Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной психологии |
---|---|
Направление подготовки | 38.06.01. Экономика |
Направленность | Экономика и управление народным хозяйством |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 38_06_01_Экономика-23-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 20 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Практические | 48 | 48 | 48 | 48 |
Сам. работа | 48 | 48 | 48 | 48 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии
Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Заведующий кафедрой Каширский Д.В.
1.1. | формирование целостного и системного понимания психологических задач и методов преподавания на современном этапе развития общества с учетом возрастных, гендерных и иных особенностей; умение осознавать ситуацию взаимодействия с аудиторией как социально-психологическую систему, определять место и политику активности вуза в региональной системе вуза. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
УК-5 | способностью следовать этическим нормам в профессиональной деятельности |
УК-6 | способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития |
ОПК-3 | готовностью к преподавательской деятельности по образовательным программам высшего образования |
ПК-1 | уметь осуществлять педагогическую и коммуникативную деятельность в области научных исследований и образовательного процесса |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | базовый понятийный аппарат, методологические основы и методы психологии высшей школы; основные направления, закономерности и принципы развития системы высшего образования и требования психологическому компоненту приобретаемых профессиональных компетенций; специфику педагогической деятельности в высшей школе и психологические основы педагогического мастерства преподавателя; индивидуальные особенности обучающихся, психолого-педагогические особенности взаимодействия преподавателей и обучающихся; основы педагогического руководства деятельностью коллективов. Роль наследственности и среды в формировании человеческой индивидуальности. Психологическое содержание категорий субъект, субъектность. Субъектно- деятельностный, субъектно-бытийный подходы в психологии. Психологическое содержание категорий «активность личности», «активность субъекта». Базовые принципы теории самоорганизующихся систем. Функции самосознания и его компоненты. Содержание биологического, социального и личностного уровня регуляции индивида. Психологическое содержание поступка. Психологию становления профессионала в современных условиях. Факторы риска формирования профессиональной идентичности. Формирование психологической системы деятельности. Этические нормы профессиональной деятельности в высшей школе. Знать способы поддержания и установления контакта с аудиторией. Знать речевые маркеры аномальных состояний и установок говорящего, цели и способы задавания вопросов. Психологические приемы при ведении переговоров Производственную гимнастику и ЛФК для преподавателя. Особенности когнитивных функций и личностные особенности в разные возрастные периоды. Социально-психологическую структуру учебной и производственной группы. Типологию стилей управления. Типы корпоративной культуры организации в высшей школе. Маркеры корпоративной культуры организации. Знать алгоритм конструирование бренда образовательной организации. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | использовать, творчески трансформировать и совершенствовать методы, методики, технологии обучения и воспитания обучающихся; проектировать и реализовывать в учебном процессе различные формы учебных занятий, внеаудиторной самостоятельной работы и научно-исследовательской деятельности обучающихся; организовывать образовательный процесс с использованием педагогических инноваций и учетом личностных, гендерных, этнокультурных особенностей обучающихся; разрабатывать современное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, в том числе обеспечение контроля за формируемыми у обучающихся умениями; устанавливать педагогически целесообразные отношения со всеми участниками образовательного процесса; совершенствовать речевое мастерство в процессе преподавания учебных дисциплин. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | самоанализа на основе саморефлексии профессиональной деятельности, психологическими способами организации учебного процесса и управления группой, технологиями построения коммуникативной ситуации с учетом особенностей учебной группы; навыками самоанализа и проектирования педагогической деятельности и профессионального развития. Упражнениями для развития техники развития речи: артикуляция, дыхание, интонация, развитие голосовых связок. Психологическими приемами манипуляции при ведении переговоров. Навыками задавания развивающих и проясняющих вопросов партнеру. Навыками диагностики социально-психологической структуры группы. Техниками развития креативных способностей личности. Навыками использования разных стилей управления для решения разного типа задач высшей школе. Навыками стимулирования учебной и профессиональной деятельности в высшей школе. Навыками принятия решения в ситуации неопределенности. Навыками использования разных стилей управления для решения разного типа задач высшей школе. Навыками поэтапного конструирования бренда образовательной организации/ образовательной услуги. Навыками создания программ маркетинга образовательных услуг. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Раздел 1. Психология становления профессионала | ||||||
1.1. | Психология становления профессионала в современных условиях | Лекции | 1 | 2 | УК-5 | Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
1.2. | Обучение как Формирование психологической системы деятельности (Ломов Б.Ф., Шадриков В.Д.). | Практические | 1 | 2 | УК-5, УК-6 | Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
1.3. | Практикум по планированию жизненных целей | Практические | 1 | 2 | УК-5, УК-6 | Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
1.4. | Практикум: работа с ценностями личности | Практические | 1 | 2 | УК-5 | Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
1.5. | Психология субъекта | Практические | 1 | 2 | УК-5, УК-6 | Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
1.6. | Стиль жизни. Жизненные планы и жизненный сценарий | Практические | 1 | 2 | УК-5 | Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
