Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной психологии |
---|---|
Направление подготовки | 37.06.01. Психологические науки |
Направленность | Общая психология, психология личности, история психологии |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 1 ЗЕТ |
Учебный план | z37_06_01_Общ_ псих-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 2 | 2 | 2 | 2 |
Практические | 2 | 2 | 2 | 2 |
Сам. работа | 32 | 32 | 32 | 32 |
Итого | 36 | 36 | 36 | 36 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии
Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Заведующий кафедрой Каширский Д.В.
1.1. | Знакомство с психологической постановкой ренессанса проблемы ментальной репрезентации в современной когнитивной науке. Рассматриваются методологические принципы современного репрезентационализма, связанные с последними достижениями психологии сознания, языка и мышления и их интеграции в области нейронаук. Тематический приоритет составляет парадигма радикального конструктивизма в исследовании метапсихологии ментальных репрезентаций. Рассматривается перспектива интеграции естественно-научной и гуманитарной модели субъектной организации психической реальности на уровне междисциплинарных гипотез и методов с привлечением аппарата их формализации. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01 |
УК-1 | способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях |
УК-2 | способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки |
ПК-2 | способностью к исследованию закономерностей функционирования и развития психики человека, деятельности, общения, самосознания, личности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | место и роль репрезентационных процессов в закономерностях функционирования и развития психики человека, понимать психосемиотический принцип трактовки психики и сознания, различать репрезентационные психические процессы и психические механизмы интерпретации реальности |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ориентироваться в актуальных направлениях исследований проблемы ментальных репрезентаций в когнитивной психологии и когнитивной психолингвистике, нейропсихологии, нейролингвистике, нейроинформатике. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | современным тезаурусом по проблеме ментальной активности, концептуальными основами парадигмы конструктивизма в когнитологии, основами междисциплинарного анализа психологии сознания (языка мозга и языка мысли), современными теориями и методами изучения видов, функций, форм и механизмов ментальных репрезентаций. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. МЕНТАЛЬНЫЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ: ИСТОРИОГРАФИЯ НАУЧНЫХ ГИПОТЕЗ. | ||||||
1.1. | Постановка проблемы ментальных репрезентаций в классической, неклассической и постклассической психологии. | Сам. работа | 3 | 2 | УК-1 | Л1.1 |
1.2. | Менталистский подход в современной когнитивной науке: от языка мозга к языку мысли. | Лекции | 3 | 1 | ПК-2, УК-1 | Л3.1 |
1.3. | Принципы организации, формы и модели ментальных репрезентаций. | Лекции | 3 | 1 | УК-1 | Л3.1 |
Раздел 2. ПРИРОДА,МЕХАНИЗМЫ И ФУНКЦИИ МЕНТАЛЬНЫХ РЕПРЕЗЕНТАЦИЙ. | ||||||
2.1. | Механизмы объектного и субъектного опосредования психической реальности. | Сам. работа | 3 | 1 | ПК-2, УК-1 | |
2.2. | Репрезентационные психические процессы и психические механизмы интерпретации реальности. | Сам. работа | 3 | 1 | ПК-2, УК-1 | Л2.3 |
2.3. | Механизмы категоризации и концептуализации в переработке информации.Категории и концепты. | Сам. работа | 3 | 1 | ПК-2, УК-1 | Л1.1 |
2.4. | Перцептивные и когнитивные ментальные репрезентации. Образы и понятия. | Практические | 3 | 1 | УК-1 | |
