МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Инновационный менеджмент

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки27.03.03. Системный анализ и управление
ПрофильСистемный анализ и управление экономическими системами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план27_03_03_САиУЭС-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
;К.э.н., Проф. каф. Менеджмента, организации бизнеса и инноваций , Соколова О.Н.

Рецензент(ы):
К.э.н., доцент , Горбунова А.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Инновационный менеджмент

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 27.03.03 СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.03.2015 г. № 195)

составлена на основании учебного плана:
27.03.03 Системный анализ и управление
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 29.05.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. экон. наук, доцент Рудакова Оксана Юрьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 29.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой канд. экон. наук, доцент Рудакова Оксана Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1. - формирование понимания социально значимых процессов в развитии современного общества в парадигме открытых инноваций;
- ознакомление с теоретическими и методологическими основами инновационного менеджмента;
- анализ нормативно-правовой базы инновационной сферы Российской Федерации;
- выявление особенностей применения технологий инновационного менеджмента на отечественных предприятиях, использование их в практической деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 готовностью применять методы математики, физики, химии, системного анализа, теории управления, теории знаний, теории и технологии программирования, а также методов гуманитарных, экономических и социальных наук
ПК-1 способностью принимать научно-обоснованные решения на основе математики, физики, химии, информатики, экологии, методов системного анализа и теории управления, теории знаний, осуществлять постановку и выполнять эксперименты по проверке их корректности и эффективности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Сущность и содержание основных понятий и категорий инновационного менеджмента
Роль и значение необходимости инновационного развития экономики, управления инновационным развитием социально-экономических систем на основе открытых инноваций
Основные теоретические и методологические положения инновационного менеджмента, нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность в сфере инноваций, инновационного менеджмента
Механизмы управления инновациями
Особенности инновационного процесса в различных организациях и коллективах
Способы преодоления локального сопротивления изменениям при разработке корпоративной стратегии
3.2.Уметь:
3.2.1.Применять полученные знания в своей профессиональной деятельности
Использовать в работе основные теоретические и методологические положения инновационного менеджмента, нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность в сфере инноваций, инновационного менеджмента
Управлять инновациями, используя сущность и содержание основных понятий и категорий инновационного менеджмента
Использовать механизмы управления инновациями
Организовать инновационный процесс в различных организациях и коллективах
Применять полученные знания в своей профессиональной деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками правильного воспроизведения терминов и понятий
Навыками применения теоретических и методологических положений инновационного менеджмента на практике
Навыками применения нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность в сфере инноваций, инновационного менеджмента
Навыками восприимчивости к инновациям
Навыками анализа готовности и способности организации участвовать в реализации программы организационных изменений на основе инноваций
Способами преодоления локального сопротивления изменениям

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ИННОВАЦИИ В ПРОЦЕССАХ РАЗВИТИЯ
1.1. Инновация как экономическая категория.Классификация инноваций.Инновационный процесс, его фазы Лекции 6 6 ОПК-1, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.2. Инновация как экономическая категория.Классификация инноваций.Инновационный процесс, его фазы Практические 6 8 ОПК-1, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.3. Инновация как экономическая категория.Классификация инноваций.Инновационный процесс, его фазы Сам. работа 6 12 ОПК-1, ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
2.1. Методологические и методические основы инновационного менеджмента.Научно-техническая политика и инновационный менеджмент Лекции 6 5 ОПК-1, ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.2. Методологические и методические основы инновационного менеджмента.Научно-техническая политика и инновационный менеджмент Практические 6 2 ОПК-1, ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.3. Методологические и методические основы инновационного менеджмента.Научно-техническая политика и инновационный менеджмент Сам. работа 6 15 ОПК-1, ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
3.1. Виды и эффективность организационных структур в инновационном менеджменте.Организационные формы инновационной деятельности. Лекции 6 4 ОПК-1, ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.2. Виды и эффективность организационных структур в инновационном менеджменте.Организационные формы инновационной деятельности. Практические 6 3 ОПК-1, ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.3. Виды и эффективность организационных структур в инновационном менеджменте.Организационные формы инновационной деятельности. Сам. работа 6 14 ОПК-1, ПК-1
Раздел 4. ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ
4.1. Стратегии управления инновациями.Классификация инновационных стратегий Лекции 6 3 ОПК-1, ПК-1 Л1.1, Л2.1
4.2. Стратегии управления инновациями.Классификация инновационных стратегий Практические 6 2 ОПК-1, ПК-1 Л1.1, Л2.1
4.3. Стратегии управления инновациями.Классификация инновационных стратегий Сам. работа 6 10 ОПК-1, ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. ИННОВАЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
5.1. Управление инновационными проектами.Оценка эффективности инноваций Сам. работа 6 15 ОПК-1, ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
6.1. Роль государства в регулировании инновационной деятельности Лекции 6 2 ОПК-1, ПК-1 Л1.1, Л2.1
6.2. Роль государства в регулировании инновационной деятельности Практические 6 7 ОПК-1, ПК-1 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Антонец В.А. - Отв. ред., Бедный Б.И. - Отв. ред. ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мальцева С. В. ; Отв. ред. Мальцева С. В. ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Федеральный портал по научной и инновационной деятельности : www.sci-innov.ru
Э2 Портал информационной поддержки инноваций и бизнеса «Инновации и предпринимательство» : www.innovbusiness.ru
Э3 Информационный портал www.rsci.ru
Э4 Электронное изд. «Наука и технологии России» : www.strf.ru
Э5 Информационный портал «ИнфоНТР» : www.infontr.ru
Э6 Информационно-справочный портал «Наука и инновации в регионах Рос-сии» : regions.extech.ru
Э7 Курс в Moodle "Инновационный менеджмент" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), бессрочно
Windows 7 Professional (№ 61834699 от 22.04.2013), бессрочно
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), бессрочно
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), бессрочно

6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Профессиональная база данных: электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Профессиональная база данных: научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Электронная база данных справочной правовой системы ГАРАНТ.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы, обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.


Подробные методические рекомендации по изучению курса представлены в ЭУМК на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/enrol/index.php?id=1698