Раздел 2. Раздел 2. Основы коммуникативной культуры преподавателя. | ||||||
2.1. | Коммуникативные техники лектора | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3, ПК-1, УК-5 | Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
2.2. | Техники развития речи: артикуляция, дыхание, интонация, развитие голосовых связок | Практические | 1 | 2 | ОПК-3, ПК-1, УК-5 | Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
2.3. | Саморегуляция в публичном выступлении: как справится с волнением, саморефлесия выступающего и установление и поддержание контакта с аудиторией | Практические | 1 | 2 | ОПК-3, ПК-1, УК-5 | Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
2.4. | Психологический анализ вербальной коммуникации: речевые маркеры аномальных состояний и установок говорящего, цели и способы задавания вопросов | Практические | 1 | 4 | ОПК-3, ПК-1, УК-5 | Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
2.5. | Профессиональная коммуникация в научной и педагогической деятельности: ведение переговоров, прогноз потребностей партнера, переговоры с возражениями | Практические | 1 | 4 | ОПК-3, ПК-1, УК-5, УК-6 | Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
2.6. | Гигиена производственной деятельности преподавателя: режим работы, стрессы в профессиональной деятельности, профессиональные заболевания | Практические | 1 | 1 | ОПК-3, ПК-1, УК-5 | Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
2.7. | Производственная гимнастика и ЛФК дляпреподавателя. Экология и психофизиология пространства рабочего места. | Практические | 1 | 2 | УК-5 | Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
2.8. | Тайм-менеджмент для преподавателя высшей школы | Практические | 1 | 2 | УК-5, УК-6 | Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
Раздел 3. Раздел 3. Возрастные особенности участников образовательного процесса | ||||||
3.1. | Социализация личности и периодизация ее развития. Кризисы личности. | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3, ПК-1, УК-5 | Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
3.2. | Особенности когнитивных функций и личностные особенности в разные возрастные периоды. | Практические | 1 | 2 | ОПК-3, ПК-1, УК-5 | Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
3.3. | Развитие креативных способностей личности | Практические | 1 | 2 | ОПК-3, ПК-1, УК-5 | Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
3.4. | Психология оценки и принятия решения | Практические | 1 | 2 | ОПК-3, ПК-1, УК-5, УК-6 | Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
3.5. | Мотивация учебной и профессиональной деятельности деятельности в высшей школе | Практические | 1 | 2 | ОПК-3, ПК-1, УК-5, УК-6 | Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
Раздел 4. Раздел 4. Социально-психологические аспекты организации образовательного процесса в высшей школе | ||||||
4.1. | Регуляция социального проведения суъекта: ролевые, этнокультурные, ценностно-смысловые, гендерные аспекты | Практические | 1 | 2 | УК-5 | Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
4.2. | Корпоративная культура организации в высшей школе | Лекции | 1 | 2 | УК-5 | Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
4.3. | Стили управления учебной и производственной деятельностью: эффективность для решения разного типа задач | Практические | 1 | 2 | УК-5 | Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
4.4. | Профессиональная идентичность преподавателя высшей школы | Практические | 1 | 1 | УК-5 | Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
4.5. | Исследование корпоративной культуры организации | Практические | 1 | 2 | УК-5 | Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
4.6. | Социально-психологическая структура учебной и производственной группы | Лекции | 1 | 2 | УК-5 | Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
Раздел 5. Раздел 5. Маркетинг образовательных услуг | ||||||
5.1. | Целевые группы образовательных программ | Практические | 1 | 2 | ОПК-3, ПК-1, УК-5, УК-6 | Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
5.2. | Конструирование бренда и торговой марки образовательной организации | Практические | 1 | 4 | ОПК-3, ПК-1, УК-5 | Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
5.3. | Проблемы теории и практики психологии высшей школы | Сам. работа | 1 | 48 | ОПК-3, ПК-1, УК-5 | Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
5.4. | Маркетинг образовательных услуг | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3, ПК-1, УК-5 | Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Логвинов И. Н., Сарычев С. В., Силаков А. С. | ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В СХЕМАХ И КОММЕНТАРИЯХ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Ефремова О. И., Кобышева Л. И. | Педагогическая психология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Директ-Медиа, 2017 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Мокшанцев Р.И. | Психология рекламы: учеб. пособие | М.: ИНФРА-М, 2008 | |
Л2.2 | Исаев Е. И., Слободчиков В. И. | Психология образования человека: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Издательство ПСТГУ, 2013 | biblioclub.ru |
Л2.3 | Панфилова А.П. | Теория и практика общения: учебник | М.: Академия, 2007 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Психология высшей школы | www.ht.ru | ||
Э2 | Психология высшей школы | www.psy-diagnoz.com | ||
Э3 | Психология высшей школы | lab.psytest.ru | ||
Э4 | Психология высшей школы | www.psy-diagnoz.com | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip Acrobat Reader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) Интернет-ресурсы: http://www.ht.ru/ http://www.psy-diagnoz.com www.ht.ru/ http://www.imaton.com/metodiki/catalog/ http://www.psytest.ru/ http://lab.psytest.ru http://psystudy.ru/ http://vch.narod.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
В курсе предусмотрено проведение практических занятий, что способствует лучшему и углубленному освоению теоретического материала. Текущий контроль осуществляется на лекциях и практических занятиях в самых разнообразных формах – диалога с преподавателем во время лекций, решением типовых задач и др. Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета. Промежуточная аттестация проводится в устной форме. |