Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 61 |
---|---|
Направление подготовки | 53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство |
Профиль | Музыкально-инструментальное искусство в сфере музыкального исполнительства |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 12 ЗЕТ |
Учебный план | z53_03_02МИИ-1-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 1 | 2 | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 4 | 4 | 4 | 4 | 8 | 8 |
Сам. работа | 208 | 208 | 203 | 203 | 411 | 411 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 9 | 9 | 13 | 13 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 | 432 | 432 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 61
Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.
1.1. | обеспечение обучающихся комплексом знаний, умений и навыков, необходимых для практического руководства музыкально-инструментальным коллективом (оркестром либо ансамблем) изучение основ техники дирижирования овладение методами репетиционной работы приобретение навыков самостоятельного изучения партитуры формирование у обучающихся организаторских способностей |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.03 |
ПК-4 | Способен осуществлять руководство творческим коллективом в учреждениях культуры и в организациях, осуществляющих образовательную деятельность |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | профессиональную терминологию, основные положения музыкальной психологии и педагогики основы психологии музыкального восприятия основные принципы менеджмента в области музыкального искусства и музыкального образования |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять на практике знания из области музыкальной психологии и педагогики в профессиональной деятельности читать с листа музыкальные произведения разных жанров и форм применять знания по организации индивидуальной и коллективной деятельности в сфере искусства, образования и культуры |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками использования психолого-педагогических знаний втворческой деятельности необходимым арсеналом средств для достижения высоких результатов собственной музыкальной деятельности навыками организации коллективной деятельности в самых разнообразных и современных формах |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основы техники дирижирования. Психологические основы руководства творческим коллективом | ||||||
1.1. | Постановка дирижерского аппарата. Структура и виды дирижерского жеста. | Практические | 1 | 1 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 | |
1.2. | Работа над положением корпуса, рук и головы при дирижировании. Работа над дирижерским жестом (разновидности жестов). | Сам. работа | 1 | 52 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 | |
1.3. | Дирижерские схемы тактирования: "на два", "на три", "на четыре", "на шесть", "на восемь", "на девять", "на двенадцать". | Практические | 1 | 1 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 | |
1.4. | Работа над "чистотой" схем на конкретных музыкальных примерах. | Сам. работа | 1 | 52 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 | |
1.5. | Приемы выражения темпа, динамики и штрихов в дирижировании. Затакты и синкопы в дирижировании. | Практические | 1 | 1 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 | |
1.6. | Изучение дирижерских схем на конкретных музыкальных примерах. | Сам. работа | 1 | 52 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 | |
1.7. | Изучение психологических основ управления творческим коллективом | Практические | 1 | 1 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 | |
1.8. | Закрепление и развитие первоначальных знаний и навыков в области искусства дирижирования и управления творческим коллективом | Сам. работа | 1 | 52 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 | |
1.9. | Зачет с оценкой | 1 | 4 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 | ||
Раздел 2. Совершенствование техники дирижирования. Планирование концертной деятельности творческого коллектива | ||||||
2.1. | Дирижерские схемы тактирования "на пять", "на семь", "на раз". Дробление долей. | Практические | 2 | 1 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 | |
2.2. | Изучение дирижерских схем на конкретных музыкальных примерах. | Сам. работа | 2 | 50 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 | |
2.3. | Функции рук дирижера. Взаимодействие рук. Приемы прекращения звучания. Паузы и ферматы в дирижировании. | Практические | 2 | 1 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 | |
2.4. | Выполнение специальных упражнений по разделению функций рук, по взаимодействию рук при дирижировании. Работа над жестами, обозначающими паузы и ферматы в музыке. | Сам. работа | 2 | 50 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 | |
2.5. | Способы выражения фактуры и фразировки в дирижировании. | Практические | 2 | 1 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 | |
2.6. | Музыкально-теоретический и исполнительский анализ исполняемых произведений. | Сам. работа | 2 | 50 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 | |
2.7. | Планирование концертной деятельности творческого коллектива | Практические | 2 | 1 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 | |
2.8. | Закрепление и развитие знаний и навыков в области планирования концертной деятельности творческого коллектива | Сам. работа | 2 | 53 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 | |
2.9. | Экзамен | 2 | 9 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см.приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см.приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Гончарук А. Ю. | Музыкально-исполнительское искусство: Учебная литература для ВУЗов | Директ-Медиа, 2017 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Борисова Е. Н., Глазкова Т. В. | Профессиональное общение музыкантов: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Согласие, 2015 | biblioclub.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Уколова Л.И. | ДИРИЖИРОВАНИЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | https://imslp.org/ | |||
Э2 | http://www.notarhiv.ru/ | |||
Э3 | http://notes.tarakanov.net/ | |||
Э4 | Дисциплина "Дирижирование" в Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Актовый зал Д | концертный зал | Учебная мебель на 500 посадочных мест; рабочее место преподавателя; рояль – 2 ед.; оркестровые пульты; дирижерский пульт; звукотехническое оборудование: микрофон кардиоидный подвесной конденсаторный Shure CVO-W/C – 3 шт.; микрофон петличный AUDIO TECHNICA ATR 35cW – 1 шт.; микшерная консоль цифровая ALLEN&HEATH QU32 с возможностью дистанционного управления – 1 шт.; радиомикрофон Shure Etvs/pg58 – 2шт.; радиомикрофон SENNHEISER EW 145-G3-B-X UHF – 1 шт.; монитор НК PR:О 12 м – 2 шт.; сабвуфер HK PR:О 15о – 4шт.; сателиты HK PR:О 8 – 12 шт. |
303Д | читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу) |
Для успешного выполнения практических заданий, необходимо определить содержание и форму произведения, проанализировать мелодию, гармонию, оркестровую фактуру, инструментовку, составить дирижерскую экспозицию исполняемого произведения. Большое внимание следует уделить непосредственной работе с нотным текстом. Постепенное усложнение технических приемов находится в прямой зависимости от исполнительских задач, возникающих в каждом последующем семестре. Рекомендуется детально изучить произведение. Это способствует развитию памяти и концентрирует все внимание дирижера на более полном творческом общении с исполнителями. Для изучения основ управления творческим коллективом необходимо привлечь знания из области музыкальной педагогики и психологии. Для успешной организации и планирования концертной деятельности творческого коллектива необходимы как теоретические знания, так и практические навыки работы с коллективом. |