МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология ментальных репрезентаций

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.06.01. Психологические науки
НаправленностьОбщая психология, психология личности, история психологии
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость1 ЗЕТ
Учебный планz37_06_01_Общ_ псих-2-2020
Часов по учебному плану 36
в том числе:
аудиторные занятия 4
самостоятельная работа 32
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 2 2 2 2
Сам. работа 32 32 32 32
Итого 36 36 36 36

Программу составил(и):
канд.соц.наук, доцент каф.общей и прикладной психологии, Янова Наталья Геннадьевна

Рецензент(ы):
д.псих.наук, зав.каф.общей и прикладной психологии, Каширский Дмитрий Валерьевич

Рабочая программа дисциплины
Психология ментальных репрезентаций

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.06.01 Психологические науки (уровень подготовки кадров высшей квалификации), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 июля 2014 № 897 (с изменениями и дополнениями от 30 апреля 2015)

составлена на основании учебного плана:
37.06.01 Психологические науки
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
Каширский Д.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Заведующий кафедрой Каширский Д.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Знакомство с психологической постановкой ренессанса проблемы ментальной репрезентации в современной когнитивной науке. Рассматриваются методологические принципы современного репрезентационализма, связанные с последними достижениями психологии сознания, языка и мышления и их интеграции в области нейронаук. Тематический приоритет составляет парадигма радикального конструктивизма в исследовании метапсихологии ментальных репрезентаций. Рассматривается перспектива интеграции естественно-научной и гуманитарной модели субъектной организации психической реальности на уровне междисциплинарных гипотез и методов с привлечением аппарата их формализации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
УК-2 способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки
ПК-2 способностью к исследованию закономерностей функционирования и развития психики человека, деятельности, общения, самосознания, личности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.место и роль репрезентационных процессов в закономерностях функционирования и развития психики человека, понимать психосемиотический принцип трактовки психики и сознания, различать репрезентационные психические процессы и психические механизмы интерпретации реальности
3.2.Уметь:
3.2.1.ориентироваться в актуальных направлениях исследований проблемы ментальных репрезентаций в когнитивной психологии и когнитивной психолингвистике, нейропсихологии, нейролингвистике, нейроинформатике.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.современным тезаурусом по проблеме ментальной активности, концептуальными основами парадигмы конструктивизма в когнитологии, основами междисциплинарного анализа психологии сознания (языка мозга и языка мысли), современными теориями и методами изучения видов, функций, форм и механизмов ментальных репрезентаций.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. МЕНТАЛЬНЫЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ: ИСТОРИОГРАФИЯ НАУЧНЫХ ГИПОТЕЗ.
1.1. Постановка проблемы ментальных репрезентаций в классической, неклассической и постклассической психологии. Сам. работа 3 2 УК-1 Л1.1
1.2. Менталистский подход в современной когнитивной науке: от языка мозга к языку мысли. Лекции 3 1 ПК-2, УК-1 Л3.1
1.3. Принципы организации, формы и модели ментальных репрезентаций. Лекции 3 1 УК-1 Л3.1
Раздел 2. ПРИРОДА,МЕХАНИЗМЫ И ФУНКЦИИ МЕНТАЛЬНЫХ РЕПРЕЗЕНТАЦИЙ.