2.5. | Языковые и неязыковые ментальные репрезентации: вербальные и невербальные механизмы языкового кода. | Практические | 3 | 1 | УК-1 | |
2.6. | Функции ментальной репрезентации: осознание и понимание. | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-2, УК-1 | Л2.5 |
2.7. | Сенсорно-перцептивные механизмы организации ментального опыта: эффект прототипа. | Сам. работа | 3 | 2 | УК-1 | |
2.8. | IQ и EQ в ментальной репрезентации. Роль аффекта и интеллекта в механизмах кодификации. | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-2, УК-1 | |
Раздел 3. ПСИХОСЕМИОТИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ МЕНТАЛЬНЫХ РЕПРЕЗЕНТАЦИЙ. | ||||||
3.1. | Психосемиотический код ментальной репрезентации: иконы, знаки и символы. | Сам. работа | 3 | 2 | УК-1 | Л1.1 |
3.2. | Языковые универсалии и ментальные структуры. Метаязыковой код в обосновании концептуального расстояния. | Сам. работа | 3 | 1 | УК-1 | |
3.3. | Универсальный предметный код внутренней речи (Н.И.Жинкин). Доречевой горизонт сознания.Смыслообразование и смыслонахождение. | Сам. работа | 3 | 1 | УК-1 | Л2.2 |
3.4. | Мотивационный язык (М.Мейфилд, Э.Барагванат)и мотивация мысли.Концептуальные модели мотивации (Дж.Уайт). | Сам. работа | 3 | 2 | УК-1 | |
3.5. | Процессы кодирования и декодирования: метаязыковые и внеязыковые правила перехода от семантики к синтаксису. | Сам. работа | 3 | 1 | УК-1 | |
Раздел 4. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ И ГРАММАТИКА МЕНТАЛЬНЫХ РЕПРЕЗЕНТАЦИЙ. | ||||||
4.1. | Функциональная природа значений и смыслов в феноменологии ментальных репрезентаций. | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-2, УК-1 | Л1.1 |
4.2. | Концептуальная семантика и когнитивная лингвистика репрезентационных систем в теориях Р.Джекендорфа и Д.Джерартса. | Сам. работа | 3 | 1 | ПК-2, УК-1 | |
4.3. | Теория интегральной концептуализации и ментальных пространств М.Тернера и Ж.Фоконье. | Сам. работа | 3 | 1 | ПК-2, УК-1 | |
4.4. | Теория прототипа Э.Рош: наследие и перспективы. | Сам. работа | 3 | 1 | ПК-2, УК-1 | |
4.5. | Теории когнитивной, перцептивной и концептуальной метафоры в психологии сознания(Дж.Лакофф, Ф. Джонсон-Лэрд) | Сам. работа | 3 | 1 | ПК-2, УК-1 | |
4.6. | Грамматика мышления и грамматика языка. Теории когнитивной и конструкционной грамматики (Ч.Филлмор, Л.Талми, Дж.Тейлор, Р.Лангаккер, Р.Лэнекер, У.Крофт, А.Ченки). | Сам. работа | 3 | 1 | ПК-2, УК-1 | |
4.7. | Язык и речь языковой личности. Языковой тип и речевой жанр в лингвоперсонологии (В.П.Нерознак, В.В.Виноградов, К.Ф.Седов, Ю.Н.Караулов). | Сам. работа | 3 | 1 | ПК-2, УК-1 | |
Раздел 5. МЕНТАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ И МЕНТАЛЬНЫЕ ПРОСТРАНСТВА: ФОРМАЛИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ. | ||||||
5.1. | Признаковые, ансамблевые и коннекционистские модели в исследовательском дизайне ментальных репрезентаций. | Сам. работа | 3 | 1 | УК-1 | Л2.4 |
5.2. | Ментальные модели в нейроинформатике, нейрофизиологии и нейролингвистике. | Сам. работа | 3 | 2 | УК-1 | Л2.4, Л2.1 |
5.3. | «Mental Models» в теориях модельного подхода (Ф.Джонсона-Лэрда, Д.Джентнер и А.Стивенса) и формального (теория дедуктивного вывода Л.Рипса, теория каузального вывода Рескорлы-Вагнера, статистическая теория формирования понятий А.Тверски). | Сам. работа | 3 | 1 | УК-1, УК-2 | |
