МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Язык и стиль современной рекламы и PR
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.01. Реклама и связи с общественностью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план42_03_01_РиСО-4-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 60
самостоятельная работа 57
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 57 57 57 57
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, Качесова И.Ю.

Рецензент(ы):
к.филол.н., доцент, Комиссарова Л.М.

Рабочая программа дисциплины
Язык и стиль современной рекламы и PR

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.01 РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 г. № №997)

составлена на основании учебного плана:
42.03.01 Реклама и связи с общественностью
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 30.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.социол.н, профессор Ковалева А.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 30.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой д.социол.н, профессор Ковалева А.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины является изучение основных положения стилистики как науки о целенаправленном употреблении средств языка; расширение знаний о функциональных стилях языка, формирование представления о функциональных типах речи в рекламной и PR-коммуникации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3: обладанием базовыми навыками создания текстов рекламы и связей с общественностью, владением навыками литературного редактирования, копирайтинга
ПК-16: способностью под контролем осуществлять подготовку к выпуску, производство и распространение рекламной продукции, включая текстовые и графические, рабочие и презентационные материалы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия и категории стилистики; систему функциональных стилей русского языка; конструктивные принципы селекции и комбинаторики языковых средств в разных стилях языка, обусловленных экстралингвистическими факторами;
3.2.Уметь:
3.2.1.определять принадлежность того или иного текста к определенному функциональному стилю; определять стилистическую окраску языковой единицы; создавать и редактировать тексты профессиональной коммуникации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками анализа языковых фактов с позиции стилистически мотивированного и немотивированного использования их в речи; основными методами и приемами анализа речевых жанров в рекламной и PR-коммуникации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Стилистика русского языка как наука. Предмет и объект стилистики. Направления стилистических исследований. Лекции 4 2 ОПК-3, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.2. Стилистические концепции В.В.Виноградова и М.Н.Кожиной. Лекции 4 2 ОПК-3, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.3. Стилистические концепции В.В.Виноградова и М.Н.Кожиной. Практические 4 2 ОПК-3, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.4. Самостоятельная работа Сам. работа 4 11 ОПК-3, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4
Раздел 2. Основные понятия стилистики. Понятие стилистических ресурсов.
2.1. Основные понятия стилистики. Понятие стилистических ресурсов. Стилистическое средство. Лекции 4 2 ОПК-3, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4
2.2. Лексическая стилистика. Лекции 4 2 ОПК-3, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4
2.3. Лексические стилистические ресурсы. Практические 4 2 ОПК-3, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4
2.4. Грамматическая стилистика. Лекции 4 2 ОПК-3, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4
2.5. Стилистические средства морфологии, словообразования, синтаксиса. Практические 4 2 ОПК-3, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4
2.6. Фоностилистические средства русского языка. Лекции 4 2 ОПК-3, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4
2.7. Стилистические ресурсы. Понятие фоника. Практические 4 2 ОПК-3, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4
2.8. Понятие о стилистической норме. Лекции 4 2 ОПК-3, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4
2.9. Нормы общелитературные и стилистические. Практические 4 2 ОПК-3, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4
2.10. Понятие стилистической окраски. Стилистическая парадигматика и синтагматика. Практические 4 2 ОПК-3, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4
2.11. Стилистическая окраска. Эмоционально-экспрессивная и функционально-стилевая окраска. Лекции 4 2 ОПК-3, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4
2.12. Анализ стилистических ошибок. Практические 4 2 ОПК-3, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4
2.13. Редактирование предложений Практические 4 4 ОПК-3, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4
2.14. Самостоятельная работа Сам. работа 4 12 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4
Раздел 3. Функциональные стили русского языка в аспекте рекламной и PR-коммуникации.
3.1. Понятие о функциональном стиле как центральной категории стилистики. Система функциональных стилей. Стилистические ресурсы копирайтинга. Лекции 4 2 ОПК-3, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4
3.2. Научный, официально-деловой стили и использование их ресурсов в рекламной и PR-коммуникации. Практические 4 4 ОПК-3, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4
3.3. Художественный, разговорный, публицистический стили и использование их ресурсов в рекламной и PR-коммуникации. Практические 4 4 ОПК-3, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4
3.4. Стилевая особенность интернет-коммуникации и ее потенциал для использовании в рекламной и PR-коммуникации. Практические 4 4 ОПК-3, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4
3.5. Изменения в стилистической системе Практические 4 2 ОПК-3, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4
3.6. Самостоятельная работа Сам. работа 4 18 ОПК-3, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
Раздел 4. Стилистика рекламы и PR и теория речевых жанров.
4.1. Изучение речевых жанров: аспект формализации социального взаимодействия. Лекции 4 4 ОПК-3, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4
4.2. Модель речевого жанра. Особенности реализации модели речевого жанра в рекламной и PR-коммуникации. Практические 4 4 ОПК-3, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4
4.3. Человек в жанровом пространстве повседневной коммуникации. Лекции 4 2 ОПК-3, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4
4.4. Самостоятельная работа Сам. работа 4 16 ОПК-3, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств
См. Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. Н. В. Малычевой Стилистика и литературное редактирование: учеб. пособие М.: Дашков и К°, 2012
Л1.2 Кожина М.Н., Дускаева Л.Р., Салимовский В.А. Стилистика русского языка: учеб. пособие М.: Флинта: Наука // ЭБС "Лань" 2017, 2016 https://e.lanbook.com/book/85900
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лыткина О.И. Селезнева Л.В. Скороходова Е.Ю. Практическая стилистика русского языка: Учебное пособие М.: Флинта // ЭБС "Лань", 2016 http://e.lanbook.com/book/84597
Л2.2 Болотнова Н.С. Коммуникативная стилистика текста: Словарь-тезаурус М.: Флинта // ЭБС «Лань», 2012 https://e.lanbook.com/book/74765
Л2.3 Бернадская, Юлия Сергеевна Текст в рекламе : учеб. пособие для вузов М. : ЮНИТИ-[ДАНА], , 2009.
Л2.4 Сердобинцева, Е.Н. Структура и язык рекламных текстов : М. : Флинта, 2010. URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=57575
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4756
Э2 Электронно-библиотечная система издательства "Лань" https://e.lanbook.com/
Э3 Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" http://biblioclub.ru/
Э4 Сайт библиотеки АлтГУ www.ib.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
405Д специализированная аудитория с мультимедийным оборудованием кафедры связей с общественностью и рекламы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; учебные пособия; презентационные материалы; наглядные материалы; компьютер: марка AquariusIntelCeleron   - 1 единица; стационарный проектор: марка VivitekD517 - 1 единица; стационарный экран: марка Projecta - 1 единица
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина предусматривает лекции и практические занятия, а также самостоятельную работу. Изучение курса завершается экзаменом. Успешное изучение курса требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.
Лекция. Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
Практическое занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует:
руководствоваться графиком самостоятельной работы,
выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеются теоретические вопросы и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.