МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Геополитика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 62
Направление подготовки38.03.04. Государственное и муниципальное управление
ПрофильГосударственное и муниципальное управление
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz38_03_04_ГМУ-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Киреева О.С.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Шашкова Я.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Геополитика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.04 ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 10.12.2014г. №1567)

составлена на основании учебного плана:
38.03.04 Государственное и муниципальное управление
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 62

Протокол от 11.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.п.н., профессор Шашкова Я.Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 62

Протокол от 11.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.п.н., профессор Шашкова Я.Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса является освоение базовых основ геополитических знаний и представлений, позволяющих будущему бакалавру определить место страны, региона в общей системе мировой политики и осознанно выработать линию профессионального поведения, направленную на обеспечение интересов государства и граждан, с учетом влияния внешнеполитических и геостратегических факторов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.11

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способностью находить организационно-управленческие решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения и готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений
ПК-6 владением навыками количественного и качественного анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций
ПК-21 умением определять параметры качества управленческих решений и осуществления административных процессов, выявлять отклонения и принимать корректирующие меры
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретико-методологические основы и истоки геополитики; концепции классической и российской школы геополитики; геополитические теории и школы второй половины XX в.; положение России, США, Европейских государств, Китая, Японии, стран Африки и Латинской Америки, мусульманских госу-дарств, Индии в новой системе гео-политических отношений
3.2.Уметь:
3.2.1.выявлять факторы, воздействующие на рост и ослабление гео-политической мощи государств; специфику развития геополитических процессов в различные исторические периоды; логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по геополитической проблематике; давать научную оценку изменений, происходящих в геополи-тической структуре; анализировать геополитическую обстановку в раз-личных странах и регионах с точки зрения результатов и последствий принятого управленческого решения, выявлять роль этого решения с позиций социальной значимости принимаемых решений; анализировать положение России, США, Европейских государств, Китая, Японии, стран Африки и Латинской Америки, мусульманских государств, Индии в новой системе геополитических отношений; применять количественный и качественный анализ при оценке состояния экономической, социальной, политической/геополитической среды, дея-тельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъек-тов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций; оцени-вать характер геополитического процесса с учетом исторических особенностей того или иного общества и периода его развития; выявлять и характеризовать деятельность мировых геополитических субъектов; определять параметры качества управленческих/геополитических решений и осуществления административных процессов, выявлять отклонения и принимать корректирующие меры
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками социально-политического анализа и прогноза геополитических ситуаций; способностью находить организационно-управленческие решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого/геополитического решения и готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений; способностью анализировать принятые геополитические решения; навыками анализа положения России, США, Европейских государств, Китая, Японии, стран Африки и Ла-тинской Америки, мусульманских государств, Индии в новой системе геополитических отношений; навыками применения количественного и качественного анализа при оценке состояния экономической, социаль-ной, политической/геополитической среды, деятельности органов госу-дарственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций; навыками оценки характера геополитического процесса с учетом исторических особенностей того или иного общества и периода его развития; навыками выявления и характери-стики деятельность мировых геопо-литических субъектов; навыками определять параметры качества управленческих/геополитических решений и осуществления административных процессов, выявлять от-клонения и принимать корректирующие меры

