Закреплена за кафедрой | Кафедра клинической психологии |
---|---|
Направление подготовки | 37.05.01. специальность Клиническая психология |
Специализация | Патопсихологическая диагностика и психотерапия |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 8 ЗЕТ |
Учебный план | 37_05_01_КлинПсих-6-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | 4 (8) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 20 | 19 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лабораторные | 64 | 64 | 64 | 64 | 128 | 128 |
Сам. работа | 80 | 80 | 53 | 53 | 133 | 133 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 | 288 | 288 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра клинической психологии
Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой канд.психол.н.,доцент Труевцев Дмитрий Владимирович
1.1. | формирование у студентов соответствующих общекультурных и профессиональных компетенций, обеспечивающих готовность выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности; знаний о важнейших законах, закономерностях и принципах создания, функционирования и развития психических процессов и личности; освоение определенных видов и способов деятельности, необходимых для решения практических задач психотерапии и консультирования, формирование личностных и профессиональных качеств практического психолога; овладение студентами базовыми навыками и приемами психотерапевтической и консультационной деятельности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ПК-9 | способностью формулировать цели, проводить учебные занятия с использованием инновационных форм и технологий обучения, разрабатывать критерии оценки результатов образовательного процесса, проводить супервизию педагогической, научно-исследовательской и практической работы обучающихся |
ПСК-3.3 | способностью и готовностью к овладению теоретическими основами и методами классических и современных направлений психотерапии |
ПСК-3.9 | способностью и готовностью к применению методик индивидуально-типологической (личностной) диагностики для решения психотерапевтических и реабилитационных задач |
ПСК-3.10 | способностью и готовностью к разработке и осуществлению личностно- и социально-ориентированных программ психотерапии, коррекции и реабилитации |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | правовые и этические принципы работы клинического психолога в научно-исследовательской, педагогической и клинико-практической сферах деятельности; предмет, историю развития, основные теоретические системы и методологические основы психологии; законы развития психики в фило и онтогенезе; теории системной идинамической организации высших психических функций; основы смежных медицинских дисциплин; методы исследования, модели измерения и эксперимента, стратегии принятия диагностических решений; историю, современное состояние проблемы закономерностей нормального и аномального развития, функционирования психики и личности; клинико-психологическую феноменологию, механизмы и факторы риска возникновения расстройств психического, психосоматического здоровья и развития; основные концепции личности, феноменологию личностных расстройств; основные психотерапевтические теории с этическими и методическими основами их практической реализации; основные направления и методы клинико-психологической диагностики и экспертизы в здравоохранении, образовании и системе социальной помощи населению; основные категории и понятия возрастной психологии; основные направления, подходы, концепции и современные тенденции развития возрастной психологии; закономерности развития человека на разных возрастных этапах жизненного пути; закономерности психического развития человека на протяжении жизни. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | самостоятельно формулировать практические и исследовательские задачи, составлять программы диагностического обследования индивида, семьи и группы людей; выбирать и применять методы психологической оценки и диагностики, соответствующие поставленной задаче; прогнозировать изменения и оценивать их динамику в различных сферах психического функционирования человека при медицинском и психологическом воздействии, направленном на гармонизацию жизнедеятельности индивида; самостоятельно проводить психологическое экспертное исследование в различных областях клинико-психологической практики и составлять заключение эксперта всоответствии с нормативно-правовыми документами; использовать методы психологического консультирования, психопрофилактики, реабилитации и психотерапии в работе с индивидами, группами, учреждениями, представителями различных субкультур; формулировать цели и задачи учебно-воспитательного процесса, используя инновационные стратегии обучения; проектировать, реализовывать и оценивать учебно-воспитательный процесс с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся; определять психологические проблемы, встающие перед человеком в разные периоды жизни, видеть принципы и способы их разрешения; составлять психологический портрет человека, учитывая закономерности возрастного и индивидуального развития. