МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология ментальных репрезентаций

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.06.01. Психологические науки
НаправленностьОбщая психология, психология личности, история психологии
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость1 ЗЕТ
Учебный планz37_06_01_Общ_ псих-4-2020
Часов по учебному плану 36
в том числе:
аудиторные занятия 4
самостоятельная работа 32
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 2 2 2 2
Сам. работа 32 32 32 32
Итого 36 36 36 36

Программу составил(и):
канд.соц.наук, доцент каф.общей и прикладной психологии, Янова Наталья Геннадьевна

Рецензент(ы):
д.псих.наук, зав.каф.общей и прикладной психологии, Каширский Дмитрий Валерьевич

Рабочая программа дисциплины
Психология ментальных репрезентаций

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.06.01 Психологические науки (уровень подготовки кадров высшей квалификации), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 июля 2014 № 897 (с изменениями и дополнениями от 30 апреля 2015)

составлена на основании учебного плана:
37.06.01 Психологические науки
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
Каширский Д.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Заведующий кафедрой Каширский Д.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Знакомство с психологической постановкой ренессанса проблемы ментальной репрезентации в современной когнитивной науке. Рассматриваются методологические принципы современного репрезентационализма, связанные с последними достижениями психологии сознания, языка и мышления и их интеграции в области нейронаук. Тематический приоритет составляет парадигма радикального конструктивизма в исследовании метапсихологии ментальных репрезентаций. Рассматривается перспектива интеграции естественно-научной и гуманитарной модели субъектной организации психической реальности на уровне междисциплинарных гипотез и методов с привлечением аппарата их формализации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
УК-2 способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки
ПК-2 способностью к исследованию закономерностей функционирования и развития психики человека, деятельности, общения, самосознания, личности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.место и роль репрезентационных процессов в закономерностях функционирования и развития психики человека, понимать психосемиотический принцип трактовки психики и сознания, различать репрезентационные психические процессы и психические механизмы интерпретации реальности
3.2.Уметь:
3.2.1.ориентироваться в актуальных направлениях исследований проблемы ментальных репрезентаций в когнитивной психологии и когнитивной психолингвистике, нейропсихологии, нейролингвистике, нейроинформатике.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.современным тезаурусом по проблеме ментальной активности, концептуальными основами парадигмы конструктивизма в когнитологии, основами междисциплинарного анализа психологии сознания (языка мозга и языка мысли), современными теориями и методами изучения видов, функций, форм и механизмов ментальных репрезентаций.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. МЕНТАЛЬНЫЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ: ИСТОРИОГРАФИЯ НАУЧНЫХ ГИПОТЕЗ.
1.1. Постановка проблемы ментальных репрезентаций в классической, неклассической и постклассической психологии. Сам. работа 3 2 УК-1 Л1.1
1.2. Менталистский подход в современной когнитивной науке: от языка мозга к языку мысли. Лекции 3 1 ПК-2, УК-1 Л3.1
1.3. Принципы организации, формы и модели ментальных репрезентаций. Лекции 3 1 УК-1 Л3.1
Раздел 2. ПРИРОДА,МЕХАНИЗМЫ И ФУНКЦИИ МЕНТАЛЬНЫХ РЕПРЕЗЕНТАЦИЙ.
