МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Практикум по психотерапии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.01. специальность Клиническая психология
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость9 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-4-2020
Часов по учебному плану 324
в том числе:
аудиторные занятия 174
самостоятельная работа 150
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6, 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 19 19 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лабораторные 90 90 42 42 42 42 174 174
Сам. работа 18 18 66 66 66 66 150 150
Итого 108 108 108 108 108 108 324 324

Программу составил(и):
канд.психол.н., доцент, Труевцев Дмитрий Владимирович

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент , Сагалакова Ольга Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Практикум по психотерапии

разработана в соответствии с ФГОС:
Приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1181 (ред. от 13.07.2017) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 37.05.01 Клиническая психология (уровень специалитета)" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2016 N 43809)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н.,доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой канд.психол.н.,доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов соответствующих общекультурных и профессиональных компетенций, обеспечивающих готовность выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности;
знаний о важнейших законах, закономерностях и принципах создания, функционирования и развития психических процессов и личности;
освоение определенных видов и способов деятельности, необходимых для решения практических задач психотерапии и консультирования,
формирование личностных и профессиональных качеств практического психолога;
овладение студентами базовыми навыками и приемами психотерапевтической и консультационной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-9 способностью формулировать цели, проводить учебные занятия с использованием инновационных форм и технологий обучения, разрабатывать критерии оценки результатов образовательного процесса, проводить супервизию педагогической, научно-исследовательской и практической работы обучающихся
ПСК-3.3 способностью и готовностью к овладению теоретическими основами и методами классических и современных направлений психотерапии
ПСК-3.9 способностью и готовностью к применению методик индивидуально-типологической (личностной) диагностики для решения психотерапевтических и реабилитационных задач
ПСК-3.10 способностью и готовностью к разработке и осуществлению личностно- и социально-ориентированных программ психотерапии, коррекции и реабилитации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.правовые и этические принципы работы клинического психолога в научно-исследовательской, педагогической и клинико-практической сферах деятельности;
предмет, историю развития, основные теоретические системы и методологические основы психологии;
законы развития психики в фило и онтогенезе;
теории системной идинамической организации высших психических функций;
основы смежных медицинских дисциплин;
методы исследования, модели измерения и эксперимента, стратегии принятия диагностических решений;
историю, современное состояние проблемы закономерностей нормального и аномального развития, функционирования психики и личности;
клинико-психологическую феноменологию, механизмы и факторы риска возникновения расстройств психического, психосоматического здоровья и развития;
основные концепции личности, феноменологию личностных расстройств;
основные психотерапевтические теории с этическими и методическими основами их практической реализации;
основные направления и методы клинико-психологической диагностики и экспертизы в здравоохранении, образовании и системе социальной помощи населению;
основные категории и понятия возрастной психологии;
основные направления, подходы, концепции и современные тенденции развития возрастной психологии;
закономерности развития человека на разных возрастных этапах жизненного пути;
закономерности психического развития человека на протяжении жизни.
3.2.Уметь:
3.2.1.самостоятельно формулировать практические и исследовательские задачи, составлять программы диагностического обследования индивида, семьи и группы людей;
выбирать и применять методы психологической оценки и диагностики, соответствующие поставленной задаче;
прогнозировать изменения и оценивать их динамику в различных сферах психического функционирования человека при медицинском и психологическом воздействии, направленном на гармонизацию жизнедеятельности индивида;
самостоятельно проводить психологическое экспертное исследование в различных областях клинико-психологической практики и составлять заключение эксперта всоответствии с нормативно-правовыми документами;
использовать методы психологического консультирования, психопрофилактики, реабилитации и психотерапии в работе с индивидами, группами, учреждениями, представителями различных субкультур;
формулировать цели и задачи учебно-воспитательного процесса, используя инновационные стратегии обучения;
проектировать, реализовывать и оценивать учебно-воспитательный процесс с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся;
определять психологические проблемы, встающие перед человеком в разные периоды жизни, видеть принципы и способы их разрешения;
составлять психологический портрет человека, учитывая закономерности возрастного и индивидуального развития.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть методологией синдромного и каузального анализа расстройств психической деятельности, психосоматического здоровья и личности в контексте практических, научно-исследовательских задач клинического психолога;
методами, процедурами и техниками диагностики психологической оценки состояния психического, психосоматического здоровья и развития в детском и взрослом возрасте;
создавать и применять психодиагностические, психотерапевтические, консультационные и коррекционные технологии с последующей обработкой данных на основе общегуманитарных и математико-статистических методов;
разнообразными стратегиями психо-профилактической, психокоррекционной, реабилитационной ипсихотерапевтической работы с учетом характера и факторов нарушения здоровья и развития;
процедурами организации и проведения современных научных исследований, научно-практических работ, проектирования и реализации учебно-воспитательного процесса;
методами супервизирования педагогической, научно-исследовательской и практической работы обучающихся и стажеров в процессе обучения стратегиями установления творческих и профессиональных контактов с психологическими и непсихологическими организациями и службами.