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | владеть методологией синдромного и каузального анализа расстройств психической деятельности, психосоматического здоровья и личности в контексте практических, научно-исследовательских задач клинического психолога; методами, процедурами и техниками диагностики психологической оценки состояния психического, психосоматического здоровья и развития в детском и взрослом возрасте; создавать и применять психодиагностические, психотерапевтические, консультационные и коррекционные технологии с последующей обработкой данных на основе общегуманитарных и математико-статистических методов; разнообразными стратегиями психо-профилактической, психокоррекционной, реабилитационной ипсихотерапевтической работы с учетом характера и факторов нарушения здоровья и развития; процедурами организации и проведения современных научных исследований, научно-практических работ, проектирования и реализации учебно-воспитательного процесса; методами супервизирования педагогической, научно-исследовательской и практической работы обучающихся и стажеров в процессе обучения стратегиями установления творческих и профессиональных контактов с психологическими и непсихологическими организациями и службами. выявлять особенности деятельности и психического развития ребенка, определять их соответствие возрастному развитию; умением разработки психологически обоснованных рекомендаций. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Супервизия в КБТ и профессиональная компетентность клинического психолога. Анализ осложнений консультативного и терапевтического процесса в реальных клинических ситуациях | ||||||
1.1. | Гарантия качества и защита пациентов от неделового обращения. Супервизор и супервизируемый. | Лабораторные | 7 | 14 | ПК-9, ПСК-3.3, ПСК-3.9, ПСК-3.10 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
1.2. | Супервизия как процесс обучения и научения, профессионально- ориентированная позиция помощи | Лабораторные | 7 | 12 | ||
1.3. | Анализ, рефлексия, отработка проблемных профессиональных ситуаций / интеракций (Шмельцер, Залевский). Подчеркивание образовательной функции | Лабораторные | 7 | 10 | ПК-9, ПСК-3.3, ПСК-3.9, ПСК-3.10 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
1.4. | Непрерывное отслеживание и оценка продвижения супервизируемого. | Сам. работа | 7 | 10 | ПК-9, ПСК-3.3, ПСК-3.9, ПСК-3.10 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
1.5. | Улучшение качества профессиональной компетентности посредством супервизии | Сам. работа | 7 | 14 | ||
1.6. | Анализ и классификация распространенных и уникальных осложнений консультативного и терапевтического процесса в реальных клинических ситуациях | Лабораторные | 7 | 8 | ПК-9, ПСК-3.3, ПСК-3.9, ПСК-3.10 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
1.7. | Концептуализация проблемных ситуаций в когнитивно- поведенческой терапии разных психических расстройств, нарушений адаптации, аномалий личности | Сам. работа | 7 | 12 | ПК-9, ПСК-3.3, ПСК-3.9, ПСК-3.10 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
1.8. | Оценка продвижения супервизируемого. Улучшение качества профессиональной компетентности посредством супервизии | Лабораторные | 7 | 4 | ПК-9, ПСК-3.3, ПСК-3.9, ПСК-3.10 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 2. Профилактика срывов и прекращения терапии. Эффективность терапии и супервизия. Стратегии индивидуальной работы с пациентами разных клинических групп | ||||||
2.1. | Способы профилактики срывов и срывов и прекращения терапии – разбор клинических случаев Критерии эффективности терапии, отслеживание изменений в процессе терапии | Лабораторные | 7 | 4 | ПК-9, ПСК-3.3, ПСК-3.9, ПСК-3.10 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.2. | Стратегии индивидуальной работы с пациентами разных клинических группах – анализ осложнителей и проблемных ситуаций в работе. Дж. Вольпе как один из родоначальников супервизии в КБТ | Сам. работа | 7 | 10 | ПК-9, ПСК-3.3, ПСК-3.9, ПСК-3.10 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.3. | Проблемы начинающего психотерапевта. Планирование психотерапевтической интервенции. Тренинг самоутверждения | Лабораторные | 7 | 4 | ПК-9, ПСК-3.3, ПСК-3.9, ПСК-3.10 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.4. | Ипохондрический страх. Игнорирование истории жизни и другие базисные ошибки. Страх навредить или не помочь | Сам. работа | 7 | 10 | ПК-9, ПСК-3.3, ПСК-3.9, ПСК-3.10 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.5. | Техники профилактики и предотвращения осложнений терапии в когнитивно-поведенческой модели | Лабораторные | 7 | 4 | ПК-9, ПСК-3.3, ПСК-3.9, ПСК-3.10 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.6. | Техники профилактики и предотвращения осложнений терапии в когнитивно-поведенческой модели | Сам. работа | 7 | 8 | ПК-9, ПСК-3.3, ПСК-3.9, ПСК-3.10 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 3. Анализ мотивации клиента, пациента в когнитивно-бихевиоральном консультировании и терапии. Супервизия практической работы | ||||||
3.1. | Мотивация клиента и терапевта – супервизия профессиональных отношений. Мотивация в терапии – анализ с целью разработки приемов вмешательства | Сам. работа | 7 | 10 | ПК-9, ПСК-3.3, ПСК-3.9, ПСК-3.10 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
3.2. | Стратегии выхода из критических консультативных ситуаций. Супервизия работы с разными клиническими группами пациентов: анализ специфики и логики ведения процесса вмешательства | Лабораторные | 7 | 4 | ПК-9, ПСК-3.3, ПСК-3.9, ПСК-3.10 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
3.3. | Реакция на диагностику и терапию. Анализ сложностей при выполнении домашнего задания | Сам. работа | 7 | 6 | ПК-9, ПСК-3.3, ПСК-3.9, ПСК-3.10 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
3.4. | Анализ аудио и видео- материалов собственной работы: супервизорский анализ | Лабораторные | 8 | 10 | ПК-9, ПСК-3.3, ПСК-3.9, ПСК-3.10 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
3.5. | Супервизия работы клинического психолога в модели когнтивно -поведенческой психотерапии (на примере клиники пограничных состояний). | Лабораторные | 8 | 10 | ПК-9, ПСК-3.3, ПСК-3.9, ПСК-3.10 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