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы геополитики
1.1. Теоретико-методологические основы геополитики. Способность находить организационно-управленческие решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения и готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений Лекции 5 2 ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.2. Теоретико-методологические основы геополитики. Способность находить организационно-управленческие решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения и готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений Сам. работа 5 8 ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.3. Истоки геополитики Сам. работа 5 8 ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Основные идеи, принципы и методы изучения геополитики
2.1. Классическая геополитика Лекции 5 2 ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2
2.2. Классическая геополитика Сам. работа 5 8 ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2
2.3. Русская геополитическая школа Сам. работа 5 8 ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Геополитические теории и школы второй половины XX в.
3.1. Современный атлантизм Сам. работа 5 8 ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.2. Мондиализм Сам. работа 5 8 ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.3. Континенталистская геополитика Сам. работа 5 8 ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Геополитика в современном мире. Владение навыками количественного и качественного анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций. Умение определять параметры качества управленческих решений и осуществления административных процессов, выявлять отклонения и принимать корректирующие меры
4.1. Россия в новой системе геополитических отношений Практические 5 2 ПК-6, ПК-21 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.2. Россия в новой системе геополитических отношений Сам. работа 5 6 ПК-6, ПК-21 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.3. Место США в системе геополитических отношений Практические 5 2 ПК-6, ПК-21 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.4. Место США в системе геополитических отношений Сам. работа 5 6 ПК-6, ПК-21 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.5. Европейская геополитика современности Практические 5 2 ПК-6, ПК-21 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.6. Европейская геополитика современности Сам. работа 5 6 ПК-6, ПК-21 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.7. Геостратегическая политика Китая Сам. работа 5 4 ПК-6, ПК-21 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.8. Геополитика Японии Сам. работа 5 4 ПК-6, ПК-21 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.9. Геополитика мусульманских стран Сам. работа 5 4 ПК-6, ПК-21 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.10. Геополитика стран Африки и Латинской Америки Сам. работа 5 4 ПК-6, ПК-21 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.11. Индия в мировой геополитической системе Сам. работа 5 4 ПК-6, ПК-21 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.12. Вопросы к зачету по курсу "Геополитика" Зачет 5 4 ОПК-2, ПК-6, ПК-21 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и итогового контроля. Фонд включает практические задания, вопросы к зачету. Вопросы к зачету представлены в фонде оценочных средств.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС находится в отдельнои приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Василенко, Ирина Алексеевна Геополитика современного мира: Учебник/ Василенко И.А.- 4-е изд.- : М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Желтов, Виктор Васильевич Геополитика: теория и история: Учебное пособие.- : Москва : Вузовский учебник, 2016 http://znanium.com/catalog/product/51439262 изменить электронный адрес на: http://znanium.com/catalog/product/514392
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Дугин, Александр Гельевич Основы геополитики. Геополитическое будущее России. Мыслить пространством/ А. Г. Дугин.- [3-е изд., доп.].- : М. : АРКТОГЕЯ-центр, 1999
Л2.2 Ачкасов, Валерий Алексеевич Мировая политика и международные отношения: учеб. для вузов/ В. А. Ачкасов, С. А. Ланцов: М. : Аспект Пресс, 2011, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Институт геополитики профессора Дергачева www.dergachev.ru
Э2 Информационно-аналитический портал: Геополитика посмодерна geopolitica.ru
Э3 Геополитика (авторский проект В. Трофимова) www.geopolitics.ru
Э4 ЭБС Юрайт
Э5 Журнал «Геополитика» geopolitica.ucoz.ru
Э6 Электронная библиотека eLIBRARY.RU
Э7 университетская библиотека on-line www.biblioclub.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Занятия со студентами по курсу «Геополитика» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается небольшой объем нормативного знания о теоретико-методологических основах, истоках геополитики, а также об идеях классической геополитики и русской школы геополитики, о геополитических теориях второй половины XX в. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к зачету.
Практические занятия по курсу «Геополитика» ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС.
При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по теме практического занятия и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы практического занятия.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие. Особое внимание на практических занятиях будет акцентироваться на геополитических теориях и школах второй половины XX в., а также пристальное внимание будет уделяться системе геополитических отношений, сложившейся после распада СССР. Важно оценить принимаемые геополитические решения различными государствами с точки зрения влияния на принятые решения социальной, экономической, политической среды, деятельности различных органов власти. Что позволяет говорить о месте этих государств в современной системе геополитических отношений.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации. При этом необходимо учитывать, что разные авторы придерживаются разных подходов к существу рассматриваемых на семинаре проблем. Поэтому по возможности студент должен ознакомиться с точкой зрения различных авторов, их подходами и аргументацией. В список предлагаемой к плану семинара дополнительно рекомендуемой литературы могут быть включены монографии и публикации в периодических изданиях, которые помогут студенту более глубоко и детально изучить рассматриваемые темы, подготовить интересный доклад. Кроме того, знание студентом дополнительно рекомендуемой литературы является подтверждением успешного усвоения курса и приветствуется преподавателем.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов, которая предполагает повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, подготовку докладов (сообщений, презентаций) по предложенным темам. В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студент может обратиться к ведущему преподавателю в часы консультаций .
Для полноценной самостоятельной работы студентов рекомендуется использовать Интернет ресурсы, которые позволяют облегчить проблему поиска источников и литературы. Это - электронные библиотеки, библиографические базы данных, базы журнальных статей, электронные версии журналов, позволяющие полноценно подготовиться к темам практических занятий и к зачету.