МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология массовой коммуникации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.01. Реклама и связи с общественностью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план42_03_01_РиСО-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Психология массовой коммуникации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.01 РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 г. № 997)

составлена на основании учебного плана:
42.03.01 Реклама и связи с общественностью
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 30.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 30.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- знакомство с основами психологии массовой коммуникации и ее ключевыми направлениями, а также общими понятиями о психологических особенностях протекания массовой коммуникации;
- актуализация и систематизация знаний о массовой коммуникации;
- знакомство с профессиональной терминологией в области психологии МК;
- знакомство с психологическим подходом к массовой коммуникации;
- знакомство со спецификой психических процессов и состояний в массовой коммуникации;
- формирование умений и навыков психологического анализа массовой коммуникации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью осуществлять под контролем профессиональные функции в области рекламы и связей с общественностью в различных структурах
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теории и модели массовой коммуникации; специфику функционирования психических процессов и состояний в массовой коммуникации; научные представления о массовом сознании, психических процессах и состояниях в массовой коммуникации; особенности психологии пропаганды, рекламного воздействия, слухов, моды и творчества в коммуникационных процессах;
3.2.Уметь:
3.2.1.грамотно использовать результаты психологических исследований при планировании и проведении коммуникационных кампаний; анализировать социально-значимые проблемы и процессы с точки зрения психологии массовой коммуникации; анализировать эффективность массовой коммуникации;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения инструментария, приемов и технологий в области психологии массовой коммуникации; опытом использования методов психологии массовой коммуникации при решении социальных и профессиональных задач.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы психологии массовых коммуникаций
1.1. Понятие массовой коммуникации. Основные теории в области массовых коммуникаций Лекции 5 2 ОПК-1 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Понятие массовой коммуникации. Основные теории в области массовых коммуникаций Сам. работа 5 2 ОПК-1 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Массовое общество, массовая культура и массовая коммуникация Практические 5 2 ОПК-1 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.4. Массовое общество, массовая культура и массовая коммуникация Сам. работа 5 2 ОПК-1 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.5. Массовая коммуникация: психологический аспект изучения Лекции 5 2 ОПК-1 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.6. Психологические исследования массовой коммуникации Практические 5 2 ОПК-1 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.7. Психологические исследования массовой коммуникации Сам. работа 5 2 ОПК-1 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.8. Массовая коммуникация: психологический аспект изучения Практические 5 2 ОПК-1 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.9. Массовая коммуникация: психологический аспект изучения Сам. работа 5 2 ОПК-1 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.10. Психические процессы, состояния и свойства в психологии человека Практические 5 2 ОПК-1 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.11. Психические процессы, состояния и свойства в психологии человека Сам. работа 5 2 ОПК-1 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Психологические процессы и состояния в различных сферах массовой коммуникации
2.1. Общение в психологии массовой коммуникации. Психические процессы и состояния в массовой коммуникации Лекции 5 2 ОПК-1 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Общение в психологии массовой коммуникации. Психические процессы и состояния в массовой коммуникации Сам. работа 5 2 ОПК-1 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Психология рекламного воздействия Лекции 5 2 ОПК-1 Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.4. Психология рекламного воздействия Практические 5 2 ОПК-1 Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.5. Психология рекламного воздействия Сам. работа 5 2 ОПК-1 Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.6. Психология моды Лекции 5 2 ОПК-1 Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.7. Психология моды Практические 5 2 ОПК-1 Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.8. Психология моды Сам. работа 5 2 ОПК-1 Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.9. Психология пропаганды Лекции 5 2 ОПК-1 Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.10. Психология пропаганды Практические 5 2 ОПК-1 Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.11. Психология пропаганды Сам. работа 5 6 ОПК-1 Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.12. Психология слухов Лекции 5 2 ОПК-1 Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.13. Психология слухов Практические 5 2 ОПК-1 Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.14. Психология слухов Сам. работа 5 6 ОПК-1 Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.15. Психология творчества Лекции 5 2 ОПК-1 Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.16. Психология творчества Практические 5 2 ОПК-1 Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.17. Психология творчества Сам. работа 5 5 ОПК-1 Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.18. Установка и стереотип Лекции 5 2 ОПК-1 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.19. Установка и стереотип Практические 5 2 ОПК-1 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.20. Установка и стереотип Сам. работа 5 2 ОПК-1 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.21. Символика и эмблематика в коммуникативном пространстве Практические 5 2 ОПК-1 Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.22. Символика и эмблематика в коммуникативном пространстве Сам. работа 5 2 ОПК-1 Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.23. Эффекты массовой коммуникации и ее эффективность Практические 5 2 ОПК-1 Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.24. Эффекты массовой коммуникации и ее эффективность Сам. работа 5 2 ОПК-1 Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 С. М. Виноградова, Г. С. Мельник Психология массовой коммуникации: учебник для бакалавров М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru
Л1.2 Антонова, Н. В. Психология массовых коммуникаций: учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Болотова А.К., Жуков Ю.М. Психология коммуникаций: монография М. : Издательский дом Высшей школы экономики, 2015 biblioclub.ru
Л2.2 Богомолова Н.Н. Социальная психология массовой коммуникации: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2010
Л2.3 Никулина, С.А. Психология массовой коммуникации : учебное пособие Директ-Медиа, 2014 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=235650
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт библиотеки АлтГУ www.lib.asu.ru;
Э2 Электронно-библиотечная система издательства "Лань" www.e.lanbook.com;
Э3 Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" www.biblioclub.ru.
Э4 Курс portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
405Д специализированная аудитория с мультимедийным оборудованием кафедры связей с общественностью и рекламы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; учебные пособия; презентационные материалы; наглядные материалы; компьютер: марка AquariusIntelCeleron   - 1 единица; стационарный проектор: марка VivitekD517 - 1 единица; стационарный экран: марка Projecta - 1 единица
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина предусматривает лекции и практические занятия, а также самостоятельную работу. Изучение курса завершается экзаменом. Успешное изучение курса требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.
Лекция. Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
Практическое занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует:
руководствоваться графиком самостоятельной работы,
выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеются теоретические вопросы и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.