выявлять особенности деятельности и психического развития ребенка, определять их соответствие возрастному развитию;
умением разработки психологически обоснованных рекомендаций.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Супервизия в КБТ и профессиональная компетентность клинического психолога. Анализ осложнений консультативного и терапевтического процесса в реальных клинических ситуациях
1.1. Гарантия качества и защита пациентов от неделового обращения. Супервизор и супервизируемый. Лабораторные 6 14 ПК-9, ПСК-3.3, ПСК-3.9, ПСК-3.10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Супервизия как процесс обучения и научения, профессионально- ориентированная позиция помощи Лабораторные 6 12
1.3. Анализ, рефлексия, отработка проблемных профессиональных ситуаций / интеракций (Шмельцер, Залевский). Подчеркивание образовательной функции Лабораторные 6 14 ПК-9, ПСК-3.3, ПСК-3.9, ПСК-3.10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.4. Непрерывное отслеживание и оценка продвижения супервизируемого. Сам. работа 6 18 ПК-9, ПСК-3.3, ПСК-3.9, ПСК-3.10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.5. Улучшение качества профессиональной компетентности посредством супервизии Лабораторные 6 12
1.6. Анализ и классификация распространенных и уникальных осложнений консультативного и терапевтического процесса в реальных клинических ситуациях Лабораторные 6 14 ПК-9, ПСК-3.3, ПСК-3.9, ПСК-3.10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.7. Концептуализация проблемных ситуаций в когнитивно- поведенческой терапии разных психических расстройств, нарушений адаптации, аномалий личности Лабораторные 6 12 ПК-9, ПСК-3.3, ПСК-3.9, ПСК-3.10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.8. Оценка продвижения супервизируемого. Улучшение качества профессиональной компетентности посредством супервизии Лабораторные 6 12 ПК-9, ПСК-3.3, ПСК-3.9, ПСК-3.10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Профилактика срывов и прекращения терапии. Эффективность терапии и супервизия. Стратегии индивидуальной работы с пациентами разных клинических групп
2.1. Способы профилактики срывов и срывов и прекращения терапии – разбор клинических случаев Критерии эффективности терапии, отслеживание изменений в процессе терапии Лабораторные 7 10 ПК-9, ПСК-3.3, ПСК-3.9, ПСК-3.10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Стратегии индивидуальной работы с пациентами разных клинических группах – анализ осложнителей и проблемных ситуаций в работе. Дж. Вольпе как один из родоначальников супервизии в КБТ Сам. работа 7 15 ПК-9, ПСК-3.3, ПСК-3.9, ПСК-3.10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Проблемы начинающего психотерапевта. Планирование психотерапевтической интервенции. Тренинг самоутверждения Лабораторные 7 10 ПК-9, ПСК-3.3, ПСК-3.9, ПСК-3.10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.4. Ипохондрический страх. Игнорирование истории жизни и другие базисные ошибки. Страх навредить или не помочь Сам. работа 7 13 ПК-9, ПСК-3.3, ПСК-3.9, ПСК-3.10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.5. Техники профилактики и предотвращения осложнений терапии в когнитивно-поведенческой модели Лабораторные 7 12 ПК-9, ПСК-3.3, ПСК-3.9, ПСК-3.10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.6. Техники профилактики и предотвращения осложнений терапии в когнитивно-поведенческой модели Сам. работа 7 18 ПК-9, ПСК-3.3, ПСК-3.9, ПСК-3.10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Анализ мотивации клиента, пациента в когнитивно-бихевиоральном консультировании и терапии. Супервизия практической работы
3.1. Мотивация клиента и терапевта – супервизия профессиональных отношений. Мотивация в терапии – анализ с целью разработки приемов вмешательства Сам. работа 7 10 ПК-9, ПСК-3.3, ПСК-3.9, ПСК-3.10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.2. Стратегии выхода из критических консультативных ситуаций. Супервизия работы с разными клиническими группами пациентов: анализ специфики и логики ведения процесса вмешательства Лабораторные 7 10 ПК-9, ПСК-3.3, ПСК-3.9, ПСК-3.10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.3. Реакция на диагностику и терапию. Анализ сложностей при выполнении домашнего задания Сам. работа 7 10 ПК-9, ПСК-3.3, ПСК-3.9, ПСК-3.10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.4. Анализ аудио и видео- материалов собственной работы: супервизорский анализ Лабораторные 8 8 ПК-9, ПСК-3.3, ПСК-3.9, ПСК-3.10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.5. Супервизия работы клинического психолога в модели когнтивно -поведенческой психотерапии (на примере клиники пограничных состояний). Лабораторные 8 16 ПК-9, ПСК-3.3, ПСК-3.9, ПСК-3.10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.6. Супервизия работы клинического психолога в модели когнтивно -поведенческой психотерапии (на примере клиники пограничных состояний). Сам. работа 8 17 ПК-9, ПСК-3.3, ПСК-3.9, ПСК-3.10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 4. Построение и проверка гипотез на основе наблюдений и вербальных сообщений в КБТ. Подбор эффективных техник изменений: супервизия
