МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методика преподавания социальных дисциплин в вузе

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.04.02. Социальная работа
ПрофильИнновационные технологии социальной защиты населения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_04_02-ИТСЗН-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 76 72 76 72
Итого 108 104 108 104

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Колесникова Ольга Николаевна

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Татьяна Викторовна

Рабочая программа дисциплины
Методика преподавания социальных дисциплин в вузе

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.02 Социальная работа (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №80)

составлена на основании учебного плана:
39.04.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чудова Светлана Георгиевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Чудова Светлана Георгиевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины является: раскрытие актуальных проблем высшего образования; формирование представления о работе преподавателя, о методических приемах, формах и средствах организации учебного процесса; подготовить магистрантов к практике.
Владеть методами организации учебной деятельности; методами, приемами, средствами организации и управления педагогическим процессом: проводить лекции, всеминарские и практические занятия. Применять полученные знания на практике.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-6 Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки
ПК-4 Способен к преподаванию учебных курсов, дисциплин (модулей) или проведению отдельных видов учебных занятий по программам бакалавриата в области социальной работы
ПК-5 Способен к разработке учебно-методического обеспечения реализации учебных курсов, дисциплин (модулей) или отдельных видов учебных занятий программ бакалавриата
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.знает современные методы, методические приемы, технологии организации и осуществления образовательного процесса в системе общего, среднего и высшего профессионального образования.
3.2.Уметь:
3.2.1.умеет применять современные методы, методические приемы и технологии обучения в системе общего, среднего и высшего профессионального образования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыки организации учебной деятельности, управления ею.
использования современных технологий и методов организации учебного процесса в системе общего, среднего и высшего профессионального образования. Владеет навыками определения и реализации приоритетов собственной деятельности испособов её самосовершенствования на основе самооценки.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Тема 1. Структура педагогической деятельности Лекции 2 2 УК-6, ПК-4, ПК-5 Л2.4, Л1.1, Л1.2
1.2. Деловая игра «Роль педагогического мастерства в подготовке специалиста в высшей школе» Практические 2 2 УК-6, ПК-4, ПК-5 Л2.4, Л1.1, Л1.2
1.3. Структура педагогической деятельности Сам. работа 2 12 УК-6, ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л1.2
1.4. Тема 2. Формы организации учебного процесса в высшей школе Лекции 2 2 УК-6, ПК-4, ПК-5 Л2.2, Л1.1
1.5. Ролевая игра «Методы проведения лекционных и семинарских занятий в вузе» Практические 2 2 УК-6, ПК-4, ПК-5 Л2.2, Л1.1
1.6. Формы организации учебного процесса. Сам. работа 2 16 УК-6, ПК-4, ПК-5 Л2.2, Л1.1
1.7. Тема 3. Основы педагогического мастерства Лекции 2 2 УК-6, ПК-4, ПК-5 Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.8. Основы педагогического мастерства Сам. работа 2 16 УК-6, ПК-4, ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.9. Тема 4.Педагогическое проектирование и педагогические технологии Лекции 2 2 УК-6, ПК-4, ПК-5 Л1.1
1.10. Педагогическое проектирование и педагогические технологии Практические 2 4 УК-6, ПК-4, ПК-5 Л1.1
1.11. Педагогическое проектирование и педагогические технологии Сам. работа 2 16 УК-6, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1
1.12. Тема 5.Педагогическая коммуникация Лекции 2 2 УК-6, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1
1.13. Педагогическая коммуникация Практические 2 10 УК-6, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1
1.14. Педагогическая коммуникация Сам. работа 2 12 УК-6, ПК-4, ПК-5 Л1.1
1.15. Особенности организации и осуществления образовательного процесса в системе общего, среднего и высшего профессионального и дополнительного образования Практические 2 4 УК-6, ПК-4, ПК-5 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Примерные вопросы к зачету:
1. Какова роль высшего образования в современной цивилизации?
2. В чем сущность компетентностного подхода в образовании?
3. Выделите основные направления реформирования высшего образования. В чем сущность Болонского процесса?
4. Что представляет собой дидактика высшей школы? Каковы её основные функции?
5. Охарактеризуйте основные направления работы преподавателя. Какую роль среди них выполняет методическое направление?
6. Перечислите основные нормативные документы, регламентирующие учебный процесс в и охарактеризуйте их роль.
7. Что такое образовательный стандарт?
8. Каково предназначение программы учебной дисциплины?
9. Какими возможностями располагают компьютерные технологии организации учебного процесса?
10. Что собой представляет лекция как форма обучения? Какие типы лекций вы знаете и в чем их особенности?
11. Какую методическую функцию выполняет в учебном процессе семинарское занятие? Как оно соотносится с другими технологиями обучения?
12. Охарактеризуйте особенности форм семинарского занятия: беседа, дискуссия, коллоквиум, игровые технологии, опрос, контрольная работа.
13. Какие методы, технологии ведения групповой дискуссии вам известны? В чем особенности игротехнических технологий групповой дискуссии.
14. Перечислите формы самостоятельной работы студентов. Какова в них роль преподавателя?
15. Охарактеризуйте формы текущего контроля в учебном процессе. Каковы особенности промежуточного и итогового контроля.
16. В чем заключается деформация сферы профессионально-педагогического общения?
17. Охарактеризуйте стили педагогического общения
18. Как проявляются условия плодотворного педагогического общения построенного на субъект-субъектных отношениях?
19. Каковы особенности педагогического проектирования в вузе?
20. Раскройте сущность этапов педагогического проектирования.
21. Раскройте особенности развития личности студента.
22. Выделите отличия типологий личности студента
23. Каковы основные психолого-педагогические приемы обучения при оптимальном педагогическом общении
24. Дайте определение понятию «метод обучения» как основному дидактическому понятию.
25. Раскройте исходные позиции классификации методов обучения.
26. Какие условия определяют выбор методов обучения?
27. Почему педагогическая деятельность является организационно-управленческой деятельностью?
28. Объясните сущность основных методов, приемов и средств обучения в вузе и их особенности.
29. Какие вы знаете педагогические технологии обучения в системе высшей школы?
30. Каковы критерии оценки качества лекции?
31. Какова цель практических занятий в высшей школе?
32. Какие педагогические задачи решаются на семинаре?
33. Каковы критерии оценки семинарского занятия?
34. В чем состоит педагогический контроль и учет результатов деятельности в высшей школе? Какие вы знаете методы контроля?
35. Какие умения и навыки формируются в процессе самостоятельной работы?
36. Какие формы самостоятельной работы студентов существуют в вузе?
37. Выделите особенности организации и осуществления образовательного процесса в системе общего, среднего и высшего профессионального образования.
38. Объясните в чем состоит роль дополнительного профессионального образования в системе социальной работы.

