МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Культурно-исторический подход в профессиональном образовании

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки44.04.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильТеория и практика профессионального обучения в сфере туризма
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный планz44_04_04_ТиППОвСТ-3-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 159
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 159 159 159 159
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
д.пс.н., зав.каф., Д.В. Каширский

Рецензент(ы):
к.пс.н., доц., Волкова Т.Г.

Рабочая программа дисциплины
Культурно-исторический подход в профессиональном образовании

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.04 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ПО ОТРАСЛЯМ) (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.12.2015г. №40494)

составлена на основании учебного плана:
44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от г. №
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Волкова Т.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой Волкова Т.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у магистрантов системы психологических знаний и умений в области профессионального педагогического образования

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень
ОК-3 способностью к самостоятельному освоению и использованию новых методов исследования, к освоению новых сфер профессиональной деятельности
ОПК-1 способностью и готовностью самостоятельно осваивать новые методы исследования, изменять научный и научно-педагогический профиль своей профессионально-педагогической деятельности
ОПК-3 способностью и готовностью использовать на практике навыки и умения организации научно-исследовательских, научно-отраслевых работ, управления коллективом
ОПК-5 способностью осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейшие образовательные маршруты и профессиональную карьеру
ОПК-8 готовностью взаимодействовать с участниками образовательной деятельности и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические основания культурно-исторической и деятельностной психологии для организации эффективной научно-обоснованной практики в сфере профессионального образования;
основные категории, понятия, методы изучения и анализа в культурно-деятельностной методологии;
методы и результаты классических и современных исследований психических процессов, состояний и свойств в русле культурно-исторического и деятельностного подходов в психологии
3.2.Уметь:
3.2.1.формулировать конкретные гипотезы, цели и задачи психологических исследований; планировать научное исследование;решать задачи, требующие навыков абстрактного мышления; устанавливать связи между теоретическим и эмпирическим уровнями познания психики и личности в русле культурно-исторического и деятельностного подходов; организовывать, осуществлять и анализировать собственную активность (рефлексивность) в области профессионального самосовершенствования, выбор адекватных траекторий профессионального саморазвития;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками разработки дизайна исследования, оценка его соответствия современным требованиям, целям исследования и этико-деонтологическим нормам; навыками использования в профессиональной деятельности базовых знаний в области естествознания; проведение научной экспертизы (экспертная оценка актуальных и потенциальных исследовательских проектов;
категориальным аппаратом культурно-исторической и деятельностной психологии для выполнения и реализации различных целей (исследовательских, прикладных и практических, преподавательских, профилактических, просветительских эмпирических) исследований);основами профессионального психологического мышления анализа различного рода психологических ситуаций с позиций культурно-деятельностной методологии; анализа информации об актуальных проблемах и современном состоянии исследований психики и личности с позиций культурно-исторического и деятельностного подходов; методами организации, проведения научно-исследовательской, педагогической, коррекционной, профи-лактической работы в русле культурно-исторической и деятельност-ной психологии;умениями применять научные результаты культурно-исторического и деятельностного подходов в прикладных и практических областях современной психологии и образовании.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основания культурно-исторического и деятельностного подходов в психологии
1.1. Методологические основания культурно-исторического и деятельностного подходов в психологии Лекции 1 1 ОК-1, ОК-3, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Базовые положения культурно-исторического подхода Л.С. Выготского Сам. работа 1 30 ОК-1, ОК-3, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Культурно-исторический и деятельностный подходы в пространстве мировой психологии Практические 1 2 ОК-1, ОК-3, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Культурно-исторический и деятельностный подходы в пространстве мировой психологии Сам. работа 1 20 ОК-1, ОК-3, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Экспериментально-генетический метод. Методика двойной стимуляции. Методика Пиктограмм Практические 1 2 ОК-1, ОК-3, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Методические подходы Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев Сам. работа 1 20 ОК-1, ОК-3, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.7. Методологические основания культурно-исторического и деятельностного подходов в психологии Лекции 1 1 ОК-1, ОК-3, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Понимание психики и личности в культурно-историческом и деятельностном подходах
2.1. Проблема личности в культурно-историческом и деятельностном подходах Практические 1 1 ОК-1, ОК-3, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Проблема личности в представленииА.Н. Леонтьева, В.А. Иванникова, А.Г. Асмолова, Б.А. Сосновского, Д.А. Леонтьева и др.) Сам. работа 1 20 ОК-1, ОК-3, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Проблема сознания в культурно-историческом и деятельностном подходах Практические 1 1 ОК-1, ОК-3, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Проблема сознания в представлении А.Н. Леонтьева, В.П. Зинченко, Ф.Е. Василюк, Б.А. Сосновского и др.). Сам. работа 1 23 ОК-1, ОК-3, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Прикладная культурно-историческая и деятельностная психология
3.1. Культурно-историческая и деятельностная педагогическая психология Практические 1 2 ОК-1, ОК-3, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Культурно-исторический подход в педагогической психологии (Л.С. Выготский, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова и др.). Сам. работа 1 23 ОК-1, ОК-3, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Культурно-историческая и деятельностная психология развития Практические 1 2 ОК-1, ОК-3, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.4. Деятельностная парадигма в психологии развития (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.) Сам. работа 1 23 ОК-1, ОК-3, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.5. Экзамен Экзамен 1 9 ОК-1, ОК-3, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Е.Е. Кравцова Психология и педагогика. Краткий курс: учебное пособие М. : Проспект, 2016 http://biblioclu b.ru/index.php ? page=book&id =443603
Л1.2 Д.В. Каширский, Н.В. Сабельникова. Хрестоматия по культурно-исторической психологии: Электронный ресурс Барнаул : АлтГУ,, 2018 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 З.У. Колокольникова, А.К. Лукина, О.Б. Лобанова и др. Культурно-исторический и деятельностный подход в образовании: учебное пособие Красноярск : СФУ, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=497279 (31.01.2019)
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э2 Электронно-библиотечная система "Лань" e.lanbook.com
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э5 Курс в Moodle "Культурно-исторический и деятельностный подходы в психологии" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 45900294 от 16.09.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru
XnView, http://xnviewload.ru/
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
DjVu reader, http://djvureader.org/
Putty, https://putty.org.ru/licence.html
VLC, http://www.videolan.org/legal.html
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html