2.1. Механизмы объектного и субъектного опосредования психической реальности. Сам. работа 3 1 ПК-2, УК-1
2.2. Репрезентационные психические процессы и психические механизмы интерпретации реальности. Сам. работа 3 1 ПК-2, УК-1 Л2.3
2.3. Механизмы категоризации и концептуализации в переработке информации.Категории и концепты. Сам. работа 3 1 ПК-2, УК-1 Л1.1
2.4. Перцептивные и когнитивные ментальные репрезентации. Образы и понятия. Практические 3 1 УК-1
2.5. Языковые и неязыковые ментальные репрезентации: вербальные и невербальные механизмы языкового кода. Практические 3 1 УК-1
2.6. Функции ментальной репрезентации: осознание и понимание. Сам. работа 3 2 ПК-2, УК-1 Л2.5
2.7. Сенсорно-перцептивные механизмы организации ментального опыта: эффект прототипа. Сам. работа 3 2 УК-1
2.8. IQ и EQ в ментальной репрезентации. Роль аффекта и интеллекта в механизмах кодификации. Сам. работа 3 2 ПК-2, УК-1
Раздел 3. ПСИХОСЕМИОТИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ МЕНТАЛЬНЫХ РЕПРЕЗЕНТАЦИЙ.
3.1. Психосемиотический код ментальной репрезентации: иконы, знаки и символы. Сам. работа 3 2 УК-1 Л1.1
3.2. Языковые универсалии и ментальные структуры. Метаязыковой код в обосновании концептуального расстояния. Сам. работа 3 1 УК-1
3.3. Универсальный предметный код внутренней речи (Н.И.Жинкин). Доречевой горизонт сознания.Смыслообразование и смыслонахождение. Сам. работа 3 1 УК-1 Л2.2
3.4. Мотивационный язык (М.Мейфилд, Э.Барагванат)и мотивация мысли.Концептуальные модели мотивации (Дж.Уайт). Сам. работа 3 2 УК-1
3.5. Процессы кодирования и декодирования: метаязыковые и внеязыковые правила перехода от семантики к синтаксису. Сам. работа 3 1 УК-1
Раздел 4. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ И ГРАММАТИКА МЕНТАЛЬНЫХ РЕПРЕЗЕНТАЦИЙ.
4.1. Функциональная природа значений и смыслов в феноменологии ментальных репрезентаций. Сам. работа 3 2 ПК-2, УК-1 Л1.1
4.2. Концептуальная семантика и когнитивная лингвистика репрезентационных систем в теориях Р.Джекендорфа и Д.Джерартса. Сам. работа 3 1 ПК-2, УК-1
4.3. Теория интегральной концептуализации и ментальных пространств М.Тернера и Ж.Фоконье. Сам. работа 3 1 ПК-2, УК-1
4.4. Теория прототипа Э.Рош: наследие и перспективы. Сам. работа 3 1 ПК-2, УК-1
4.5. Теории когнитивной, перцептивной и концептуальной метафоры в психологии сознания(Дж.Лакофф, Ф. Джонсон-Лэрд) Сам. работа 3 1 ПК-2, УК-1
4.6. Грамматика мышления и грамматика языка. Теории когнитивной и конструкционной грамматики (Ч.Филлмор, Л.Талми, Дж.Тейлор, Р.Лангаккер, Р.Лэнекер, У.Крофт, А.Ченки). Сам. работа 3 1 ПК-2, УК-1
4.7. Язык и речь языковой личности. Языковой тип и речевой жанр в лингвоперсонологии (В.П.Нерознак, В.В.Виноградов, К.Ф.Седов, Ю.Н.Караулов). Сам. работа 3 1 ПК-2, УК-1
Раздел 5. МЕНТАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ И МЕНТАЛЬНЫЕ ПРОСТРАНСТВА: ФОРМАЛИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ.
5.1. Признаковые, ансамблевые и коннекционистские модели в исследовательском дизайне ментальных репрезентаций. Сам. работа 3 1 УК-1 Л2.4
5.2. Ментальные модели в нейроинформатике, нейрофизиологии и нейролингвистике. Сам. работа 3 2 УК-1 Л2.4, Л2.1
5.3. «Mental Models» в теориях модельного подхода (Ф.Джонсона-Лэрда, Д.Джентнер и А.Стивенса) и формального (теория дедуктивного вывода Л.Рипса, теория каузального вывода Рескорлы-Вагнера, статистическая теория формирования понятий А.Тверски). Сам. работа 3 1 УК-1, УК-2
5.4. Ментальные пространства: теории формализации и методы математического моделирования. Сам. работа 3 2 УК-1, УК-2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Теоретические представления о феномене ментальной репрезентации в когнитивной парадигме.
