МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология высшей школы
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки38.06.01. Экономика
НаправленностьЭкономика и управление народным хозяйством
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_06_01_Экономика-23-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 60
самостоятельная работа 48
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 48 48 48 48
Сам. работа 48 48 48 48
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд. психол. наук, доцент, Любимова Ольга Марковна

Рецензент(ы):
канд. пед. наук, доцент, Петухова Е.А.

Рабочая программа дисциплины
Психология высшей школы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.06.01 ЭКОНОМИКА (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014г. №898)

составлена на основании учебного плана:
38.06.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
Каширский Д.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Заведующий кафедрой Каширский Д.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование целостного и системного понимания психологических задач и методов преподавания на современном этапе развития общества с учетом возрастных, гендерных и иных особенностей; умение осознавать ситуацию взаимодействия с аудиторией как социально-психологическую систему, определять место и политику активности вуза в региональной системе вуза.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3: готовностью к преподавательской деятельности по образовательным программам высшего образования
ПК-1: уметь осуществлять педагогическую и коммуникативную деятельность в области научных исследований и образовательного процесса
УК-5: способностью следовать этическим нормам в профессиональной деятельности
УК-6: способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.базовый понятийный аппарат, методологические основы и методы психологии высшей школы; основные направления, закономерности и принципы развития системы высшего образования и требования психологическому компоненту приобретаемых профессиональных компетенций; специфику педагогической деятельности в высшей школе и психологические основы педагогического мастерства преподавателя; индивидуальные особенности обучающихся, психолого-педагогические особенности взаимодействия преподавателей и обучающихся; основы педагогического руководства деятельностью коллективов. Роль наследственности и среды в формировании человеческой индивидуальности. Психологическое содержание категорий субъект, субъектность. Субъектно- деятельностный, субъектно-бытийный подходы в психологии. Психологическое содержание категорий «активность личности», «активность субъекта». Базовые принципы теории самоорганизующихся систем. Функции самосознания и его компоненты. Содержание биологического, социального и личностного уровня регуляции индивида. Психологическое содержание поступка. Психологию становления профессионала в современных условиях. Факторы риска формирования профессиональной идентичности. Формирование психологической системы деятельности. Этические нормы профессиональной деятельности в высшей школе. Знать способы поддержания и установления контакта с аудиторией.
Знать речевые маркеры аномальных состояний и установок говорящего, цели и способы задавания вопросов. Психологические приемы при ведении переговоров
Производственную гимнастику и ЛФК для преподавателя. Особенности когнитивных функций и личностные особенности в разные возрастные периоды.
Социально-психологическую структуру учебной и производственной группы. Типологию стилей управления. Типы корпоративной культуры организации в высшей школе. Маркеры корпоративной культуры организации. Знать алгоритм конструирование бренда образовательной организации.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать, творчески трансформировать и совершенствовать методы, методики, технологии обучения и воспитания обучающихся; проектировать и реализовывать в учебном процессе различные формы учебных занятий, внеаудиторной самостоятельной работы и научно-исследовательской деятельности обучающихся; организовывать образовательный процесс с использованием педагогических инноваций и учетом личностных, гендерных, этнокультурных особенностей обучающихся; разрабатывать современное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, в том числе обеспечение контроля за формируемыми у обучающихся умениями; устанавливать педагогически целесообразные отношения со всеми участниками образовательного процесса; совершенствовать речевое мастерство в процессе преподавания учебных дисциплин.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.самоанализа на основе саморефлексии профессиональной деятельности, психологическими способами организации учебного процесса и управления группой, технологиями построения коммуникативной ситуации с учетом особенностей учебной группы; навыками самоанализа и проектирования педагогической деятельности и профессионального развития. Упражнениями для развития техники развития речи: артикуляция, дыхание, интонация, развитие голосовых связок. Психологическими приемами манипуляции при ведении переговоров. Навыками задавания развивающих и проясняющих вопросов партнеру. Навыками диагностики социально-психологической структуры группы. Техниками развития креативных способностей личности. Навыками использования разных стилей управления для решения разного типа задач высшей школе. Навыками стимулирования учебной и профессиональной деятельности в высшей школе. Навыками принятия решения в ситуации неопределенности. Навыками использования разных стилей управления для решения разного типа задач высшей школе. Навыками поэтапного конструирования бренда образовательной организации/ образовательной услуги. Навыками создания программ маркетинга образовательных услуг.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Психология становления профессионала
1.1. Психология становления профессионала в современных условиях Лекции 1 2 УК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
1.2. Обучение как Формирование психологической системы деятельности (Ломов Б.Ф., Шадриков В.Д.). Практические 1 2 УК-5, УК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
1.3. Практикум по планированию жизненных целей Практические 1 2 УК-5, УК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