2.1. Механизмы объектного и субъектного опосредования психической реальности. Сам. работа 3 1 ПК-2, УК-1
2.2. Репрезентационные психические процессы и психические механизмы интерпретации реальности. Сам. работа 3 1 ПК-2, УК-1 Л2.3
2.3. Механизмы категоризации и концептуализации в переработке информации.Категории и концепты. Сам. работа 3 1 ПК-2, УК-1 Л1.1
2.4. Перцептивные и когнитивные ментальные репрезентации. Образы и понятия. Практические 3 1 УК-1
2.5. Языковые и неязыковые ментальные репрезентации: вербальные и невербальные механизмы языкового кода. Практические 3 1 УК-1
2.6. Функции ментальной репрезентации: осознание и понимание. Сам. работа 3 2 ПК-2, УК-1 Л2.5
2.7. Сенсорно-перцептивные механизмы организации ментального опыта: эффект прототипа. Сам. работа 3 2 УК-1
2.8. IQ и EQ в ментальной репрезентации. Роль аффекта и интеллекта в механизмах кодификации. Сам. работа 3 2 ПК-2, УК-1
Раздел 3. ПСИХОСЕМИОТИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ МЕНТАЛЬНЫХ РЕПРЕЗЕНТАЦИЙ.
3.1. Психосемиотический код ментальной репрезентации: иконы, знаки и символы. Сам. работа 3 2 УК-1 Л1.1
3.2. Языковые универсалии и ментальные структуры. Метаязыковой код в обосновании концептуального расстояния. Сам. работа 3 1 УК-1
3.3. Универсальный предметный код внутренней речи (Н.И.Жинкин). Доречевой горизонт сознания.Смыслообразование и смыслонахождение. Сам. работа 3 1 УК-1 Л2.2
3.4. Мотивационный язык (М.Мейфилд, Э.Барагванат)и мотивация мысли.Концептуальные модели мотивации (Дж.Уайт). Сам. работа 3 2 УК-1
3.5. Процессы кодирования и декодирования: метаязыковые и внеязыковые правила перехода от семантики к синтаксису. Сам. работа 3 1 УК-1
Раздел 4. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ И ГРАММАТИКА МЕНТАЛЬНЫХ РЕПРЕЗЕНТАЦИЙ.
4.1. Функциональная природа значений и смыслов в феноменологии ментальных репрезентаций. Сам. работа 3 2 ПК-2, УК-1 Л1.1
4.2. Концептуальная семантика и когнитивная лингвистика репрезентационных систем в теориях Р.Джекендорфа и Д.Джерартса. Сам. работа 3 1 ПК-2, УК-1
4.3. Теория интегральной концептуализации и ментальных пространств М.Тернера и Ж.Фоконье. Сам. работа 3 1 ПК-2, УК-1
4.4. Теория прототипа Э.Рош: наследие и перспективы. Сам. работа 3 1 ПК-2, УК-1
4.5. Теории когнитивной, перцептивной и концептуальной метафоры в психологии сознания(Дж.Лакофф, Ф. Джонсон-Лэрд) Сам. работа 3 1 ПК-2, УК-1
4.6. Грамматика мышления и грамматика языка. Теории когнитивной и конструкционной грамматики (Ч.Филлмор, Л.Талми, Дж.Тейлор, Р.Лангаккер, Р.Лэнекер, У.Крофт, А.Ченки). Сам. работа 3 1 ПК-2, УК-1
4.7. Язык и речь языковой личности. Языковой тип и речевой жанр в лингвоперсонологии (В.П.Нерознак, В.В.Виноградов, К.Ф.Седов, Ю.Н.Караулов). Сам. работа 3 1 ПК-2, УК-1
Раздел 5. МЕНТАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ И МЕНТАЛЬНЫЕ ПРОСТРАНСТВА: ФОРМАЛИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ.
5.1. Признаковые, ансамблевые и коннекционистские модели в исследовательском дизайне ментальных репрезентаций. Сам. работа 3 1 УК-1 Л2.4
5.2. Ментальные модели в нейроинформатике, нейрофизиологии и нейролингвистике. Сам. работа 3 2 УК-1 Л2.4, Л2.1
5.3. «Mental Models» в теориях модельного подхода (Ф.Джонсона-Лэрда, Д.Джентнер и А.Стивенса) и формального (теория дедуктивного вывода Л.Рипса, теория каузального вывода Рескорлы-Вагнера, статистическая теория формирования понятий А.Тверски). Сам. работа 3 1 УК-1, УК-2
5.4. Ментальные пространства: теории формализации и методы математического моделирования. Сам. работа 3 2 УК-1, УК-2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Теоретические представления о феномене ментальной репрезентации в когнитивной парадигме.