6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется обязательное посещение лекционных и практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для самостоятельной подготовки к семинарам, рассматриваются ключевые содержательные моменты изучаемой темы. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с предложенной литературой, но и активно читать иную литературу по проблеме. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное участие в групповых дискуссиях, посещение лекционных и практических занятий. Поиск основных понятий и терминов в информационно-справочных и поисковых, электронных образовательных системах.
Целью практических занятий является закрепление, расширение, углубление теоретических знаний, полученных на лекциях и в ходе самостоятельной работы, развитие познавательных способностей. Задачей практического занятия является формирование у студентов навыков самостоятельного мышления и публичного выступления при изучении темы, умения обобщать и анализировать фактический материал, сравнивать различные точки зрения, определять и аргументировать собственную позицию. Основой этого вида занятий является изучение первоисточников, повторение теоретического материала, решение проблемно-поисковых вопросов. В процессе подготовки к практическим занятиям студент учится: 1) самостоятельно работать с научной, учебной литературой, научными изданиями, справочниками; 2) находить, отбирать и обобщать, анализировать информацию; 3) выступать перед аудиторией; 4) рационально усваивать категориальный аппарат; 5) формировать навыки выполнения практических заданий. Самоподготовка к практическим занятиям включает такие виды деятельности как: 1) самостоятельная проработка конспекта лекции, учебников, учебных пособий, учебно- методической литературы; 2) конспектирование обязательной литературы; работа с первоисточниками (является основой для обмена мнениями, выявления непонятного); 3) выступления с докладами.
В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 1 час.
Методические рекомендации для написания реферата.
Реферат пишется на одну из представленных тем. Сдается в строго установленные сроки и подлежит защите (публичному представлению на семинарском занятии или на консультации). Проверяется полнота раскрытия темы и наличие ссылок на ключевые работы по выбранной проблематике.
Реферат выполняется на стандартных листах А4. Реферат имеет титульный лист, содержание, основную часть, заключение и список использованной литературы. Система оценивания реферата была представлена выше.