МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Искусство импровизации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 61
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план53_03_02_МИИ-4-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 18 18
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18 36 36
Практические 18 18 18 18 36 36
Сам. работа 36 36 36 36 72 72
Итого 72 72 72 72 144 144

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Искусство импровизации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 г. № 1010)

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 61

Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 61

Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.выявить творческий потенциал студента
научить элементарным навыкам подбора, видам фактуры, простейшим навыкам импровизации и метроритмическим стилям музыки
сформировать умение анализировать разделы музыкальной формы, гармонической и мелодической структуры
развить способности воспринимать гармонический квадрат и темы как основу для импровизации

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью создавать индивидуальную художественную интерпретацию музыкального произведения
ПК-8 готовностью к пониманию и использованию механизмов музыкальной памяти, специфики слухо-мыслительных процессов, проявлений эмоциональной, волевой сфер, работы творческого воображения в условиях конкретной профессиональной деятельности
ПК-11 готовностью к овладению и постоянному расширению репертуара, соответствующего исполнительскому профилю
ПК-14 готовностью к музыкальному исполнительству в концертных и студийных условиях, работе со звукорежиссером и звукооператором, к использованию в своей исполнительской деятельности современных технических средств: звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные термины и понятия музыкальной педагогики и психологии
механизмы работы творческого воображения и мышления
базовый репертуар оркестровых и фортепианных переложений
последовательность в освоении встречающихся трудностей
основные стилистические задачи, стоящие перед исполнителем
музыкально-исполнительские задачи сольной и ансамблевой игры, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра произведения
особенности записи партитур для различных составов ансамбля, оркестра
основы аранжировки и импровизации
3.2.Уметь:
3.2.1.применять психологические знания в своей будущей профессиональной деятельности
разбираться в тематическом материале исполняемого произведения
работать в составе оркестра, фортепианного и камерного ансамбля, а также в ансамблях смешанного состава
использовать технические навыки и приемы, средства исполнительской выразительности для грамотной интерпретации нотного текста
создавать простые партитуры для малых составов оркестров и ансамблей
осуществлять переложения для различных составов исполнителей
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.необходимыми навыками психологии обучения, современными приёмами их развития
умением исполнения партий в оркестре, ансамбле
приёмами быстрого и эффективного выучивания с возможностью увязывать своё видение музыки с партнёрами
основными принципами работы над музыкальным произведением, культурой звукоизвлечения, звуковедения и фразировки
навыками работы с современной звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратурой
типовыми приёмами импровизации и свободной ориентацией в стилях и жанрах