2. Парадигма радикального конструктивизма: новый взгляд на процессы репрезентации.
3. Репрезентационные психические процессы и психические механизмы интерпретации реальности.
4. Ментальная активность и ментальная репрезентация.
5. Понятие ментальной репрезентации в современной когнитивной психологии и когнитивной лингвистике.
6. Модальный и амодальный принципы организации ментальной репрезентации.
7. Мысль и образ как психическая функция репрезентации.
8. Языковые и неязыковые ментальные репрезентации
9. Понятие о перцептивных ментальных репрезентациях. Роль зрительного опыта в уровневой организации и связанности репрезентаций.
10. Понятие о когнитивных ментальных репрезентациях. Роль интерсенсорного взаимодействия и когнитивного контроля.
11. Психофизические методы анализа сенсорно-перцептивной организации ментального опыта.
12. Прототипические эффекты восприятия и оценки в ментальной репрезентации.
13. Когнитивная структура и динамика ментальных репрезентаций .
14. Понятие ментальной модели и ментального пространства..
15. Альтернатива модельного подхода в формальных моделях .
16. Декларативные и процедурные «знания» в механизмах интерпретации реальности.
17. Психосемиотика знака и символа в семиозисе. Внутренняя структура знаковой операции.
18. Смыслообразование и смыслонахождение: знаковая и символьная репрезентация.
19. Роль концептуального расстояния в понимании. Эмоциональные и когнитивные концепты.
20. Понимание и оценивание. Перцептивные и концептуальные метафоры.
21. Механизмы категоризации и концептуализации в ментальной репрезентации.
22. Дискурсивно-атрибутивные теории в исследовании ментальной репрезентации.
23. Грамматика мышления и грамматика языка. Теории когнитивной и конструкционной грамматики.
24. Репрезентация мотивации в языке и речи. Мотивационный язык личности.
25. Языковая концептуализация как основа понимания.
26. Язык человека и человек в языке. Языковой тип и речевой жанр языковой личности.
27. Анализ механизмов ментальной репрезентации в нейронауках.
28. Проблематика ментальной репрезентации в современных научных гипотезах психологии сознания.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов для самостоятельной работы:

1. Научные парадигмы современного репрезентационализма.
2. Постановка проблемы ментальной репрезентации в «психологии сознания» и «психологии мозга» (Representation in Mind, Brain & Consciousness)
3. Ментальная репрезентация в современной когнитивной психолингвистике.
4. Репрезентационные системы, процессы и механизмы: взгляд современной когнитологии.
5. Феномен и феноменология ментальной активности.
6. Анализ механизмов ментальной репрезентации в нейронауках.
7. Мысль и образ как психическая функция репрезентации.
8. Языковые и неязыковые ментальные репрезентации
9. Проблема интерсенсорного взаимодействия и когнитивного контроля .
10. Декларативные и процедурные «знания» в механизмах интерпретации реальности.
11. Модельный подход к анализу ментальной активности. Постановка проблематики «Mental Models» в работах Ф.Джонсона-Лэрда, Д.Джентнер и А.Стивенса
12. Формальный подход к анализу ментальной активности (теория дедуктивного вывода Л.Рипса, теория каузального вывода Р.Рескорлы-А.Вагнера, статистическая теория формирования понятий А.Тверски).
13. Внутренняя структура знаковой операции: знаковая и символьная репрезентация.
14. Понимание и оценивание. Теории перцептивных, когнитивных и концептуальных метафор.
15. Механизмы категоризации и концептуализации в ментальной репрезентации. Теория интегральной концептуализации М.Тернера и ментальных пространств Ж.Фоконье.
16. Дискурсивно-атрибутивные теории в исследовании ментальной репрезентации.