5.4. | Ментальные пространства: теории формализации и методы математического моделирования. | Сам. работа | 3 | 2 | УК-1, УК-2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Теоретические представления о феномене ментальной репрезентации в когнитивной парадигме. 2. Парадигма радикального конструктивизма: новый взгляд на процессы репрезентации. 3. Репрезентационные психические процессы и психические механизмы интерпретации реальности. 4. Ментальная активность и ментальная репрезентация. 5. Понятие ментальной репрезентации в современной когнитивной психологии и когнитивной лингвистике. 6. Модальный и амодальный принципы организации ментальной репрезентации. 7. Мысль и образ как психическая функция репрезентации. 8. Языковые и неязыковые ментальные репрезентации 9. Понятие о перцептивных ментальных репрезентациях. Роль зрительного опыта в уровневой организации и связанности репрезентаций. 10. Понятие о когнитивных ментальных репрезентациях. Роль интерсенсорного взаимодействия и когнитивного контроля. 11. Психофизические методы анализа сенсорно-перцептивной организации ментального опыта. 12. Прототипические эффекты восприятия и оценки в ментальной репрезентации. 13. Когнитивная структура и динамика ментальных репрезентаций . 14. Понятие ментальной модели и ментального пространства.. 15. Альтернатива модельного подхода в формальных моделях . 16. Декларативные и процедурные «знания» в механизмах интерпретации реальности. 17. Психосемиотика знака и символа в семиозисе. Внутренняя структура знаковой операции. 18. Смыслообразование и смыслонахождение: знаковая и символьная репрезентация. 19. Роль концептуального расстояния в понимании. Эмоциональные и когнитивные концепты. 20. Понимание и оценивание. Перцептивные и концептуальные метафоры. 21. Механизмы категоризации и концептуализации в ментальной репрезентации. 22. Дискурсивно-атрибутивные теории в исследовании ментальной репрезентации. 23. Грамматика мышления и грамматика языка. Теории когнитивной и конструкционной грамматики. 24. Репрезентация мотивации в языке и речи. Мотивационный язык личности. 25. Языковая концептуализация как основа понимания. 26. Язык человека и человек в языке. Языковой тип и речевой жанр языковой личности. 27. Анализ механизмов ментальной репрезентации в нейронауках. 28. Проблематика ментальной репрезентации в современных научных гипотезах психологии сознания. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Темы рефератов для самостоятельной работы: 1. Научные парадигмы современного репрезентационализма. 2. Постановка проблемы ментальной репрезентации в «психологии сознания» и «психологии мозга» (Representation in Mind, Brain & Consciousness) 3. Ментальная репрезентация в современной когнитивной психолингвистике. 4. Репрезентационные системы, процессы и механизмы: взгляд современной когнитологии. 5. Феномен и феноменология ментальной активности. 6. Анализ механизмов ментальной репрезентации в нейронауках. 7. Мысль и образ как психическая функция репрезентации. 8. Языковые и неязыковые ментальные репрезентации 9. Проблема интерсенсорного взаимодействия и когнитивного контроля . 10. Декларативные и процедурные «знания» в механизмах интерпретации реальности. 11. Модельный подход к анализу ментальной активности. Постановка проблематики «Mental Models» в работах Ф.Джонсона-Лэрда, Д.Джентнер и А.Стивенса 12. Формальный подход к анализу ментальной активности (теория дедуктивного вывода Л.Рипса, теория каузального вывода Р.Рескорлы-А.Вагнера, статистическая теория формирования понятий А.Тверски). 13. Внутренняя структура знаковой операции: знаковая и символьная репрезентация. 14. Понимание и оценивание. Теории перцептивных, когнитивных и концептуальных метафор. 15. Механизмы категоризации и концептуализации в ментальной репрезентации. Теория интегральной концептуализации М.Тернера и ментальных пространств Ж.Фоконье. 16. Дискурсивно-атрибутивные теории в исследовании ментальной репрезентации. 17. Грамматика мышления и грамматика языка. 18. Теории когнитивной и конструкционной грамматики: от Ч.Филлмора, Л.Талми, Дж.Тейлора до Р.Лангаккера, Р.Лэнекера, У.Крофта и А.Ченки) 19. Теория прототипа Э.Рош: наследие и перспективы. 