2. Парадигма радикального конструктивизма: новый взгляд на процессы репрезентации.
3. Репрезентационные психические процессы и психические механизмы интерпретации реальности.
4. Ментальная активность и ментальная репрезентация.
5. Понятие ментальной репрезентации в современной когнитивной психологии и когнитивной лингвистике.
6. Модальный и амодальный принципы организации ментальной репрезентации.
7. Мысль и образ как психическая функция репрезентации.
8. Языковые и неязыковые ментальные репрезентации
9. Понятие о перцептивных ментальных репрезентациях. Роль зрительного опыта в уровневой организации и связанности репрезентаций.
10. Понятие о когнитивных ментальных репрезентациях. Роль интерсенсорного взаимодействия и когнитивного контроля.
11. Психофизические методы анализа сенсорно-перцептивной организации ментального опыта.
12. Прототипические эффекты восприятия и оценки в ментальной репрезентации.
13. Когнитивная структура и динамика ментальных репрезентаций .
14. Понятие ментальной модели и ментального пространства..
15. Альтернатива модельного подхода в формальных моделях .
16. Декларативные и процедурные «знания» в механизмах интерпретации реальности.
17. Психосемиотика знака и символа в семиозисе. Внутренняя структура знаковой операции.
18. Смыслообразование и смыслонахождение: знаковая и символьная репрезентация.
19. Роль концептуального расстояния в понимании. Эмоциональные и когнитивные концепты.
20. Понимание и оценивание. Перцептивные и концептуальные метафоры.
21. Механизмы категоризации и концептуализации в ментальной репрезентации.
22. Дискурсивно-атрибутивные теории в исследовании ментальной репрезентации.
23. Грамматика мышления и грамматика языка. Теории когнитивной и конструкционной грамматики.
24. Репрезентация мотивации в языке и речи. Мотивационный язык личности.
25. Языковая концептуализация как основа понимания.
26. Язык человека и человек в языке. Языковой тип и речевой жанр языковой личности.
27. Анализ механизмов ментальной репрезентации в нейронауках.
28. Проблематика ментальной репрезентации в современных научных гипотезах психологии сознания.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов для самостоятельной работы:

1. Научные парадигмы современного репрезентационализма.
2. Постановка проблемы ментальной репрезентации в «психологии сознания» и «психологии мозга» (Representation in Mind, Brain & Consciousness)
3. Ментальная репрезентация в современной когнитивной психолингвистике.
4. Репрезентационные системы, процессы и механизмы: взгляд современной когнитологии.
5. Феномен и феноменология ментальной активности.
6. Анализ механизмов ментальной репрезентации в нейронауках.
7. Мысль и образ как психическая функция репрезентации.
8. Языковые и неязыковые ментальные репрезентации
9. Проблема интерсенсорного взаимодействия и когнитивного контроля .
10. Декларативные и процедурные «знания» в механизмах интерпретации реальности.
11. Модельный подход к анализу ментальной активности. Постановка проблематики «Mental Models» в работах Ф.Джонсона-Лэрда, Д.Джентнер и А.Стивенса
12. Формальный подход к анализу ментальной активности (теория дедуктивного вывода Л.Рипса, теория каузального вывода Р.Рескорлы-А.Вагнера, статистическая теория формирования понятий А.Тверски).
13. Внутренняя структура знаковой операции: знаковая и символьная репрезентация.
14. Понимание и оценивание. Теории перцептивных, когнитивных и концептуальных метафор.
15. Механизмы категоризации и концептуализации в ментальной репрезентации. Теория интегральной концептуализации М.Тернера и ментальных пространств Ж.Фоконье.
16. Дискурсивно-атрибутивные теории в исследовании ментальной репрезентации.
