Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 61 |
---|---|
Направление подготовки | 53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 53_03_02_МИИ-4-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | 2 (4) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 18 | 18 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 | 36 | 36 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 | 36 | 36 |
Сам. работа | 36 | 36 | 36 | 36 | 72 | 72 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 61
Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.
1.1. | выявить творческий потенциал студента научить элементарным навыкам подбора, видам фактуры, простейшим навыкам импровизации и метроритмическим стилям музыки сформировать умение анализировать разделы музыкальной формы, гармонической и мелодической структуры развить способности воспринимать гармонический квадрат и темы как основу для импровизации |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.04 |
ПК-2 | способностью создавать индивидуальную художественную интерпретацию музыкального произведения |
ПК-8 | готовностью к пониманию и использованию механизмов музыкальной памяти, специфики слухо-мыслительных процессов, проявлений эмоциональной, волевой сфер, работы творческого воображения в условиях конкретной профессиональной деятельности |
ПК-11 | готовностью к овладению и постоянному расширению репертуара, соответствующего исполнительскому профилю |
ПК-14 | готовностью к музыкальному исполнительству в концертных и студийных условиях, работе со звукорежиссером и звукооператором, к использованию в своей исполнительской деятельности современных технических средств: звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные термины и понятия музыкальной педагогики и психологии механизмы работы творческого воображения и мышления базовый репертуар оркестровых и фортепианных переложений последовательность в освоении встречающихся трудностей основные стилистические задачи, стоящие перед исполнителем музыкально-исполнительские задачи сольной и ансамблевой игры, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра произведения особенности записи партитур для различных составов ансамбля, оркестра основы аранжировки и импровизации |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять психологические знания в своей будущей профессиональной деятельности разбираться в тематическом материале исполняемого произведения работать в составе оркестра, фортепианного и камерного ансамбля, а также в ансамблях смешанного состава использовать технические навыки и приемы, средства исполнительской выразительности для грамотной интерпретации нотного текста создавать простые партитуры для малых составов оркестров и ансамблей осуществлять переложения для различных составов исполнителей |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | необходимыми навыками психологии обучения, современными приёмами их развития умением исполнения партий в оркестре, ансамбле приёмами быстрого и эффективного выучивания с возможностью увязывать своё видение музыки с партнёрами основными принципами работы над музыкальным произведением, культурой звукоизвлечения, звуковедения и фразировки навыками работы с современной звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратурой типовыми приёмами импровизации и свободной ориентацией в стилях и жанрах |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основы импровизации | ||||||
1.1. | Импровизация как процесс художественного мышления и творчества. Психологические механизмы импровизации | Лекции | 3 | 2 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 | |
1.2. | Импровизация как процесс художественного мышления и творчества. Основы композиторской техники и аранжировки | Практические | 3 | 4 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 | |
1.3. | Занятия по освоению основ композиторской техники и аранжировки. Создание небольших партитур с использованием современных технологий | Сам. работа | 3 | 4 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 | |
1.4. | Игровое время и организация его в процессе импровизации | Лекции | 3 | 2 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 | |
1.5. | Игровое время и организация его в процессе импровизации | Практические | 3 | 2 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 | |
1.6. | Овладение скоростным процессом мышления, прогнозирования, созидания и реализации задуманного | Сам. работа | 3 | 4 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 | |
1.7. | Формирование музыкальной идеи, тематического ядра-символа, начального драматургического импульса | Лекции | 3 | 2 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 | |
1.8. | Формирование музыкальной идеи, тематического ядра-символа, начального драматургического импульса | Практические | 3 | 2 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 | |
1.9. | Классификация и разработка тем для импровизации. Изучение сольного, ансамблевого, оркестрового репертуара | Сам. работа | 3 | 4 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 | |
1.10. | Принципы развития музыкального материала в импровизации, их особенности | Лекции | 3 | 2 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 | |
1.11. | Принципы развития музыкального материала в импровизации, их особенности | Практические | 3 | 4 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 | |
1.12. | Реализация полученных знаний в игровой практике сольной и ансамблевой игры в различных стилях и жанрах | Сам. работа | 3 | 6 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 | |
1.13. | Взаимодействие принципов в импровизационном процессе | Лекции | 3 | 2 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 | |
1.14. | Взаимодействие принципов в импровизационном процессе | Практические | 3 | 2 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 | |
1.15. | Практическое использование теоретических знаний в собственном творчестве, на конкретном тематическом материале | Сам. работа | 3 | 6 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 | |
1.16. | Принцип вертикального мышления | Лекции | 3 | 2 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 | |
1.17. | Принцип вертикального мышления | Практические | 3 | 2 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 | |
1.18. | Использование ряда приемов и методов в собственной игровой практике | Сам. работа | 3 | 6 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 | |
1.19. | Принцип горизонтального мышления | Лекции | 3 | 4 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 | |
1.20. | Принцип горизонтального мышления | Практические | 3 | 2 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 | |
1.21. | Использования ряда приемов и методов в собственной игровой практике | Сам. работа | 3 | 6 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 | |
Раздел 2. Импровизационные технологии | ||||||