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы импровизации
1.1. Импровизация как процесс художественного мышления и творчества. Психологические механизмы импровизации Лекции 3 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.2. Импровизация как процесс художественного мышления и творчества. Основы композиторской техники и аранжировки Практические 3 4 Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.3. Занятия по освоению основ композиторской техники и аранжировки. Создание небольших партитур с использованием современных технологий Сам. работа 3 4 Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.4. Игровое время и организация его в процессе импровизации Лекции 3 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.5. Игровое время и организация его в процессе импровизации Практические 3 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.6. Овладение скоростным процессом мышления, прогнозирования, созидания и реализации задуманного Сам. работа 3 4 Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.7. Формирование музыкальной идеи, тематического ядра-символа, начального драматургического импульса Лекции 3 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.8. Формирование музыкальной идеи, тематического ядра-символа, начального драматургического импульса Практические 3 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.9. Классификация и разработка тем для импровизации. Изучение сольного, ансамблевого, оркестрового репертуара Сам. работа 3 4 Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.10. Принципы развития музыкального материала в импровизации, их особенности Лекции 3 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.11. Принципы развития музыкального материала в импровизации, их особенности Практические 3 4 Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.12. Реализация полученных знаний в игровой практике сольной и ансамблевой игры в различных стилях и жанрах Сам. работа 3 6 Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.13. Взаимодействие принципов в импровизационном процессе Лекции 3 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.14. Взаимодействие принципов в импровизационном процессе Практические 3 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.15. Практическое использование теоретических знаний в собственном творчестве, на конкретном тематическом материале Сам. работа 3 6 Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.16. Принцип вертикального мышления Лекции 3 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.17. Принцип вертикального мышления Практические 3 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.18. Использование ряда приемов и методов в собственной игровой практике Сам. работа 3 6 Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.19. Принцип горизонтального мышления Лекции 3 4 Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.20. Принцип горизонтального мышления Практические 3 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.21. Использования ряда приемов и методов в собственной игровой практике Сам. работа 3 6 Л2.1, Л3.1, Л1.1
Раздел 2. Импровизационные технологии
2.1. Драматургические принципы в импровизации Лекции 3 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.2. Драматургические принципы в импровизации Практические 4 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.3. Освоение драматургических принципов, их подготовленного или спонтанного возникновения в процессе создания музыкально-тематического образа Сам. работа 4 4 Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.4. Импровизационная композиция (планирование; разработка). Интуитивное и рациональное в разработке импровизационной композиции Лекции 4 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.5. Импровизационная композиция (планирование; разработка). Интуитивное и рациональное в разработке импровизационной композиции Практические 4 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.6. Реализация полученных знаний в игровой практике сольной и ансамблевой игры в различных стилях и жанрах Сам. работа 4 4 Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.7. Формообразование в импровизационной композиции Лекции 4 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.8. Формообразование в импровизационной композиции Практические 4 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.9. Применение формообразующих принципов импровизационной композиции в собственной игровой практике Сам. работа 4 4 Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.10. Импровизация в концертных и студийных условиях Лекции 4 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.11. Импровизация в концертных и студийных условиях Практические 4 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.12. Реализация полученных знаний в игровой практике сольной и ансамблевой игры в различных стилях и жанрах Сам. работа 4 6 Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.13. Методика комплексного анализа импровизационных и композиторских творческих методов и исполнительских концепций выдающихся мастеров- импровизаторов Лекции 4 4 Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.14. Методика комплексного анализа импровизационных и композиторских творческих методов и исполнительских концепций выдающихся мастеров- импровизаторов Практические 4 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.15. Изучение аудиозаписей и видеозаписей выдающихся мастеров-импровизаторов. реализация развивающих драматургических принципов в собственной игровой практике Сам. работа 4 6 Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.16. Развитие индивидуального творческого метода в импровизации Лекции 4 4 Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.17. Развитие индивидуального творческого метода в импровизации Практические 4 4 Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.18. Создание индивидуальной импровизационной композиции (сольной, ансамблевой, оркестровой) Сам. работа 4 6 Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.19. Организация самостоятельной образовательной работы по совершенствованию искусства импровизации Лекции 4 4 Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.20. Организация самостоятельной образовательной работы по совершенствованию искусства импровизации Практические 4 4 Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.21. Формирование собственной индивидуальной, стратегической и тактической системы самообразования Сам. работа 4 6 Л2.1, Л3.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гончарук А. Ю. Музыкально-исполнительское искусство: Учебная литература для ВУЗов Директ-Медиа, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Малинковская А. В. ИСКУССТВО ФОРТЕПИАННОГО ИНТОНИРОВАНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Денисов А.В. МЕТАМОРФОЗЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕКСТА 2-е изд., испр. и доп. Монография: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://muzlit.net//?cat=14
Э2 http://jazz.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
120Д специализированная учебная аудитория - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Рабочее место преподавателя; рояль Estonia; пианино Тюмень; пульты
004Д специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест, рабочее место преподавателя; доска мелова 1 шт., пианино – 1 ед., сейф для хранения музыкальных инструментов – 2шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Успешное освоение искусства импровизации требует применения знаний из области психологии и педагогики, касающихся развития механизмов творческого воображения и мышления. Необходимо научиться выбирать наиболее интересные темы для импровизации. Для этого следует изучить базовый репертуар оркестровых и фортепианных переложений. Студенты должны научиться использовать технические навыки и приемы, средства исполнительской выразительности для грамотной интерпретации нотного текста. После выбора темы определяющим становится изучение основ композиции и аранжировки для её развития. В зависимости от индивидуальности обучающегося нужно наметить план развития темы импровизации с применением знаний по сольфеджио, гармонии и другим музыкально-теоретическим дисциплинам. Важным моментом является понимание стилистики импровизации, а также музыкально-исполнительских задач сольной и ансамблевой игры, обусловленных художественным содержанием и особенностями формы, жанра произведения. Для успешного развития темы импровизации также необходимо владение основными принципами работы над музыкальным произведением, культурой звукоизвлечения, звуковедения и фразировки. Следует направить внимание на поиск импровизационных выступлений крупных музыкантов с целью внедрения понравившихся оборотов и приемов, а также запись собственных разработок. Для этого требуются навыки работы с современной звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратурой. Также следует внедрить в программу занятий как аудиторных, так и самостоятельных совместное импровизационное музицирование с различными инструментами и инструментальными группами. Это будет полезно студентам в их практической деятельности при работе в составе оркестра, фортепианного и камерного ансамбля, а также в ансамблях смешанного состава, где требуется использовать приёмы быстрого и эффективного выучивания с возможностью увязывать своё видение музыки с партнёрами. Последовательность в освоении встречающихся трудностей является важным условием успешного освоения дисциплины.