МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Дирижирование
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 61
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость8 ЗЕТ
Учебный планz53_03_02_МИИ-234-2020
Часов по учебному плану 288
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 267
контроль 13
Виды контроля по курсам
экзамены: 2
диф. зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Практические 4 4 4 4 8 8
Сам. работа 208 208 59 59 267 267
Часы на контроль 4 4 9 9 13 13
Итого 216 216 72 72 288 288

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Дирижирование

разработана в соответствии с ФГОС:
по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (уровень бакалавриата) Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 11.08.2016 № 1010; зарегистрирован Минюстом России от 26.08.2016г., № 43448

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 61

Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 61

Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.обеспечение обучающихся комплексом знаний, умений и навыков, необходимых для практического руководства музыкально-инструментальным коллективом (оркестром либо ансамблем)
изучение основ техники дирижирования
овладение методами репетиционной работы
приобретение навыков самостоятельного изучения партитуры
формирование у обучающихся организаторских способностей

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-20: способностью овладевать необходимым комплексом общепедагогических, психолого-педагогических знаний, представлений в области музыкальной педагогики, психологии музыкальной деятельности
ПК-29: готовностью к работе в коллективе в целях совместного достижения высоких качественных результатов деятельности, к планированию концертной деятельности творческого коллектива, к организации творческих мероприятий (фестивалей, конкурсов, авторских вечеров, юбилейных мероприятий), к сочетанию необходимого профессионализма в области культуры и искусства, нормативных и менеджерских знаний при осуществлении организационно-управленческой работы в творческих коллективах, учреждениях культуры и организациях, осуществляющих образовательную деятельность
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.профессиональную терминологию, основные положения музыкальной психологии и педагогики
основы психологии музыкального восприятия
основные принципы менеджмента в области музыкального искусства и музыкального образования
3.2.Уметь:
3.2.1.применять на практике знания из области музыкальной психологии и педагогики в профессиональной деятельности
читать с листа музыкальные произведения разных жанров и форм
применять знания по организации индивидуальной и коллективной деятельности в сфере искусства, образования и культуры
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками использования психолого-педагогических знаний втворческой деятельности
необходимым арсеналом средств для достижения высоких результатов собственной музыкальной деятельности
навыками организации коллективной деятельности в самых разнообразных и современных формах

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы техники дирижирования. Психологические основы руководства творческим коллективом
1.1. Постановка дирижерского аппарата. Структура и виды дирижерского жеста. Практические 1 1 ПК-20 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.2. Работа над положением корпуса, рук и головы при дирижировании. Работа над дирижерским жестом (разновидности жестов). Сам. работа 1 52 ПК-29 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.3. Дирижерские схемы тактирования: "на два", "на три", "на четыре", "на шесть", "на восемь", "на девять", "на двенадцать". Практические 1 1 ПК-20 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.4. Работа над "чистотой" схем на конкретных музыкальных примерах. Сам. работа 1 52 ПК-29 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.5. Приемы выражения темпа, динамики и штрихов в дирижировании. Затакты и синкопы в дирижировании. Практические 1 1 ПК-20 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.6. Изучение дирижерских схем на конкретных музыкальных примерах. Сам. работа 1 52 ПК-29 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.7. Изучение психологических основ управления творческим коллективом Практические 1 1 ПК-20 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.8. Закрепление и развитие первоначальных знаний и навыков в области искусства дирижирования и управления творческим коллективом Сам. работа 1 52 ПК-29 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.9. Зачет с оценкой 1 4 ПК-20, ПК-29 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Совершенствование техники дирижирования. Планирование концертной деятельности творческого коллектива
2.1. Дирижерские схемы тактирования "на пять", "на семь", "на раз". Дробление долей. Практические 2 1 ПК-29 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.2. Изучение дирижерских схем на конкретных музыкальных примерах. Сам. работа 2 14 ПК-20 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.3. Функции рук дирижера. Взаимодействие рук. Приемы прекращения звучания. Паузы и ферматы в дирижировании. Практические 2 1 ПК-29 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.4. Выполнение специальных упражнений по разделению функций рук, по взаимодействию рук при дирижировании. Работа над жестами, обозначающими паузы и ферматы в музыке. Сам. работа 2 14 ПК-20 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.5. Способы выражения фактуры и фразировки в дирижировании. Практические 2 1 ПК-29 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.6. Музыкально-теоретический и исполнительский анализ исполняемых произведений. Сам. работа 2 14 ПК-20 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.7. Планирование концертной деятельности творческого коллектива Практические 2 1 ПК-29 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.8. Закрепление и развитие знаний и навыков в области планирования концертной деятельности творческого коллектива Сам. работа 2 17 ПК-20 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.9. Экзамен 2 9 ПК-20, ПК-29 Л3.1, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см.приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
см.приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гончарук А. Ю. Музыкально-исполнительское искусство: Учебная литература для ВУЗов Директ-Медиа, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=461212
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Борисова Е. Н., Глазкова Т. В. Профессиональное общение музыкантов: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Согласие, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=430105
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Уколова Л.И. ДИРИЖИРОВАНИЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/04828504-4F44-437B-9670-610B07CD3495
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 https://imslp.org/
Э2 http://www.notarhiv.ru/
Э3 http://notes.tarakanov.net/
Э4 Дисциплина "Дирижирование" в Moodle https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2269
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
Актовый зал Д концертный зал Учебная мебель на 500 посадочных мест; рабочее место преподавателя; рояль – 2 ед.; оркестровые пульты; дирижерский пульт; звукотехническое оборудование: микрофон кардиоидный подвесной конденсаторный Shure CVO-W/C – 3 шт.; микрофон петличный AUDIO TECHNICA ATR 35cW – 1 шт.; микшерная консоль цифровая ALLEN&HEATH QU32 с возможностью дистанционного управления – 1 шт.; радиомикрофон Shure Etvs/pg58 – 2шт.; радиомикрофон SENNHEISER EW 145-G3-B-X UHF – 1 шт.; монитор НК PR:О 12 м – 2 шт.; сабвуфер HK PR:О 15о – 4шт.; сателиты HK PR:О 8 – 12 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного выполнения практических заданий, необходимо определить содержание и форму произведения, проанализировать мелодию, гармонию, оркестровую фактуру, инструментовку, составить дирижерскую экспозицию исполняемого произведения. Большое внимание следует уделить непосредственной работе с нотным текстом. Постепенное усложнение технических приемов находится в прямой зависимости от исполнительских задач, возникающих в каждом последующем семестре. Рекомендуется детально изучить произведение. Это способствует развитию памяти и концентрирует все внимание дирижера на более полном творческом общении с исполнителями. Для изучения основ управления творческим коллективом необходимо привлечь знания из области музыкальной педагогики и психологии. Для успешной организации и планирования концертной деятельности творческого коллектива необходимы как теоретические знания, так и практические навыки работы с коллективом.