление.
Семинары проводятся по наиболее сложным вопросам, тема, разделам учебной программы с задачей углубить и закрепить полученные знания, привить обучающимся навыки поиска, обобщения и изложения учебного материала.
Практические занятия проводятся с целью освоения практических методов и способов планирования, контроля, мотивации персонала, организации управления, принятия управленческих решений, анализа внутренней и внешней среды организации. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.
Самостоятельная работа студента, которая помимо подготовки к практическим занятиям, предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Более подробно методические указания по курсу представлены в системе MOODLE
http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2642