17. Грамматика мышления и грамматика языка.
18. Теории когнитивной и конструкционной грамматики: от Ч.Филлмора, Л.Талми, Дж.Тейлора до Р.Лангаккера, Р.Лэнекера, У.Крофта и А.Ченки)
19. Теория прототипа Э.Рош: наследие и перспективы.
20. Концептуальная семантика ментальной репрезентации в теориях Р.Джекендорфа и Д.Джерартса.
21. Математические модели в исследовании механизмов ментальной репрезентации: релятивистские и квантовые эффекты ментальной активности.
22. Языковая концептуализация как основа понимания. Вопросы формализации семиозиса.
23. Смыслообразование и смыслонахождение: функциональные теории внутренней речи.
24. Понятие ментально-языкового кода в психосемиотике ментальных репрезентаций.
25. Метаязыковая реальность семиосферы: психологизм обратной связи «вне мозга» (от гипотез Бурбаки и Пуанкаре к теориям М.Менского и Р.Пенроуза)
26. «Семантическое состояние»: психология и физика о процессах когнитивной самореференции наблюдателя.
27. «Ментальное состояние» или «нелингвистически офомленная материя»: метафора Ж.Делеза в лингвистике, психологии и физике.
28. Психосемиотический принцип трактовки психики и сознания в неклассической когнитологии.
29. «Слепое пятно» в треугольнике Фреге: неклассическая атрибутика сознания (ненаблюдаемость, нелингвистичность, неосознанность, рекурсивность).
30. Вероятностная модель сознания: старые и новые гипотезы в теории ментального отклика.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Контрольные вопросы для собеседования (по вариантам).
Вариант 1.
1. Теоретические представления о феномене ментальной репрезентации в когнитивной парадигме.
2. Репрезентационные психические процессы и психические механизмы интерпретации реальности.
3. Декларативные и процедурные «знания» в механизмах интерпретации реальности.
4. Проблематика ментальной репрезентации в современных научных гипотезах «психологии мозга».
5. Проблематика ментальной репрезентации в современных научных гипотезах « психологии сознания».
Вариант 2.
1. Парадигма радикального конструктивизма: новый взгляд на процессы репрезентации.
2. Понятие ментальной репрезентации в современной когнитивной психологии.
3. Прототипические эффекты восприятия и оценки в ментальной репрезентации.
4. Грамматика мышления и грамматика языка.
5. Теории когнитивной и конструкционной грамматики.
Вариант 3.
1. Ментальная активность и ментальная репрезентация.
2. Модальный и амодальный принципы организации ментальной репрезентации.
3. Мысль и образ как психическая функция репрезентации.
4. Понятие о перцептивных ментальных репрезентациях. Роль зрительного опыта в уровневой организации и связанности репрезентаций.
5. Психофизические методы анализа сенсорно-перцептивной организации ментального опыта.
Вариант 4.
1. Понятие ментальной репрезентации в современной когнитивной лингвистике.
2. Языковые и неязыковые ментальные репрезентации.
3. Репрезентация мотивации в языке и речи. Мотивационный язык личности.
4. Языковая концептуализация как основа понимания.
5. Язык человека и человек в языке. Теория языковой личности. Мета-языковой код репрезентации.
Вариант 5.
1. Понятие о когнитивных ментальных репрезентациях. Роль интерсенсорного взаимодействия и когнитивного контроля.
2. Когнитивная структура и динамика ментальных репрезентаций
3. Понятие ментальной модели и ментального пространства.
4. Альтернатива модельного подхода в формальных моделях.
5. Анализ механизмов ментальной репрезентации в нейронауках.
Вариант 6.
1. Психосемиотика знака и символа в семиозисе. Внутренняя структура знаковой операции.
2. Смыслообразование и смыслонахождение: знаковая и символьная репрезентация.
3. Роль концептуального расстояния в понимании. Эмоциональные и когнитивные концепты.