20. Концептуальная семантика ментальной репрезентации в теориях Р.Джекендорфа и Д.Джерартса. 21. Математические модели в исследовании механизмов ментальной репрезентации: релятивистские и квантовые эффекты ментальной активности. 22. Языковая концептуализация как основа понимания. Вопросы формализации семиозиса. 23. Смыслообразование и смыслонахождение: функциональные теории внутренней речи. 24. Понятие ментально-языкового кода в психосемиотике ментальных репрезентаций. 25. Метаязыковая реальность семиосферы: психологизм обратной связи «вне мозга» (от гипотез Бурбаки и Пуанкаре к теориям М.Менского и Р.Пенроуза) 26. «Семантическое состояние»: психология и физика о процессах когнитивной самореференции наблюдателя. 27. «Ментальное состояние» или «нелингвистически офомленная материя»: метафора Ж.Делеза в лингвистике, психологии и физике. 28. Психосемиотический принцип трактовки психики и сознания в неклассической когнитологии. 29. «Слепое пятно» в треугольнике Фреге: неклассическая атрибутика сознания (ненаблюдаемость, нелингвистичность, неосознанность, рекурсивность). 30. Вероятностная модель сознания: старые и новые гипотезы в теории ментального отклика. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Контрольные вопросы для собеседования (по вариантам). Вариант 1. 1. Теоретические представления о феномене ментальной репрезентации в когнитивной парадигме. 2. Репрезентационные психические процессы и психические механизмы интерпретации реальности. 3. Декларативные и процедурные «знания» в механизмах интерпретации реальности. 4. Проблематика ментальной репрезентации в современных научных гипотезах «психологии мозга». 5. Проблематика ментальной репрезентации в современных научных гипотезах « психологии сознания». Вариант 2. 1. Парадигма радикального конструктивизма: новый взгляд на процессы репрезентации. 2. Понятие ментальной репрезентации в современной когнитивной психологии. 3. Прототипические эффекты восприятия и оценки в ментальной репрезентации. 4. Грамматика мышления и грамматика языка. 5. Теории когнитивной и конструкционной грамматики. Вариант 3. 1. Ментальная активность и ментальная репрезентация. 2. Модальный и амодальный принципы организации ментальной репрезентации. 3. Мысль и образ как психическая функция репрезентации. 4. Понятие о перцептивных ментальных репрезентациях. Роль зрительного опыта в уровневой организации и связанности репрезентаций. 5. Психофизические методы анализа сенсорно-перцептивной организации ментального опыта. Вариант 4. 1. Понятие ментальной репрезентации в современной когнитивной лингвистике. 2. Языковые и неязыковые ментальные репрезентации. 3. Репрезентация мотивации в языке и речи. Мотивационный язык личности. 4. Языковая концептуализация как основа понимания. 5. Язык человека и человек в языке. Теория языковой личности. Мета-языковой код репрезентации. Вариант 5. 1. Понятие о когнитивных ментальных репрезентациях. Роль интерсенсорного взаимодействия и когнитивного контроля. 2. Когнитивная структура и динамика ментальных репрезентаций 3. Понятие ментальной модели и ментального пространства. 4. Альтернатива модельного подхода в формальных моделях. 5. Анализ механизмов ментальной репрезентации в нейронауках. Вариант 6. 1. Психосемиотика знака и символа в семиозисе. Внутренняя структура знаковой операции. 2. Смыслообразование и смыслонахождение: знаковая и символьная репрезентация. 3. Роль концептуального расстояния в понимании. Эмоциональные и когнитивные концепты. 4. Понимание и оценивание. Перцептивные и концептуальные метафоры. 5. Механизмы категоризации и концептуализации в ментальной репрезентации. Контрольные вопросы для семинаров (по темам семинарских занятий). Темы для дискуссий. 1. Репрезентационализм: «техническая» концепция когнитивных процессов чувственного восприятия? 