4.1. Гипотезы относительно состояния пациента и дальнейшей интервенции, их проверка на основе наблюдений и вербальных сообщений в КБТ Лабораторные 8 8 ПК-9, ПСК-3.3, ПСК-3.9, ПСК-3.10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.2. Подбор эффективных техник изменений на основе процесса проверки гипотез. Обучение формулировке гипотез Сам. работа 8 17 ПК-9, ПСК-3.3, ПСК-3.9, ПСК-3.10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.3. Обсуждения проблем формулировки и проверки гипотез. Ошибки в диагностике – как себя проверить. Терапевтическая безопасность Лабораторные 8 10 ПК-9, ПСК-3.3, ПСК-3.9, ПСК-3.10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.4. Супервизорские установки: преодоление. Безопасность супервизии. Супервизия в учебе и супервизия практикующих специалистов Сам. работа 8 17 ПК-9, ПСК-3.3, ПСК-3.9, ПСК-3.10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.5. Супервизорские установки: преодоление. Безопасность супервизии. Супервизия в учебе и супервизия практикующих специалистов Сам. работа 8 15 ПК-9, ПСК-3.3, ПСК-3.9, ПСК-3.10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
. . Ответственность в терапии: супервизия и обучение.
2. Ошибки в диагностике – как себя проверить. Терапевтическая безопасность. Супервизорские установки: преодоление.
3. Супервизия психоэдукации с родственниками пациентов.
4. Мотивация клиента и терапевта – супервизия профессиональных отношений..
5. Улучшение качества профессиональной компетентности посредством супервизии.
6. Феномен и терапия выученной беспомощности М. Селигмана: супервизия практической работы (разбор случая).
7. Гипотезы относительно состояния пациента и дальнейшей интервенции, их проверка на основе наблюдений и вербальных сообщений в КБТ.
8. Проблема мотивации и эмоций пациента в БКТ.
9. Стратегии индивидуальной работы с пациентами разных клинических группах – анализ осложнителей и проблемных ситуаций в работе.
10. Стратегии выхода из критических консультативных ситуаций. Супервизия.
11. Супервизия терапевтов: страх перед успехом, проблемы начинающего психотерапевта, планирование психотерапевтической интервенции.
12. Техники прогнозирования состояния пациента, предотвращение срывов и прекращения терапии.
13. Современные проблемы супервизии в КБТ.
14. Анализ, рефлексия, отработка проблемных профессиональных ситуаций / интеракций.
15. Супервизия в отечественной и зарубежной традиции: правила, принципы и ошибки.
16. Диагностическое интервью в БКТ: структура и техники. Супервизия.
17. Гарантия качества и защита пациентов от неделового обращения.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1.Особенности построение стратегий психотерапии и психокоррекции при различных
расстройствах (невротические расстройства, зависимости, психосоматические расстройства).
2. Психокорекция семьи.
3. Психокоррекция и психотерапия фобий.
4. Психокоррекция и психотерапия
5. Тревожно-депрессивных расстройств.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Олешкевич В.И. ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОТЕРАПИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА А. АДЛЕРА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Соколова Е.Т. ПСИХОТЕРАПИЯ 5-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата, специалитета и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. Психотерапия. Психологические модели: [учеб. для вузов] СПб.[и др.]: Питер, 2007
Л2.2 Шумский В.Б. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э5 ссылка portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ОЭБС издательства «Лань»
ЭБС «Университетская библиотека online»
ЭБС издательства «Юрайт»
ЭБС АлтГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Обучение складывается из аудиторных занятий, включающих лабораторные занятия. Лабораторное занятие состоит из проверка исходных знаний; выступление студентов с докладами по текущей теме семинара; обсуждение докладов и беседа по теме семинара;работа с компьютерными программами.
Самостоятельная работа студентов подразумевает подготовку докладов, рефератов, эссе
и включает работу с литературой (анализ выделение наиболее значимого), подготовку устного
доклада.
Работа с учебной литературой рассматривается как вид учебной работы по дисциплине и выполняется в пределах часов, отводимых на её изучение.
Написание реферата, доклада формированию навыков (умений): анализировать литературу по конкретному вопросу, выделять наиболее существенный для темы материал, анализировать и рефлексировать свое отношение к проблеме, соотнося его с личностным опытом и тем самым развиваясь как личность.
Текущий контроль усвоения предмета определяется устным опросом в ходе занятий.
В конце изучения учебной дисциплины (модуля)проводится промежуточный контроль знаний с использованием тестового контроля и сдачи практических навыков.