17. Грамматика мышления и грамматика языка.
18. Теории когнитивной и конструкционной грамматики: от Ч.Филлмора, Л.Талми, Дж.Тейлора до Р.Лангаккера, Р.Лэнекера, У.Крофта и А.Ченки)
19. Теория прототипа Э.Рош: наследие и перспективы.
20. Концептуальная семантика ментальной репрезентации в теориях Р.Джекендорфа и Д.Джерартса.
21. Математические модели в исследовании механизмов ментальной репрезентации: релятивистские и квантовые эффекты ментальной активности.
22. Языковая концептуализация как основа понимания. Вопросы формализации семиозиса.
23. Смыслообразование и смыслонахождение: функциональные теории внутренней речи.
24. Понятие ментально-языкового кода в психосемиотике ментальных репрезентаций.
25. Метаязыковая реальность семиосферы: психологизм обратной связи «вне мозга» (от гипотез Бурбаки и Пуанкаре к теориям М.Менского и Р.Пенроуза)
26. «Семантическое состояние»: психология и физика о процессах когнитивной самореференции наблюдателя.
27. «Ментальное состояние» или «нелингвистически офомленная материя»: метафора Ж.Делеза в лингвистике, психологии и физике.
28. Психосемиотический принцип трактовки психики и сознания в неклассической когнитологии.
29. «Слепое пятно» в треугольнике Фреге: неклассическая атрибутика сознания (ненаблюдаемость, нелингвистичность, неосознанность, рекурсивность).
30. Вероятностная модель сознания: старые и новые гипотезы в теории ментального отклика.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Контрольные вопросы для собеседования (по вариантам).
Вариант 1.
1. Теоретические представления о феномене ментальной репрезентации в когнитивной парадигме.
2. Репрезентационные психические процессы и психические механизмы интерпретации реальности.
3. Декларативные и процедурные «знания» в механизмах интерпретации реальности.
4. Проблематика ментальной репрезентации в современных научных гипотезах «психологии мозга».
5. Проблематика ментальной репрезентации в современных научных гипотезах « психологии сознания».
Вариант 2.
1. Парадигма радикального конструктивизма: новый взгляд на процессы репрезентации.
2. Понятие ментальной репрезентации в современной когнитивной психологии.
3. Прототипические эффекты восприятия и оценки в ментальной репрезентации.
4. Грамматика мышления и грамматика языка.
5. Теории когнитивной и конструкционной грамматики.
Вариант 3.
1. Ментальная активность и ментальная репрезентация.
2. Модальный и амодальный принципы организации ментальной репрезентации.
3. Мысль и образ как психическая функция репрезентации.
4. Понятие о перцептивных ментальных репрезентациях. Роль зрительного опыта в уровневой организации и связанности репрезентаций.
5. Психофизические методы анализа сенсорно-перцептивной организации ментального опыта.
Вариант 4.
1. Понятие ментальной репрезентации в современной когнитивной лингвистике.
2. Языковые и неязыковые ментальные репрезентации.
3. Репрезентация мотивации в языке и речи. Мотивационный язык личности.
4. Языковая концептуализация как основа понимания.
5. Язык человека и человек в языке. Теория языковой личности. Мета-языковой код репрезентации.
Вариант 5.
1. Понятие о когнитивных ментальных репрезентациях. Роль интерсенсорного взаимодействия и когнитивного контроля.
2. Когнитивная структура и динамика ментальных репрезентаций
3. Понятие ментальной модели и ментального пространства.
4. Альтернатива модельного подхода в формальных моделях.
5. Анализ механизмов ментальной репрезентации в нейронауках.
Вариант 6.
1. Психосемиотика знака и символа в семиозисе. Внутренняя структура знаковой операции.
2. Смыслообразование и смыслонахождение: знаковая и символьная репрезентация.
3. Роль концептуального расстояния в понимании. Эмоциональные и когнитивные концепты.