2. Парадигма радикального конструктивизма в исследовании метапсихологии ментальных репрезентаций. 3. Перспектива интеграции естественно-научной и гуманитарной модели субъектной организации психической реальности на уровне междисциплинарных гипотез и методов. Темы для рефератов. Отзыв на статью (структура и требования). 1. Полное название статьи, Выходные данные , ФИО и должность автора статьи 2. Индекс статьи (Wos/Scopus/ВАК) 3. Краткое описание проблемы, которой посвящена статья. 4. Степень актуальности тематики статьи. 5. Направленность статьи (методологические, теоретические, методические, технологические, прикладные и практические вопросы). 6. Основные авторские тезисы статьи. 7. Наиболее важные аспекты, раскрытые автором в статье. 8. Методы научного анализа в материалах статьи. 9. Анализ экспериментальных данных. 10. Новизна и оригинальность статьи. 11. Критический анализ и авторская позиция по отношению к основным идеям. БРС. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Супрун А.П., Янова Н.Г., Носов К.А. | Метапсихология: Релятивистская психология, квантовая психология и психология креативности: монография | URSS, 2013 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Зинченко Т. П. | Когнитивная и прикладная психология : учебник | М.: МОДЭК, 2000 | |
Л2.2 | Ребеко Т.А. | Психосемантические аспекты ментальной репрезентации событий / Психология интеллекта и творчества. Традиции и инновации. Отв.ред. А.Л.Журавлев, М.А.Холодная: сборник научных статей | Институт психологии РАН, 2010 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=87516 |
Л2.3 | Андреева Е.А., Белопольский В.И., Блинникова И.В. и др./Под редакцией А.В. Брушлинского, Е.А.Сергиенко | Ментальная репрезентация: динамика и структура: монография | М.: ИПРАН, 1998 | |
Л2.4 | Величкoвский Б. М. | Когнитивная наука: Основы психологии познания: в 2 т. : учебник | М.: Академия, 2006 | |
Л2.5 | Знаков В.В. | Психология понимания мира человеком: монография | ИП РАН, 2016 | biblioclub.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Янова, Н.Г. | Психология ментальных репрезентаций: учеб. программа и методические рекомендации : методическая разработка | АлтГУ, 2017 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Янова, Н. Г. Психология ментальных репрезентаций [Электронный ресурс] : учеб. программа и методические рекомендации, АлтГУ 2017 | elibrary.asu.ru | ||
Э2 | Я. А. Пономарева и В. Н. Дружинина,Психосемантические аспекты ментальной репрезентации событий, ИП РАН, 2010 | biblioclub.ru | ||
Э3 | Знаков В.В. Психология понимания мира человеком, ИП РАН, 2016 | biblioclub.ru | ||
Э4 | Курс в Moodle «Психология ментальных репрезентаций» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Тестовые экспертные системы семантического моделирования ментального отклика (разработки научно-исследовательской группы SNY RESEARCH GROUP/ научно-технической компании T-SOFT - тестовые экспертные системы) Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
авторский сайт www.sny-research.com |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
1. Рекомендуется дифференцированный список литературы на английском и на русском языке (см.ФОС) 2. Рекомендуется предварительная подготовка по дисциплинам: когнитивная психология, психология социального познания и восприятия, психология языка и речи, математическая психология. 3. Рекомендуется обращение к методическим материалам УМК и ЭУМКД. 4. Рекомендуется обращение к преподавателю за фондом методического обеспечения дисциплины, в т.ч. изданиям на иностранном языке. 5. Рекомендуется обращение к авторскому сайту www.sny-research.com научно-исследовательской группы SNY-RESRARCH GROUP (ТЕСТОВЫЕ ЭКСПЕРТНЫЕ СИСТЕМЫ) |