МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Правовое регулирование связей с общественностью и рекламы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.01. Реклама и связи с общественностью
ПрофильРеклама и связи с общественностью в государственных и бизнес-структурах
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план42_03_01_РиСО-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, Валюлина Е.В.

Рецензент(ы):
к.соц.н., директор ИП "Василенко (+WEB. Актуальные интернет решения), Василенко И.А.

Рабочая программа дисциплины
Правовое регулирование связей с общественностью и рекламы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №512)

составлена на основании учебного плана:
42.03.01 Реклама и связи с общественностью
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 30.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 30.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.ознакомление студентов с основами российского законодательства, применяемого для регулирования рекламы и связей с общественностью, юридическими документами и проблемами применения данной правовой базы в деятельности государственных, коммерческих структур и общественных организаций;
ознакомление студентов с фундаментальными основами и практикой правоприменения в сфере медиа в современном мире;
формирование целостного представления о процессах правового регулирования рекламы и связей с общественностью в России и мировой практике;
формирование навыков правовой культуры.
Задачи:
приобретение студентами актуального знания основных концепций и нормативных актов правового регулирования в сфере медиа в России и мировой практике;
формирование стройной системы взглядов в области правового регулирования медиа;
формирование базовых знаний и навыков ориентирования в проблемах правового регулирования деятельности специалиста по медиа, правах и обязанностях, налагаемых специализированными нормативными актами
освоение практических приемов использования российского законодательства в решении профессиональных задач;
формирование навыков юридического обоснования своей позиции или определения неправовых действий оппонентов;
ознакомление студентов с санкциями и другими последствиями нарушения норм российского и международного законодательства в профессиональной сфере медиа;
формирование профессионального мышления студентов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-7.1 Знает цеховые принципы со-циальной ответственности, типовые эффекты и послед-ствия профессиональной деятельности.
ОПК-5.1 Знает совокупность политиче-ских, экономических факто-ров, правовых и этических норм, регулирующих развитие разных медиакоммуникационных систем на глобальном, национальном и региональном уровнях.
ПК-1.1 Знает: маркетинговые технологии и технологии бренд-менеджмента; содержание методов и приемов разработки рекламного, PR или иного коммуникационного продукта;
ПК-1.2 Умеет: осуществлять выбор эффективных методов и приемов разработки рекламного, PR или иного коммуникационного продукта и применять их с учетом специфики деятельности государственных и бизнес-структур;
ОПК-5.2 Осуществляет свои професси-ональные действия в сфере рекламы и связей с общественностью с учетом специфики коммуникационных процессов и механизмов функционирования конкретной медиакоммуникационной системы.
ОПК-7.2 Осуществляет отбор инфор-мации, профессиональных средств и приемов рекламы и связей с общественностью в соответствии с принципами социальной ответственности и этическими нормами, принятым профессиональным сообществом.
ПК-1.3 Владеет: навыками применения эффективных методов и приемов разработки рекламного, PR или иного коммуникационного про-дукта (в том числе современных информационно-компьютерных и интернет-технологий, специализированных программных продуктов).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- свои права и обязанности как гражданина РФ; основы правовых знаний в различных сферах деятельности;
- содержание основных концепций и нормативных актов правового регулирования и этического саморегулирования в сфере медиа в России и мировой практике;
- иметь представление о российских и международных субъектах правового и этического регулирования в сфере медиа
- санкции и другие последствия нарушения норм российского и международного законодательства в профессиональной сфере медиа;
- сущность правового регулирования социальных, этических, конфессиональных и культурных процессов и осознавать его роль в медиа.
3.2.Уметь:
3.2.1.- в процессе производства и распространения информации придерживаться этичеких норм и применять региональное, российское и международное законодательство, в том числе в нестандартных ситуациях профессиональной деятельности, соблюдая баланс интересов владельцев медиа и общества;
- самостоятельно распознавать неправовые действия конкурентов в области медиа и использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;
- составлять необходимые документы в сфере медиа (договоры, контракты, технические задания и т.д.) в соответствии с нормами российского и международного законодательства;
быть готовым в профессиональной деятельности соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной, коммерческой тайны и конфиденциальной информации
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- использования Конституции РФ, Гражданского, Трудового Кодексов и другие международных, российских и региональных нормативных документов и этических норм в аргументации своей позиции по вопросам профессиональной деятельности;
- ориентирования в проблемах правового регулирования деятельности в сфере медиа, правах и обязанностях, налагаемых специализированными нормативными актами, толерантного восприятия социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий с позиций законодательства.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Информационное право в медиа
1.1. Проблема юридического определения медиа Лекции 6 2 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Основные юридические понятия информационной сферы Лекции 6 4 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Правовые основы управления информацией Практические 6 2 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Правовые основы управления информацией Сам. работа 6 8 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Защита репутации юридическими средствами Лекции 6 2 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Защита репутации юридическими средствами Практические 6 4 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.7. Защита репутации юридическими средствами Сам. работа 6 8 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.8. Этическое и правовое саморегулирование медиа Лекции 6 4 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.9. Отношения со СМИ в правовом поле Практические 6 2 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.10. Отношения со СМИ в правовом поле Сам. работа 6 8 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.11. Этическое и правовое саморегулирование СМИ Практические 6 2 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.12. Этическое и правовое саморегулирование СМИ Сам. работа 6 8 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Политическое право и медиа
2.1. Медиа в политике Лекции 6 2 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Правовое регулирование предвыборной агитации Практические 6 2 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Правовое регулирование предвыборной агитации Сам. работа 6 8 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Этическое и правовое саморегулирование в сфере медиа Практические 6 2 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.5. Этическое и правовое саморегулирование в сфере медиа Сам. работа 6 8 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Маркетинговое право в медиа
3.1. Основные каналы размещения социальной рекламы. Правовые основы позиционирования организаций и товаров Лекции 6 2 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Фирменное наименование юридического лица Практические 6 2 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Фирменное наименование юридического лица Сам. работа 6 8 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.4. Правовая защита товарных знаков и знаков обслуживания Практические 6 2 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.5. Этическое и правовое саморегулирование в рекламе Практические 6 2 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.6. Этическое и правовое саморегулирование в рекламе Сам. работа 6 6 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Авторское право и медиа
4.1. Авторское право в маркетинговых коммуникациях. Авторский договор Лекции 6 2 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.2. Основы авторского права. Договоры о предоставлении авторских прав Практические 6 4 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.3. Основы авторского права. Договоры о предоставлении авторских прав Сам. работа 6 4 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.Приложение 1
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.Приложение 1
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.Приложение 1