2.1. | Драматургические принципы в импровизации | Лекции | 3 | 2 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 | |
2.2. | Драматургические принципы в импровизации | Практические | 4 | 2 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 | |
2.3. | Освоение драматургических принципов, их подготовленного или спонтанного возникновения в процессе создания музыкально-тематического образа | Сам. работа | 4 | 4 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 | |
2.4. | Импровизационная композиция (планирование; разработка). Интуитивное и рациональное в разработке импровизационной композиции | Лекции | 4 | 2 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 | |
2.5. | Импровизационная композиция (планирование; разработка). Интуитивное и рациональное в разработке импровизационной композиции | Практические | 4 | 2 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 | |
2.6. | Реализация полученных знаний в игровой практике сольной и ансамблевой игры в различных стилях и жанрах | Сам. работа | 4 | 4 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 | |
2.7. | Формообразование в импровизационной композиции | Лекции | 4 | 2 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 | |
2.8. | Формообразование в импровизационной композиции | Практические | 4 | 2 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 | |
2.9. | Применение формообразующих принципов импровизационной композиции в собственной игровой практике | Сам. работа | 4 | 4 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 | |
2.10. | Импровизация в концертных и студийных условиях | Лекции | 4 | 2 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 | |
2.11. | Импровизация в концертных и студийных условиях | Практические | 4 | 2 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 | |
2.12. | Реализация полученных знаний в игровой практике сольной и ансамблевой игры в различных стилях и жанрах | Сам. работа | 4 | 6 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 | |
2.13. | Методика комплексного анализа импровизационных и композиторских творческих методов и исполнительских концепций выдающихся мастеров- импровизаторов | Лекции | 4 | 4 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 | |
2.14. | Методика комплексного анализа импровизационных и композиторских творческих методов и исполнительских концепций выдающихся мастеров- импровизаторов | Практические | 4 | 2 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 | |
2.15. | Изучение аудиозаписей и видеозаписей выдающихся мастеров-импровизаторов. реализация развивающих драматургических принципов в собственной игровой практике | Сам. работа | 4 | 6 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 | |
2.16. | Развитие индивидуального творческого метода в импровизации | Лекции | 4 | 4 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 | |
2.17. | Развитие индивидуального творческого метода в импровизации | Практические | 4 | 4 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 | |
2.18. | Создание индивидуальной импровизационной композиции (сольной, ансамблевой, оркестровой) | Сам. работа | 4 | 6 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 | |
2.19. | Организация самостоятельной образовательной работы по совершенствованию искусства импровизации | Лекции | 4 | 4 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 | |
2.20. | Организация самостоятельной образовательной работы по совершенствованию искусства импровизации | Практические | 4 | 4 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 | |
2.21. | Формирование собственной индивидуальной, стратегической и тактической системы самообразования | Сам. работа | 4 | 6 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см.приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см.приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Гончарук А. Ю. | Музыкально-исполнительское искусство: Учебная литература для ВУЗов | Директ-Медиа, 2017 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Малинковская А. В. | ИСКУССТВО ФОРТЕПИАННОГО ИНТОНИРОВАНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Денисов А.В. | МЕТАМОРФОЗЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕКСТА 2-е изд., испр. и доп. Монография: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://muzlit.net//?cat=14 | |||
Э2 | http://jazz.ru | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
303Д | читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу) |
120Д | специализированная учебная аудитория - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Рабочее место преподавателя; рояль Estonia; пианино Тюмень; пульты |
004Д | специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 12 посадочных мест, рабочее место преподавателя; доска мелова 1 шт., пианино – 1 ед., сейф для хранения музыкальных инструментов – 2шт. |
Успешное освоение искусства импровизации требует применения знаний из области психологии и педагогики, касающихся развития механизмов творческого воображения и мышления. Необходимо научиться выбирать наиболее интересные темы для импровизации. Для этого следует изучить базовый репертуар оркестровых и фортепианных переложений. Студенты должны научиться использовать технические навыки и приемы, средства исполнительской выразительности для грамотной интерпретации нотного текста. После выбора темы определяющим становится изучение основ композиции и аранжировки для её развития. В зависимости от индивидуальности обучающегося нужно наметить план развития темы импровизации с применением знаний по сольфеджио, гармонии и другим музыкально-теоретическим дисциплинам. Важным моментом является понимание стилистики импровизации, а также музыкально-исполнительских задач сольной и ансамблевой игры, обусловленных художественным содержанием и особенностями формы, жанра произведения. Для успешного развития темы импровизации также необходимо владение основными принципами работы над музыкальным произведением, культурой звукоизвлечения, звуковедения и фразировки. Следует направить внимание на поиск импровизационных выступлений крупных музыкантов с целью внедрения понравившихся оборотов и приемов, а также запись собственных разработок. Для этого требуются навыки работы с современной звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратурой. Также следует внедрить в программу занятий как аудиторных, так и самостоятельных совместное импровизационное музицирование с различными инструментами и инструментальными группами. Это будет полезно студентам в их практической деятельности при работе в составе оркестра, фортепианного и камерного ансамбля, а также в ансамблях смешанного состава, где требуется использовать приёмы быстрого и эффективного выучивания с возможностью увязывать своё видение музыки с партнёрами. Последовательность в освоении встречающихся трудностей является важным условием успешного освоения дисциплины. |