4. Понимание и оценивание. Перцептивные и концептуальные метафоры.
5. Механизмы категоризации и концептуализации в ментальной репрезентации.
Контрольные вопросы для семинаров (по темам семинарских занятий).
Темы для дискуссий.
1. Репрезентационализм: «техническая» концепция когнитивных процессов чувственного восприятия?
2. Парадигма радикального конструктивизма в исследовании метапсихологии ментальных репрезентаций.
3. Перспектива интеграции естественно-научной и гуманитарной модели субъектной организации психической реальности на уровне междисциплинарных гипотез и методов.
Темы для рефератов.
Отзыв на статью (структура и требования).
1. Полное название статьи, Выходные данные , ФИО и должность автора статьи
2. Индекс статьи (Wos/Scopus/ВАК)
3. Краткое описание проблемы, которой посвящена статья.
4. Степень актуальности тематики статьи.
5. Направленность статьи (методологические, теоретические, методические, технологические, прикладные и практические вопросы).
6. Основные авторские тезисы статьи.
7. Наиболее важные аспекты, раскрытые автором в статье.
8. Методы научного анализа в материалах статьи.
9. Анализ экспериментальных данных.
10. Новизна и оригинальность статьи.
11. Критический анализ и авторская позиция по отношению к основным идеям.
БРС.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Супрун А.П., Янова Н.Г., Носов К.А. Метапсихология: Релятивистская психология, квантовая психология и психология креативности: монография URSS, 2013
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Зинченко Т. П. Когнитивная и прикладная психология : учебник М.: МОДЭК, 2000
Л2.2 Ребеко Т.А. Психосемантические аспекты ментальной репрезентации событий / Психология интеллекта и творчества. Традиции и инновации. Отв.ред. А.Л.Журавлев, М.А.Холодная: сборник научных статей Институт психологии РАН, 2010 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=87516
Л2.3 Андреева Е.А., Белопольский В.И., Блинникова И.В. и др./Под редакцией А.В. Брушлинского, Е.А.Сергиенко Ментальная репрезентация: динамика и структура: монография М.: ИПРАН, 1998
Л2.4 Величкoвский Б. М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: в 2 т. : учебник М.: Академия, 2006
Л2.5 Знаков В.В. Психология понимания мира человеком: монография ИП РАН, 2016 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Янова, Н.Г. Психология ментальных репрезентаций: учеб. программа и методические рекомендации : методическая разработка АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Янова, Н. Г. Психология ментальных репрезентаций [Электронный ресурс] : учеб. программа и методические рекомендации, АлтГУ 2017 elibrary.asu.ru
Э2 Я. А. Пономарева и В. Н. Дружинина,Психосемантические аспекты ментальной репрезентации событий, ИП РАН, 2010 biblioclub.ru
Э3 Знаков В.В. Психология понимания мира человеком, ИП РАН, 2016 biblioclub.ru
Э4 Курс в Moodle «Психология ментальных репрезентаций» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Тестовые экспертные системы семантического моделирования ментального отклика (разработки научно-исследовательской группы SNY RESEARCH GROUP/ научно-технической компании T-SOFT - тестовые экспертные системы)
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
авторский сайт www.sny-research.com

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Рекомендуется дифференцированный список литературы на английском и на русском языке (см.ФОС)
2. Рекомендуется предварительная подготовка по дисциплинам: когнитивная психология, психология социального познания и восприятия, психология языка и речи, математическая психология.
3. Рекомендуется обращение к методическим материалам УМК и ЭУМКД.
4. Рекомендуется обращение к преподавателю за фондом методического обеспечения дисциплины, в т.ч. изданиям на иностранном языке.
5. Рекомендуется обращение к авторскому сайту www.sny-research.com научно-исследовательской группы SNY-RESRARCH GROUP (ТЕСТОВЫЕ ЭКСПЕРТНЫЕ СИСТЕМЫ)