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н.Д. Эриашвили, А.А. Романов, Г.А. Васильев и др. Правовое регулирование рекламной деятельности: учебное пособие М. : Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
Л1.2 Хомяков В. И., Егошкина В. А. Правовое регулирование средств массовой информации и рекламы: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Матушевский, Р.Г Правовые основы СМИ и журналистики : учебное пособие : М. : А-Приор, 2006, biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56365
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт Федеральной антимонопольной службы www.fas.gov.ru
Э2 Сайт Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) www.rsoc.ru
Э3 Электронно-библиотечная система издательства "Лань" www.e.lanbook.com
Э4 Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" www.biblioclub.ru
Э5 Курс portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
415Д специализированный компьютерный класс кафедры связей с общественностью и рекламы - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; системный блок: IntelCore 2 DuoE7400 -17 шт.; сервер: системный блок: AquariusIntelPentiumD; монитор: Acer V173 B -16 шт.; монитор: Acer V193W 1 шт.; телевизор Samsung
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина предусматривает лекции и практические занятия, а также самостоятельную работу. Изучение дисциплины завершается зачетом. Успешное изучение курса требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.
Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал,разъяснить темы, трудные для понимания,систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем:прочитайте учебный материал по теме лекциив учебниках и учебных пособиях,уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины,уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными,запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами,внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь,сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции,вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
Практическое занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике.Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям,структурировать материал, составлять словарь терминов,отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др;перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины;информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответыпредставляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует:руководствоваться графиком самостоятельной работы, выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.