МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Системы менеджмента качества

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки27.03.02. Управление качеством
ПрофильУправление качеством продукции на основе использования биоресурсов региона
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план27_03_02_ УК-1-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 70
самостоятельная работа 119
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 46 46 46 46
Сам. работа 119 119 119 119
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
д.э.н., профессор, Воронкова Ольга Юрьевна

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Горбунова Алла Юрьевна

Рабочая программа дисциплины
Системы менеджмента качества

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 27.03.02 УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 92)

составлена на основании учебного плана:
27.03.02 Управление качеством
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 29.05.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.э.н., доцент Рудакова Оксана Юрьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 29.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой к.э.н., доцент Рудакова Оксана Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины – четко и комплексно рассмотреть все важнейшие теоретические и практические аспекты системы менеджмента качества, его современную интерпретацию.
Изучение данного курса позволит получить представление о содержании, структуре и основных аспектов систем менеджмента качества и системами стандартов в области качества.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-9 способностью вести необходимую документацию по созданию системы обеспечения качества и контролю ее эффективности
ПК-10 способностью участвовать в проведении корректирующих и превентивных мероприятий, направленных на улучшение качества
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- суть современных теоретических и методологических вопросов системы менеджмента качества;
- документацию по созданию системы менеджмента качества и контролю ее эффективности;
- основные этапы проведении корректирующих и превентивных мероприятий, направленных на улучшение качества.
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять на практике знания системы менеджмента качества;
- вести необходимую документацию по созданию системы обеспечения качества и проводить контроль ее эффективности;
- планировать этапы проведении корректирующих и превентивных мероприятий, направленных на улучшение качества
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками успешного применения знаний системы менеджмента качества;
- навыками ведения документации по созданию системы обеспечения качества и контролю ее эффективности;
- способностью участвовать в разработке основных этапов проведения корректирующих и превентивных мероприятий, направленных на улучшение качества.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методологические основы управления качеством
1.1. Основные этапы развития систем качества Лекции 2 2 ПК-9, ПК-10 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Основные этапы развития систем качества Практические 2 6 ПК-9, ПК-10 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Основные этапы развития систем качества Сам. работа 2 16 ПК-9, ПК-10 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Российский опыт управления качеством Лекции 2 2 ПК-9, ПК-10 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Российский опыт управления качеством Практические 2 6 ПК-9, ПК-10 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Российский опыт управления качеством Сам. работа 2 8 ПК-9, ПК-10 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Инструменты и методы систем менеджмента качества.
2.1. Зарубежные модели систем управления качеством Лекции 2 1 ПК-9, ПК-10 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Зарубежные модели систем управления качеством Практические 2 2 ПК-9, ПК-10 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Зарубежные модели систем управления качеством Сам. работа 2 12 ПК-9, ПК-10 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Структура систем менеджмента качества Лекции 2 4 ПК-9, ПК-10 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Структура систем менеджмента качества Практические 2 6 ПК-9, ПК-10 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.6. Структура систем менеджмента качества Сам. работа 2 20 ПК-9, ПК-10 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.7. Стимулирование деятельности по совершенствованию качества Лекции 2 4 ПК-9, ПК-10 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.8. Стимулирование деятельности по совершенствованию качества Практические 2 2 ПК-9, ПК-10 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.9. Стимулирование деятельности по совершенствованию качества Сам. работа 2 14 ПК-9, ПК-10 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.10. Управление качеством на базе международных стандартов и принципов Лекции 2 2 ПК-9, ПК-10 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.11. Управление качеством на базе международных стандартов и принципов Практические 2 2 ПК-9, ПК-10 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.12. Управление качеством на базе международных стандартов и принципов Сам. работа 2 8 ПК-9, ПК-10 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.13. Стандарты серии ИСО 9000 и современная концепция менеджмента качества Лекции 2 3 ПК-9, ПК-10 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.14. Стандарты серии ИСО 9000 и современная концепция менеджмента качества Практические 2 6 ПК-9, ПК-10 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.15. Стандарты серии ИСО 9000 и современная концепция менеджмента качества Сам. работа 2 18 ПК-9, ПК-10 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.16. Характеристика систем менеджмента Лекции 2 2 ПК-9, ПК-10 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.17. Характеристика систем менеджмента Практические 2 2 ПК-9, ПК-10 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.18. Характеристика систем менеджмента Сам. работа 2 4 ПК-9, ПК-10 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.19. Качество продукции с точки зрения производителя и потребителя Лекции 2 2 ПК-9, ПК-10 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.20. Качество продукции с точки зрения производителя и потребителя Практические 2 6 ПК-9, ПК-10 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.21. Качество продукции с точки зрения производителя и потребителя Сам. работа 2 15 ПК-9, ПК-10 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.22. Планирование качества. Лекции 2 2 ПК-9, ПК-10 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.23. Планирование качества. Практические 2 8 ПК-9, ПК-10 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.24. Планирование качества. Сам. работа 2 4 ПК-9, ПК-10 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Д. Эванс. Управление качеством: учебное пособие М. :Юнити-Дана, 2017 biblioclub.ru
Л1.2 Тепман, Л.Н. Управление качеством: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления М. :Юнити-Дана, 2017 biblioclub.ru
Л1.3 Н. В. Кузнецова Управление качеством : учебное пособие Москва : ФЛИНТА, 2021 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Михеева, Е.Н. Управление качеством: учебник М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=454086
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Системы менеджмента качества" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010),бессрочно
Windows 7 Professional (№ 61834699 от 22.04.2013), бессрочно
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), бессрочно
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), бессрочно
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf ),бессрочно
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Подробнее методические рекомендации по изучению курса представлены в Moodle на образовательном портале