МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Биофармтехнология. Биологические клеточные продукты

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки33.05.01. специальность Фармация
СпециализацияФармация биофармпрепаратов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план33_05_01_Фарм-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Биофармтехнология. Биологические клеточные продукты

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 33.05.01 ФАРМАЦИЯ (приказ Минобрнауки России от 27.03.2018 г. № 219)

составлена на основании учебного плана:
33.05.01 ФАРМАЦИЯ
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Базарнова Н.Г. доктор химических наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Базарнова Н.Г. доктор химических наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель: формирование у студентов системных знаний о биофармацевтической индустрии и основных принципах разработки новых биофармацевтических технологий.
Задачи:
изучить основные тенденции развития биофармацевтических технологий в стране и мире;
рассмотреть основные инновационные подходы, используемые для создания лекарственных средств;
ознакомиться с современными экспериментальными средствами исследования и областями практического использования биофармацевтических препаратов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6 Способен принимать участие в фармацевтической разработке новых биофармпрепаратов
ПК-8 Способен принимать участие в проведении исследования в области оценки эффективности и безопасности лекарственных средств и биофармпрепаратов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.проблемы современного биотехнологического производства лекарственных средств и процессы, сопутствующие их получению с использованием специализированного оборудования и медицинских изделий
основное специализированное оборудование для биотехнологического производства лекарственных средств и клеточных продуктов
основные положения закона «Об обращении биомедицинских клеточных продуктов»
3.2.Уметь:
3.2.1.формулировать необходимость применения специализированного оборудования для биотехнологического производства лекарственных средств и клеточных продуктов
обосновывать применение специализированного оборудования для биотехнологического производства лекарственных средств и клеточных продуктов
применять специализированное оборудование и медицинские изделия при осуществлении деятельности в сфере обращения биомедицинских клеточных продуктов на основании федерального закона «Об обращении биомедицинских клеточных продуктов»
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками работы с научной литературой по подбору специализированного оборудования для биотехнологического производства лекарственных средств и клеточных продуктов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Биофармацевтические технологии и клеточные продукты
1.1. Биофармацевтические препараты и новые направления в их технологии Лекции 7 2 Л1.2, Л1.1
1.2. Биотехнология аминокислот и белковых лекарственных средств Лекции 7 2 Л1.2, Л1.1
1.3. Биотехнология витаминов и коферментов Лекции 7 2 Л1.2, Л1.1
1.4. Получение лекарственных средств на основе биотрансформации стероидных соединений Лекции 7 2 Л1.2, Л1.1
1.5. Биотехнология моноклональных антител и вакцин Лекции 7 4 Л1.2
1.6. Биотехнология антибиотиков и препаратов на основе живых культур микроорганизмов Лекции 7 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.7. Культуры растительных клеток и получение лекарственных веществ Лекции 7 2 Л1.2, Л2.1
1.8. Получение лекарственных средств на основе макромицетов Лекции 7 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.9. Биотехнология как наука и сфера производства. Современная биотехнология как одно из основных направлений научно-технического прогресса. Практические 7 2 Л1.2, Л2.1
1.10. Генетические основы совершенствования биообъектов для биотехнологического процесса. Практические 7 4 Л1.2
1.11. Иммобилизованные биообъекты в условиях биотехнического производства Практические 7 4 Л1.2, Л1.1
1.12. Слагаемые биотехнологического производства лекарственных и диагностических средств Практические 7 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.13. Контроль и управление биотехнологическими процессами. Биотехнология и проблемы экологии и охраны окружающей среды Практические 7 4 Л1.2, Л1.1
1.14. Биомедицинские технологии и частная технология биотехнологических продуктов. Практические 7 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.15. Клеточные продукты Практические 7 2 Л1.2
1.16. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 7 66 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Приведены в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Приведены в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Приведен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Г.Б. Слепченко, В.И. Дерябина, Т.М. Гиндуллина, и др. ; Инструментальный анализ биологически активных веществ и лекарственных средств : учебное пособие /: Томск : Издательство Томского политехнического университета, 2015., 2015 biblioclub.ru
Л1.2 Н.Г. Палеев, И.И. Бессчетнов Основы клеточной биологии : учебное пособие : Ростов-н/Д : Издательство Южного федерального университета, 2011, 2011 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Т.Д. Синева, О.А. Борисова ; под ред. Т.Д. Синевой Особенности педиатрической фармации: фармацевтическая технология и фармакологические аспекты : учебное пособие : СПб. : СпецЛит, 2013., 2013 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Необходимо помнить, что посещение лекций является обязательным и, в случае пропуска лекции, обучающийся должен изучить ее содержание самостоятельно. Перед началом дисциплины, на вводной лекции преподаватель, сообщает о форме, в которой будет проводиться диалог с обучающимися на лекционных занятиях. Обучающиеся получают право задавать вопросы по теме лекции после ее окончания.
Подготовка к практическому занятию, основной задачей которого является углубление знаний по дисциплине и формирование практических умений и навыков, должна основываться на конспектах лекций, учебном материале, а также на новейших источниках – статьях из рекомендованных журналов, материалах сети «Интернет». Кроме того, практическое занятие может включать и мероприятия по текущему контролю знаний по дисциплине в целом. При подготовке к практическому занятию обучающийся должен изучить все вопросы и задания, предлагаемые по данной теме. Значительный вклад в формирование практических умений и навыков в ходе занятия вносят ситуационные задачи (практические задания), к которым необходимо подготовится: выписать необходимые формулы, термины и определения, физический смысл и размерности, используемых величин, продумать логику решения и построения ответа, подобрать необходимые аргументы, подкрепленные фактическими данными из учебной или научной литературы.
Текущий контроль сформированнности компетенций ввиду ограниченного количества времени предполагается в форме тестового контроля, в ходе которого выявляется степень усвоения студентами понятийного аппарата и знаний дисциплины в целом, а так же в оценке ответов и активности на практических занятиях.
Самостоятельная работа студентов заключается в изучении указанных литературных и прочих источников при подготовке к практическим занятиям, а так же в написании реферата. Реферат предполагает углубление знаний в отдельных темах дисциплины. Тему реферата студенты выбирают из предложенного перечня или формулируют самостоятельно и согласуют с преподавателем.
Промежуточная аттестация по данной дисциплине - зачет - реализуется в устной форме по билетам. В билет на зачет включено 2 вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций и ситуационная задача. С перечнем вопросов необходимо ознакомится заранее, типы задач, включаемых в билет, соответствуют задачам, решаемым на практических занятиях. При подготовке к зачету необходимо руководствоваться учебными материалами: конспектами лекций, учебниками и учебными пособиями, материалами подготовки к практическим занятиям.