3.6. | Супервизия работы клинического психолога в модели когнтивно -поведенческой психотерапии (на примере клиники пограничных состояний). | Сам. работа | 8 | 20 | ПК-9, ПСК-3.3, ПСК-3.9, ПСК-3.10 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 4. Построение и проверка гипотез на основе наблюдений и вербальных сообщений в КБТ. Подбор эффективных техник изменений: супервизия | ||||||
4.1. | Гипотезы относительно состояния пациента и дальнейшей интервенции, их проверка на основе наблюдений и вербальных сообщений в КБТ | Лабораторные | 8 | 12 | ПК-9, ПСК-3.3, ПСК-3.9, ПСК-3.10 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
4.2. | Подбор эффективных техник изменений на основе процесса проверки гипотез. Обучение формулировке гипотез | Сам. работа | 8 | 20 | ПК-9, ПСК-3.3, ПСК-3.9, ПСК-3.10 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
4.3. | Обсуждения проблем формулировки и проверки гипотез. Ошибки в диагностике – как себя проверить. Терапевтическая безопасность | Лабораторные | 8 | 12 | ПК-9, ПСК-3.3, ПСК-3.9, ПСК-3.10 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
4.4. | Супервизорские установки: преодоление. Безопасность супервизии. Супервизия в учебе и супервизия практикующих специалистов | Лабораторные | 8 | 20 | ПК-9, ПСК-3.3, ПСК-3.9, ПСК-3.10 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
4.5. | Супервизорские установки: преодоление. Безопасность супервизии. Супервизия в учебе и супервизия практикующих специалистов | Сам. работа | 8 | 13 | ПК-9, ПСК-3.3, ПСК-3.9, ПСК-3.10 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
. . Ответственность в терапии: супервизия и обучение. 2. Ошибки в диагностике – как себя проверить. Терапевтическая безопасность. Супервизорские установки: преодоление. 3. Супервизия психоэдукации с родственниками пациентов. 4. Мотивация клиента и терапевта – супервизия профессиональных отношений.. 5. Улучшение качества профессиональной компетентности посредством супервизии. 6. Феномен и терапия выученной беспомощности М. Селигмана: супервизия практической работы (разбор случая). 7. Гипотезы относительно состояния пациента и дальнейшей интервенции, их проверка на основе наблюдений и вербальных сообщений в КБТ. 8. Проблема мотивации и эмоций пациента в БКТ. 9. Стратегии индивидуальной работы с пациентами разных клинических группах – анализ осложнителей и проблемных ситуаций в работе. 10. Стратегии выхода из критических консультативных ситуаций. Супервизия. 11. Супервизия терапевтов: страх перед успехом, проблемы начинающего психотерапевта, планирование психотерапевтической интервенции. 12. Техники прогнозирования состояния пациента, предотвращение срывов и прекращения терапии. 13. Современные проблемы супервизии в КБТ. 14. Анализ, рефлексия, отработка проблемных профессиональных ситуаций / интеракций. 15. Супервизия в отечественной и зарубежной традиции: правила, принципы и ошибки. 16. Диагностическое интервью в БКТ: структура и техники. Супервизия. 17. Гарантия качества и защита пациентов от неделового обращения. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1.Особенности построение стратегий психотерапии и психокоррекции при различных расстройствах (невротические расстройства, зависимости, психосоматические расстройства). 2. Психокорекция семьи. 3. Психокоррекция и психотерапия фобий. 4. Психокоррекция и психотерапия 5. Тревожно-депрессивных расстройств. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См.приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Олешкевич В.И. | ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОТЕРАПИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА А. АДЛЕРА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Соколова Е.Т. | ПСИХОТЕРАПИЯ 5-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата, специалитета и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. | Психотерапия. Психологические модели: [учеб. для вузов] | СПб.[и др.]: Питер, 2007 | |
Л2.2 | Шумский В.Б. | ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ЭБС издательства «Лань» | e.lanbook.com | ||
Э2 | ЭБС «Университетская библиотека online» | biblioclub.ru | ||
Э3 | ЭБС издательства «Юрайт» | www.biblio-online.ru | ||
Э4 | ЭБС АлтГУ | elibrary.asu.ru | ||
Э5 | ссылка | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ОЭБС издательства «Лань» ЭБС «Университетская библиотека online» ЭБС издательства «Юрайт» ЭБС АлтГУ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
313Л | лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия |
312Л | учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95 |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Обучение складывается из аудиторных занятий, включающих лабораторные занятия. Лабораторное занятие состоит из проверка исходных знаний; выступление студентов с докладами по текущей теме семинара; обсуждение докладов и беседа по теме семинара;работа с компьютерными программами. Самостоятельная работа студентов подразумевает подготовку докладов, рефератов, эссе и включает работу с литературой (анализ выделение наиболее значимого), подготовку устного доклада. Работа с учебной литературой рассматривается как вид учебной работы по дисциплине и выполняется в пределах часов, отводимых на её изучение. Написание реферата, доклада формированию навыков (умений): анализировать литературу по конкретному вопросу, выделять наиболее существенный для темы материал, анализировать и рефлексировать свое отношение к проблеме, соотнося его с личностным опытом и тем самым развиваясь как личность. Текущий контроль усвоения предмета определяется устным опросом в ходе занятий. В конце изучения учебной дисциплины (модуля)проводится промежуточный контроль знаний с использованием тестового контроля и сдачи практических навыков. |