МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методика преподавания социальных дисциплин в вузе
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология права
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz39_04_01_СП-3-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 56
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 56 56 56 56
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Колесникова Ольга Николаевна

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Татьяна Викторовна

Рабочая программа дисциплины
Методика преподавания социальных дисциплин в вузе

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.01 СОЦИОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 30.03.2015 г. № 326)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 31.08.2020 г. № 01
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чудова Светлана Георгиевна

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 31.08.2020 г. № 01
Заведующий кафедрой Чудова Светлана Георгиевна

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Методика преподавания социальных дисциплин в вузе» является: раскрытие актуальных проблем высшего образования; формирование представления о работе преподавателя вуза, о методических приемах, формах и средствах организации учебного процесса; подготовить магистрантов к практике. Изучить методы, приемы, технологии организации и управления педагогическим процессом; методику проведения лекции, практических занятий в вузе. Научить магистрантов применять полученные знания в преподавании социологических дисциплин и проведении рефлексии, навыкам организации учебной деятельности с учетом особенностей потенциальной аудитории и области деятельности и задач программ дополнительного образования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-13: в педагогической деятельности:способностью и умением использовать полученные знания в преподавании социологических дисциплин (углубленное знание основных школ и направлений, способность к социологической рефлексии)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.знает современные школы и направления, методы, методические приемы, технологии обучения;
особенности профессиональной деятельности в организации учебного процесса, подготовки учебно-методической документации в том числе по программам дополнительного образования с учетом специфики формирования правовой культуры человека
3.2.Уметь:
3.2.1.умеет использовать полученные знания в преподавании социологических дисциплин;
владеет методикой социологической рефлексии оценки профессиональной деятельности в том числе по программам дополнительного образования с учетом специфики формирования правовой культуры человека
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.использования современных технологий и методов организации учебного процесса в том числе по программам дополнительного образования с учетом специфики формирования правовой культуры человека; организации учебной деятельности студентов; организации и проведения социологической рефлексии, самооценки в профессиональной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Педагогическое проектирование и педагогические технологии
1.1. Тема 1.Формы и методы организации учебого процесса в вузе Лекции 2 2 Л2.2, Л1.1, Л2.3
1.2. Основные формы организации учебного процесса в вузе Практические 2 4 Л1.1, Л2.3
1.3. Оганизация учебного процесса в высшей школе Сам. работа 2 10 Л1.1
1.4. Тема 2.Методика проведения лекций и семинаров в высшей школе Лекции 2 2 Л1.1, Л1.2
1.5. Роль педагогического мастерства в подготовке специалиста в высшей школе Практические 2 4 Л1.1, Л1.2
1.6. Структура педагогической деятельности Сам. работа 2 6 Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.7. Основы педагогического контроля в высшей школе. Ссамостоятельная работа студентов Сам. работа 2 2 Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.8. Методы и формы проведения лекционных и семинарских занятий в вузе Сам. работа 2 4 Л1.1
1.9. Педагогическое проектирование и педагогические технологии Сам. работа 2 8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.10. Классификация технологий обучения ввысшей школе Сам. работа 2 6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.11. Подготовка текста лекции и её презентации Сам. работа 2 8 Л2.1, Л1.1, Л2.3
1.12. Педагогическая коммуникация Сам. работа 2 8 Л1.1
1.13. Психолого-педагогическое изучение личности студента Сам. работа 2 4 Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Примерные вопросы к зачету:

1. Какова роль высшего образования в современной цивилизации?
2. Укажите особенности профессиональной подготовки в вузе.
3. Выделите основные направления реформирования высшего образования. В чем сущность Болонского процесса?
4. Раскройте проблемы гуманизации и гуманитаризации в высшей школе?
5. Что представляет собой дидактика высшей школы? Каковы её основные функции?
6. Охарактеризуйте основные направления работы преподавателя. Какую роль среди них выполняет методическое направление?
7. Перечислите основные нормативные документы, регламентирующие учебный процесс в вузе и охарактеризуйте их роль.
8. Что такое образовательный стандарт?
9. Каково предназначение программы учебной дисциплины?
10. Какими возможностями располагают компьютерные технологии организации учебного процесса?
11. Что собой представляет лекция как форма обучения? Какие типы лекций вы знаете и в чем их особенности?
12. Какую методическую функцию выполняет в учебном процессе семинарское занятие? Как оно соотносится с другими технологиями обучения?
13. Охарактеризуйте особенности форм семинарского занятия: беседа, дискуссия, коллоквиум, игровые технологии, опрос, контрольная работа.
14. Какие методы, технологии ведения групповой дискуссии вам известны? В чем особенности игротехнических технологий групповой дискуссии.
15. Перечислите формы самостоятельной работы студентов. Какова в них роль преподавателя?
16. Охарактеризуйте формы текущего контроля в учебном процессе. Каковы особенности промежуточного и итогового контроля.
17. В чем заключается деформация сферы профессионально-педагогического общения?
18. Охарактеризуйте стили педагогического общения
19. Как проявляются условия плодотворного педагогического общения построенного на субъект-субъектных отношениях?
20. Каковы особенности педагогического проектирования в вузе?
21. Раскройте сущность этапов педагогического проектирования.
22. Раскройте особенности развития личности студента.
23. Выделите отличия типологий личности студента
24. Каковы основные психолого-педагогические приемы обучения при оптимальном педагогическом общении
25. Дайте определение понятию «метод обучения» как основному дидактическому понятию.
26. Раскройте исходные позиции классификации методов обучения.
27. Какие условия определяют выбор методов обучения?
28. Почему педагогическая деятельность является организационно-управленческой деятельностью?
29. Объясните сущность основных методов, приемов и средств обучения в вузе и их особенности.
30. Какие вы знаете педагогические технологии обучения в системе высшей школы?
31. Каково место лекции в учебном процессе?
32. Каковы критерии оценки качества лекции?
33. Что такое лекция-визуализация?
34. Какова цель практических занятий в высшей школе?
35. Какие педагогические задачи решаются на семинаре?
36. Каковы критерии оценки семинарского занятия?
37. Необходимость дистанционного обучения как вида информационной технологии.
38. В чем состоит педагогический контроль и учет результатов деятельности в высшей школе? Какие вы знаете методы контроля?
39. Какие умения и навыки формируются в процессе самостоятельной работы?
40. Чем отличается собственно самостоятельная работа студентов от аудиторной самостоятельной работы под контролем преподавателя?
41. Каковы принципы индивидуализации самостоятельной работы студентов?
42. Какие формы самостоятельной работы студентов существуют в вузе?
43. Как отражён компетентностный подход в образовании в ФГОС ВО?

Типовые практические задания
1.Разработайте план проведения семинарского занятия с учетом применения активных форм обучения.
2. Разработайте схему оценивания заданий по балльно-рейтинговой системе.
3.Сформулируйте комплекс требований анализа научной статьи по проблемам образования. 4.Приведите примеры методов интенсивного обучения.
5. Приведите примеры удачного и неудачного общения лектора с аудиторией. Охарактеризуйте их.
6. Проведите сравнение лекции и семинара как форм учебной работы. Приведите примеры удачного и неудачного семинарского занятия. Охарактеризуйте их.
7. Продолжите фразу: «оптимальный стиль общения – это..
8. В чем на Ваш взгляд заключаются причины неуспеваемости студентов? Предложите свой вариант решения проблемы
9. Составьте план проведение социологической рефлексии лекции.
10. Составьте план проведение социологической рефлексии практического занятия
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Эссе "Педагогическое мастерство преподавателя высшей школы"
2. Творческая работа "Выбор профессии как важнейшее событие в целостном самоопределении человека"
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Блинов В.И., Виненко В.Г., Сергеев И.С. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ. Учебно-практическое пособие: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/A1E6B8CD-62CE-4252-BC77-27E8DE193E28
Л1.2 Оганян К. М., Оганян К. К. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ СОЦИОЛОГИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/C8591FA7-F314-4D1C-B4ED-93D36F937A6D
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 О. П. Морозова Педагогика высшей школы: практикум: учеб. задания, задачи и вопросы Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010
Л2.2 Новгородцева И.В. Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин: Флинта, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103816
Л2.3 Блинов В.И. - под общ. ред. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/CC4F65AB-8761-4800-9D52-8C08CBFAA041
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.lib.asu.ru – сайт научной библиотеки АлтГУ http://www.lib.asu.ru
Э2 http://www.isras.ru – сайт института социологии РАН http://www.isras.ru
Э3 http://www.elibrary.ru –научная электронная библиотека http://www.elibrary.ru
Э4 http://www.mon.gov.ru – сайт министерства образования РФ http://www.mon.gov.ru –
Э5 ЭБС «Лань» http://e.lanbook.com/
Э6 ЭБС «Университетская библиотека online» http://biblioclub.ru/index.php
Э7 Курс в Moodle "Методика преподавания социальных дисциплин в вузе" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2818
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Exel
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации для лекционных занятий: изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски лекций не позволяют глубоко освоить предмет. При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к практическим /семинарским занятиям: подготовку к практическому занятию студенты должны начать с ознакомления плана данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. При подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала. В начале занятий можно задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при выполнении творческих и практических заданий.

Рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий: самостоятельная работа студента является важным средством овладения учебным материалом. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. При их выполнении важно соблюдать установленные сроки и требования по оформлению. При подготовке к зачету - прорабатывать теоретические и практические вопросы работая с рекомендованной основной и дополнительной литературой.