4. Понимание и оценивание. Перцептивные и концептуальные метафоры.
5. Механизмы категоризации и концептуализации в ментальной репрезентации.
Контрольные вопросы для семинаров (по темам семинарских занятий).
Темы для дискуссий.
1. Репрезентационализм: «техническая» концепция когнитивных процессов чувственного восприятия?
2. Парадигма радикального конструктивизма в исследовании метапсихологии ментальных репрезентаций.
3. Перспектива интеграции естественно-научной и гуманитарной модели субъектной организации психической реальности на уровне междисциплинарных гипотез и методов.
Темы для рефератов.
Отзыв на статью (структура и требования).
1. Полное название статьи, Выходные данные , ФИО и должность автора статьи
2. Индекс статьи (Wos/Scopus/ВАК)
3. Краткое описание проблемы, которой посвящена статья.
4. Степень актуальности тематики статьи.
5. Направленность статьи (методологические, теоретические, методические, технологические, прикладные и практические вопросы).
6. Основные авторские тезисы статьи.
7. Наиболее важные аспекты, раскрытые автором в статье.
8. Методы научного анализа в материалах статьи.
9. Анализ экспериментальных данных.
10. Новизна и оригинальность статьи.
11. Критический анализ и авторская позиция по отношению к основным идеям.
БРС.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Супрун А.П., Янова Н.Г., Носов К.А. Метапсихология: Релятивистская психология, квантовая психология и психология креативности: монография URSS, 2013
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Зинченко Т. П. Когнитивная и прикладная психология : учебник М.: МОДЭК, 2000
Л2.2 Ребеко Т.А. Психосемантические аспекты ментальной репрезентации событий / Психология интеллекта и творчества. Традиции и инновации. Отв.ред. А.Л.Журавлев, М.А.Холодная: сборник научных статей Институт психологии РАН, 2010 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=87516
Л2.3 Андреева Е.А., Белопольский В.И., Блинникова И.В. и др./Под редакцией А.В. Брушлинского, Е.А.Сергиенко Ментальная репрезентация: динамика и структура: монография М.: ИПРАН, 1998
Л2.4 Величкoвский Б. М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: в 2 т. : учебник М.: Академия, 2006
Л2.5 Знаков В.В. Психология понимания мира человеком: монография ИП РАН, 2016 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Янова, Н.Г. Психология ментальных репрезентаций: учеб. программа и методические рекомендации : методическая разработка АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Янова, Н. Г. Психология ментальных репрезентаций [Электронный ресурс] : учеб. программа и методические рекомендации, АлтГУ 2017 elibrary.asu.ru
Э2 Я. А. Пономарева и В. Н. Дружинина,Психосемантические аспекты ментальной репрезентации событий, ИП РАН, 2010 biblioclub.ru
Э3 Знаков В.В. Психология понимания мира человеком, ИП РАН, 2016 biblioclub.ru
Э4 Курс в Moodle «Психология ментальных репрезентаций» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Тестовые экспертные системы семантического моделирования ментального отклика (разработки научно-исследовательской группы SNY RESEARCH GROUP/ научно-технической компании T-SOFT - тестовые экспертные системы)
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
авторский сайт www.sny-research.com

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Рекомендуется дифференцированный список литературы на английском и на русском языке (см.ФОС)
2. Рекомендуется предварительная подготовка по дисциплинам: когнитивная психология, психология социального познания и восприятия, психология языка и речи, математическая психология.
3. Рекомендуется обращение к методическим материалам УМК и ЭУМКД.
4. Рекомендуется обращение к преподавателю за фондом методического обеспечения дисциплины, в т.ч. изданиям на иностранном языке.
5. Рекомендуется обращение к авторскому сайту www.sny-research.com научно-исследовательской группы SNY-RESRARCH GROUP (ТЕСТОВЫЕ ЭКСПЕРТНЫЕ СИСТЕМЫ)