1.4. Практикум: работа с ценностями личности Практические 1 2 УК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
1.5. Психология субъекта Практические 1 2 УК-5, УК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
1.6. Стиль жизни. Жизненные планы и жизненный сценарий Практические 1 2 УК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
Раздел 2. Раздел 2. Основы коммуникативной культуры преподавателя.
2.1. Коммуникативные техники лектора Лекции 1 2 ОПК-3, ПК-1, УК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
2.2. Техники развития речи: артикуляция, дыхание, интонация, развитие голосовых связок Практические 1 2 ОПК-3, ПК-1, УК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
2.3. Саморегуляция в публичном выступлении: как справится с волнением, саморефлесия выступающего и установление и поддержание контакта с аудиторией Практические 1 2 ОПК-3, ПК-1, УК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
2.4. Психологический анализ вербальной коммуникации: речевые маркеры аномальных состояний и установок говорящего, цели и способы задавания вопросов Практические 1 4 ОПК-3, ПК-1, УК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
2.5. Профессиональная коммуникация в научной и педагогической деятельности: ведение переговоров, прогноз потребностей партнера, переговоры с возражениями Практические 1 4 ОПК-3, ПК-1, УК-5, УК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
2.6. Гигиена производственной деятельности преподавателя: режим работы, стрессы в профессиональной деятельности, профессиональные заболевания Практические 1 1 ОПК-3, ПК-1, УК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
2.7. Производственная гимнастика и ЛФК дляпреподавателя. Экология и психофизиология пространства рабочего места. Практические 1 2 УК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
2.8. Тайм-менеджмент для преподавателя высшей школы Практические 1 2 УК-5, УК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
Раздел 3. Раздел 3. Возрастные особенности участников образовательного процесса
3.1. Социализация личности и периодизация ее развития. Кризисы личности. Лекции 1 2 ОПК-3, ПК-1, УК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
3.2. Особенности когнитивных функций и личностные особенности в разные возрастные периоды. Практические 1 2 ОПК-3, ПК-1, УК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
3.3. Развитие креативных способностей личности Практические 1 2 ОПК-3, ПК-1, УК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
3.4. Психология оценки и принятия решения Практические 1 2 ОПК-3, ПК-1, УК-5, УК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
3.5. Мотивация учебной и профессиональной деятельности деятельности в высшей школе Практические 1 2 ОПК-3, ПК-1, УК-5, УК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
Раздел 4. Раздел 4. Социально-психологические аспекты организации образовательного процесса в высшей школе
4.1. Регуляция социального проведения суъекта: ролевые, этнокультурные, ценностно-смысловые, гендерные аспекты Практические 1 2 УК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
4.2. Корпоративная культура организации в высшей школе Лекции 1 2 УК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
4.3. Стили управления учебной и производственной деятельностью: эффективность для решения разного типа задач Практические 1 2 УК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
4.4. Профессиональная идентичность преподавателя высшей школы Практические 1 1 УК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
4.5. Исследование корпоративной культуры организации Практические 1 2 УК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
4.6. Социально-психологическая структура учебной и производственной группы Лекции 1 2 УК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
Раздел 5. Раздел 5. Маркетинг образовательных услуг
5.1. Целевые группы образовательных программ Практические 1 2 ОПК-3, ПК-1, УК-5, УК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
5.2. Конструирование бренда и торговой марки образовательной организации Практические 1 4 ОПК-3, ПК-1, УК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
5.3. Проблемы теории и практики психологии высшей школы Сам. работа 1 48 ОПК-3, ПК-1, УК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
5.4. Маркетинг образовательных услуг Лекции 1 2 ОПК-3, ПК-1, УК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения
Приложение 1.   38.06.01 Психология.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Логвинов И. Н., Сарычев С. В., Силаков А. С. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В СХЕМАХ И КОММЕНТАРИЯХ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/5C133492-72E3-441E-ADD2-96DBBF4FEC76
Л1.2 Ефремова О. И., Кобышева Л. И. Педагогическая психология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=464121
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мокшанцев Р.И. Психология рекламы: учеб. пособие М.: ИНФРА-М, 2008
Л2.2 Панфилова А.П. Теория и практика общения: учебник М.: Академия, 2007
Л2.3 Исаев Е. И., Слободчиков В. И. Психология образования человека: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство ПСТГУ, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=277065
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Психология высшей школы http://www.ht.ru/
Э2 Психология высшей школы http://www.psy-diagnoz.com
Э3 Психология высшей школы http://lab.psytest.ru
Э4 Психология высшей школы http://www.psy-diagnoz.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
Acrobat Reader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Интернет-ресурсы:
http://www.ht.ru/
http://www.psy-diagnoz.com
www.ht.ru/
http://www.imaton.com/metodiki/catalog/
http://www.psytest.ru/
http://lab.psytest.ru
http://psystudy.ru/
http://vch.narod.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В курсе предусмотрено проведение практических занятий, что способствует лучшему и углубленному освоению теоретического материала.
Текущий контроль осуществляется на лекциях и практических занятиях в самых разнообразных формах – диалога с преподавателем во время лекций, решением типовых задач и др.
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета. Промежуточная аттестация проводится в устной форме.