Типовые практические задания
1.Составьте план проведения семинарского занятия с учетом применения активных форм обучения.
2. Выделите преимущества и недостатки оценивания заданий по балльно-рейтинговой системе.
3.Сформулируйте требования к анализу научной статьи по проблемам образования.
4.Приведите примеры методов интенсивного обучения.
5. Приведите примеры удачного и неудачного общения лектора с аудиторией. Охарактеризуйте их.
6. Проведите сравнение лекции и семинара как форм учебной работы. Приведите примеры удачного и неудачного семинарского занятия. Охарактеризуйте их.
7. Продолжите фразу: «оптимальный стиль общения – это..
8.В чем Вы видите преимущества и недостатки дистанционного обучения как вида информационной технологии?
9. В чем на Ваш взгляд заключаются причины неуспеваемости студентов? Предложите свой вариант решения проблемы.
10. Выделите особенности организации и осуществления образовательного процесса в системе общего, среднего и высшего профессионального и дополнительного образования.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Эссе "Педагогическое мастерство преподавателя высшей школы", "Выбор профессии как важнейшее событие в целостном самоопределении человека";«Посредственный учитель сообщает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет». "Особенности образовательного процесса в системе общего, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования".
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Блинов В.И., Виненко В.Г., Сергеев И.С. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ. Учебно-практическое пособие: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Оганян К. М., Оганян К. К. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ СОЦИОЛОГИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Попков В.А., Коржуев А.В. Теория и практика высшего профессионального образования: учеб. пособие для высш. шк. М.: Академ. Проект, 2010
Л2.2 Новгородцева И.В. Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин: Флинта, 2017 biblioclub.ru
Л2.3 О. П. Морозова Педагогика высшей школы: практикум: учеб. задания, задачи и вопросы Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010
Л2.4 Е.Е. Кравцова Психология и педагогика. Краткий курс: учебное пособие М. : Проспект, 2016 http://biblioclu b.ru/index.php ? page=book&id =443603
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.lib.asu.ru – сайт научной библиотеки АлтГУ www.lib.asu.ru
Э2 http://www.isras.ru – сайт института социологии РАН www.isras.ru
Э3 http://www.elibrary.ru –научная электронная библиотека www.elibrary.ru
Э4 http://www.mon.gov.ru – сайт министерства образования РФ www.mon.gov.ru
Э5 ЭБС «Лань» e.lanbook.com
Э6 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э7 Курс в Moodle "Методика преподавания социальных дисциплин в вузе" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Exel
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации по предмету.
Рекомендации для лекционных занятий: изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски лекций не позволяют глубоко освоить предмет. При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к практическим /семинарским занятиям: подготовку к практическому занятию студенты должны начать с ознакомления плана данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. При подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала. В начале занятий можно задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при выполнении творческих и практических заданий.