МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление качеством

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.03.02. Менеджмент
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_02_Мен-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.э.н., профессор, Воронкова Ольга Юрьевна

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Горбунова Алла Юрьевна

Рабочая программа дисциплины
Управление качеством

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 МЕНЕДЖМЕНТ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016 г. № 7)

составлена на основании учебного плана:
38.03.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 29.05.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.э.н., доцент Рудакова Оксана Юрьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 29.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой к.э.н., доцент Рудакова Оксана Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины «Управление качеством» – четко и комплексно рассмотреть все важнейшие теоретические и практические аспекты управления качеством, его современную интерпретацию.
Изучение данного курса позволит получить представление о содержании, структуре и основных тенденциях философии качества, а также познакомиться с основными системами стандартов в области качества.
Задачи курса
– обеспечить необходимую основу для дальнейшего более глубокого изучения и делового усвоения данных вопросов управления качеством;
– изучить современную концепцию менеджмента качества;
– познакомить с отечественной и зарубежной историей качества;
– изучить основные формы оценки затрат на менеджмент качества;
– успешно применять инструменты и методы управления качеством, в том числе квалиметрию;
– изучить специфику и формы регулирования процессов стандартизации, метрологии и сертификации систем качества менеджмента в России и мировой экономике;
– успешно применить в практической управленческой деятельности полученные знания стандартов ИСО 9000;
- участвовать в управлении проектом, программой внедрения технологических и продуктовых инноваций или программой организационных изменений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.08

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6 способностью участвовать в управлении проектом, программой внедрения технологических и продуктовых инноваций или программой организационных изменений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- суть современных теоретических и методологических вопросов управления качеством;
- основные категории и понятия, характеризующих структуру управления качеством;
- понятия технологических и продуктовых инноваций, основные этапы программы организационных изменений.
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять на практике системы стандартов управления качеством;
- использовать современные способы использования экономической информации для внедрения инновационных программам в организации;
- участвовать в управлении проектом в условиях организационных изменений
- моделировать бизнес-процессы по управлению качеством
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.
- навыки успешного применения инструментов и методов управления качеством;
- навыками применения опыта значимых отечественных и зарубежных достижений в области изучения управления качеством в условиях организационных изменений;
- способностью участвовать в управлении проектом, программой внедрения технологических и продуктовых инноваций или программой организационных изменений
- способностью использовать методы реорганизации бизнес-процессов в практической деятельности организаций

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в предмет «Управление качеством»
1.1. Введение в предмет «Управление качеством» Лекции 7 3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.2. Введение в предмет «Управление качеством» Практические 7 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.3. Введение в предмет «Управление качеством» Сам. работа 7 4 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.4. История управления качеством. Лекции 7 1 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.5. История управления качеством. Практические 7 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.6. История управления качеством. Сам. работа 7 8 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Инструменты и методы управления качеством.
2.1. Инструменты и методы управления качеством. Лекции 7 1 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.2. Инструменты и методы управления качеством. Практические 7 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.3. Инструменты и методы управления качеством. Сам. работа 7 8 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.4. Основы стандартизации в управлении качеством Лекции 7 3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.5. Основы стандартизации в управлении качеством Практические 7 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.6. Основы стандартизации в управлении качеством Сам. работа 7 10 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.7. Основы метрологии в управлении качеством. Лекции 7 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.8. Основы метрологии в управлении качеством. Практические 7 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.9. Основы метрологии в управлении качеством. Сам. работа 7 8 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.10. Основы сертификации продукции и систем качества. Лекции 7 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.11. Основы сертификации продукции и систем качества. Практические 7 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.12. Основы сертификации продукции и систем качества. Сам. работа 7 8 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.13. Стандарты серии ИСО 9000 и современная концепция менеджмента качества Лекции 7 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.14. Стандарты серии ИСО 9000 и современная концепция менеджмента качества Практические 7 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.15. Стандарты серии ИСО 9000 и современная концепция менеджмента качества Сам. работа 7 8 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.16. Оценка затрат на менеджмент качества. Лекции 7 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.17. Оценка затрат на менеджмент качества. Практические 7 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.18. Оценка затрат на менеджмент качества. Сам. работа 7 4 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.19. Аудит качества и премии качества. Лекции 7 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.20. Аудит качества и премии качества. Практические 7 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.21. Аудит качества и премии качества. Сам. работа 7 4 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.22. Отечественный опыт в управлении качеством продукции. Лекции 7 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.23. Отечественный опыт в управлении качеством продукции. Практические 7 4 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.24. Отечественный опыт в управлении качеством продукции. Сам. работа 7 4 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 С.Д. Ильенкова Управление качеством : учебник М. : Юнити-Дана, 2013 biblioclub.ru
Л1.2 Д. Эванс. Управление качеством: учебное пособие М. :Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
Л1.3 Тепман, Л.Н. Управление качеством: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления М. :Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Николаев, А. А. Стратегическое управление организацией: Учебник Москва : Прометей, 2023 URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=701072
Л2.2 Михеева, Е.Н. Управление качеством: учебник М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=454086
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. www.aup.ru (Административно-управленческий портал).
Э2 2. www.fcsm.ru (Федеральная служба по финансовым рынкам).
Э3 3. www.cfin.ru (Корпоративный менеджмент).
Э4 4. www.kommersant.ru (Коммерсант).
Э5 5. www.raexpert.ru («ЭкспертРА»).
Э6 6. www.change-russia.com (Ассоциация менеджеров по управлению изменениями).
Э7 7. www.amr.ru (Ассоциация менеджеров России).
Э8 8. www.stplan.ru (Стратегическое управление и планирование).
Э9 9. www.StrategPlann.ru (Стратегическое планирование и стратегическое управление).
Э10 10. www.InvenTech.ru (Центр креативных технологий).
Э11 11. http:// www.pmo.ru
Э12 12. http:// www.e-xecutive.ru/kiosk/artikle_2035
Э13 13. http:// www. Pmforum.org/help/marlib/htm/
Э14 14. http:// www.pmibookstore.org/
Э15 Курс в Moodle "Управление качеством" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Подробнее методические рекомендации по изучению курса представлены в Moodle на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/enrol/index.php?id=2535