МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление качеством

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки27.03.03. Системный анализ и управление
ПрофильСистемный анализ и управление экономическими системами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план27_03_03_САиУЭС-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 68
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 68 68 68 68
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.э.н., профессор, Воронкова Ольга Юрьевна

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Горбунова Алла Юрьевна

Рабочая программа дисциплины
Управление качеством

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 27.03.03 СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.03.2015 г. № 195)

составлена на основании учебного плана:
27.03.03 Системный анализ и управление
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 29.05.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.э.н., доцент Рудакова Оксана Юрьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 29.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой к.э.н., доцент Рудакова Оксана Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины «Управление качеством» – четко и комплексно рассмотреть все важнейшие теоретические и практические аспекты управления качеством, его современную интерпретацию.
Изучение данного курса позволит получить представление о содержании, структуре и основных тенденциях философии качества, а также познакомиться с основными системами стандартов в области качества.
Задачи курса
– обеспечить необходимую основу для дальнейшего более глубокого изучения и делового усвоения данных вопросов управления качеством;
– изучить современную концепцию менеджмента качества;
– познакомить с отечественной и зарубежной историей качества;
– изучить основные формы оценки затрат на менеджмент качества;
– успешно применять инструменты и методы управления качеством, в том числе квалиметрию;
– изучить специфику и формы регулирования процессов стандартизации, метрологии и сертификации систем качества менеджмента в России и мировой экономике;
– успешно применить в практической управленческой деятельности полученные знания стандартов ИСО 9000;
- участвовать в управлении проектом, программой внедрения технологических и продуктовых инноваций или программой организационных изменений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способностью применять аналитические, вычислительные и системно-аналитические методы для решения прикладных задач в области управления объектами техники, технологии, организационными системами, работать с традиционными носителями информации, базами знаний
ОПК-4 способностью применять принципы оценки, контроля и менеджмента качества
ОПК-5 способностью использовать принципы руководства и администрирования малых групп исполнителей
ПК-1 способностью принимать научно-обоснованные решения на основе математики, физики, химии, информатики, экологии, методов системного анализа и теории управления, теории знаний, осуществлять постановку и выполнять эксперименты по проверке их корректности и эффективности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- суть современных теоретических и методологических вопросов управления качеством;
- основные категории и понятия, характеризующих структуру управления качеством;
- понятия технологических и продуктовых инноваций, основные этапы программы организационных изменений.
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять на практике системы стандартов управления качеством;
- использовать современные способы использования экономической информации для внедрения инновационных программам в организации;
- участвовать в управлении проектом в условиях организационных изменений
- моделировать бизнес-процессы по управлению качеством
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.
- навыки успешного применения инструментов и методов управления качеством;
- навыками применения опыта значимых отечественных и зарубежных достижений в области изучения управления качеством в условиях организационных изменений;
- способностью участвовать в управлении проектом, программой внедрения технологических и продуктовых инноваций или программой организационных изменений
- способностью использовать методы реорганизации бизнес-процессов в практической деятельности организаций

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в предмет «Управление качеством»
1.1. Введение в предмет «Управление качеством» Лекции 2 1 ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.2. Введение в предмет «Управление качеством» Практические 2 2 ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.3. Введение в предмет «Управление качеством» Сам. работа 2 6 ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.4. История управления качеством. Лекции 2 1 ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.5. История управления качеством. Практические 2 2 ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.6. История управления качеством. Сам. работа 2 8 ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Инструменты и методы управления качеством.
2.1. Инструменты и методы управления качеством. Лекции 2 1 ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
2.2. Инструменты и методы управления качеством. Практические 2 2 ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
2.3. Инструменты и методы управления качеством. Сам. работа 2 8 ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
2.4. Основы стандартизации в управлении качеством Лекции 2 3 ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
2.5. Основы стандартизации в управлении качеством Практические 2 2 ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
2.6. Основы стандартизации в управлении качеством Сам. работа 2 10 ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
2.7. Основы метрологии в управлении качеством. Лекции 2 2 ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
2.8. Основы метрологии в управлении качеством. Практические 2 2 ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
2.9. Основы метрологии в управлении качеством. Сам. работа 2 8 ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
2.10. Основы сертификации продукции и систем качества. Лекции 2 2 ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
2.11. Основы сертификации продукции и систем качества. Практические 2 2 ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
2.12. Основы сертификации продукции и систем качества. Сам. работа 2 8 ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
2.13. Стандарты серии ИСО 9000 и современная концепция менеджмента качества Лекции 2 2 ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
2.14. Стандарты серии ИСО 9000 и современная концепция менеджмента качества Практические 2 2 ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
2.15. Стандарты серии ИСО 9000 и современная концепция менеджмента качества Сам. работа 2 8 ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
2.16. Оценка затрат на менеджмент качества. Лекции 2 2 ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
2.17. Оценка затрат на менеджмент качества. Практические 2 2 ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
2.18. Оценка затрат на менеджмент качества. Сам. работа 2 4 ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
2.19. Аудит качества и премии качества. Лекции 2 2 ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
2.20. Аудит качества и премии качества. Практические 2 2 ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
2.21. Аудит качества и премии качества. Сам. работа 2 4 ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
2.22. Отечественный опыт в управлении качеством продукции. Лекции 2 2 ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
2.23. Отечественный опыт в управлении качеством продукции. Практические 2 4 ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
2.24. Отечественный опыт в управлении качеством продукции. Сам. работа 2 4 ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 С.Д. Ильенкова Управление качеством : учебник М. : Юнити-Дана, 2013 biblioclub.ru
Л1.2 Д. Эванс. Управление качеством: учебное пособие М. :Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
Л1.3 Тепман, Л.Н. Управление качеством: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления М. :Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Михеева, Е.Н. Управление качеством: учебник М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=454086
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. (Административно-управленческий портал). www.aup.ru
Э2 2. (Федеральная служба по финансовым рынкам). www.fcsm.ru
Э3 3. (Корпоративный менеджмент). www.cfin.ru
Э4 4. (Коммерсант). www.kommersant.ru
Э5 5. («ЭкспертРА»). www.raexpert.ru
Э6 6. (Ассоциация менеджеров по управлению изменениями). www.change-russia.com
Э7 7. (Ассоциация менеджеров России). www.amr.ru
Э8 8. (Стратегическое управление и планирование). www.stplan.ru
Э9 9. (Стратегическое планирование и стратегическое управление). www.StrategPlann.ru
Э10 10. (Центр креативных технологий). www.InvenTech.ru
Э11 11. http:// www.pmo.ru http:// www.pmo.ru
Э12 12. http:// www.e-xecutive.ru/kiosk/artikle_2035 http:// www.e-xecutive.ru/kiosk/artikle_2035
Э13 13. http:// www. Pmforum.org/help/marlib/htm/ http:// www. Pmforum.org/help/marlib/htm/
Э14 14. http:// www.pmibookstore.org/ http:// www.pmibookstore.org/
Э15 Курс в Moodle "Управление качеством" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), бессрочно
Windows 7 Professional (№ 61834699 от 22.04.2013), бессрочно
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), бессрочно
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), бессрочно

6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Профессиональная база данных: электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Профессиональная база данных: научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Электронная база данных справочной правовой системы ГАРАНТ.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Подробнее методические рекомендации по изучению курса представлены в Moodle на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/enrol/index.php?id=2535