МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Клиническая фармакология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки33.05.01. специальность Фармация
СпециализацияФармация биофармпрепаратов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план33_05_01_Фарм-1-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 86
самостоятельная работа 103
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Лабораторные 40 40 40 40
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 103 103 103 103
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Клиническая фармакология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 33.05.01 ФАРМАЦИЯ (приказ Минобрнауки России от 27.03.2018 г. № 219)

составлена на основании учебного плана:
33.05.01 ФАРМАЦИЯ
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.– овладение будущим провизором принципами эффективного и безопасного выбора лекарственных средств для обеспечения лечебно-профилактического и диагностического процессов в стационарных и амбулаторно-поликлинических условиях на основе активной информационно-консультативной и экспертно-аналитической работы специалиста с врачом и потребителем лекарственных средств.
Задачи освоения дисциплины:
- научить принципам эффективного и безопасного выбора основных групп и конкретных лекарственных средств для лечения патологических синдромов наиболее распространенных заболеваний
- научить принципам выбора способа и режима дозирования лекарственных средств
- научить выбору рациональных аналоговых и синонимичных замен лекарственных препаратов
- научить особенностям фармакодинамики, фармакокинетики основных групп лекарственных средств в различных возрастных группах, при патологии различных органов и систем, а также при взаимодействии с другими лекарственными средствами
- научить оценивать факторы риска и проявления основных неблагоприятных побочных реакций лекарственных средств и информировать о них медицинских работников и потребителей

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 Способен использовать основные биологические, физико-химические, химические, математические методы для разработки, исследований и экспертизы лекарственных средств, изготовления лекарственных препаратов
ОПК-2 Способен применять знания о морфофункциональных особенностях, физиологических состояниях и патологических процессах в организме человека для решения профессиональных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы медицинской деонтологии и психологии взаимоотношений врача и провизора, провизора и потребителя лекарственных средств и других фармацевтических товаров;
основы законодательства РФ в сфере обращения лекарственных средств, основные нормативно-технические документы: Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств», Перечень Жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), Приказ Минздрава РФ от 05.05.1997 №131 «О введении специальности клиническая фармакология (вместе с положением о враче - клиническом фармакологе)», Приказ Минздрава РФ № 494 от 22.10.2003 «О совершенствовании деятельности врачей клинических фармакологов», Приказ Минздрава РФ №388 от 01.11.01 «О государственном стандарте качества лекарственных средств», отраслевой стандарт «Государственный информационный стандарт лекарственных средств», основы антидопингового законодательства, основные положения Приоритетного национального проекта «Здоровье» и программы дополнительного лекарственного обеспечения;
клинико-фармакологическую характеристику основных групп лекарственных препаратов и принципы рационального выбора конкретных лекарственных средств лечения основных заболеваний, патологических синдромов для проведения информационно- консультативной деятельности при отпуске лекарственных средств конечным потребителям.
3.2.Уметь:
3.2.1.информировать врачей, провизоров и население об основных характеристиках лекарственных средств, принадлежности к определенной фармакотерапевтической группе, показаниях и противопоказаниях к применению, возможностях замены одного препарата другим, принципах рационального приема и правилах хранения лекарственных средств.
информировать население, медицинских и фармацевтических работников о лекарственных препаратах, их аналогах и заменителях.
анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности
принимать участие в организации производственной деятельность фармацевтических предприятий и организаций по изготовлению и производству лекарственных средств
обеспечивать деятельность фармацевтических предприятий и организаций по охране труда и технике безопасности
комплексно оценивать целесообразность применения медицинских технологий, различных видов фармакотерапии в связи с оценкой последствий (результатов) и стоимости медицинских препаратов
сравнивать затраты и анализировать соотношение между затратами и полученными результатами
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками информирования населения, медицинских и фармацевтических работников о лекарственных препаратах, их аналогах и заменителях; способами определения информационных потребностей потребителей лекарственных средств, оказывать информационно-консультативные услуги;
использовать современные ресурсы информационного обеспечения фармацевтического бизнеса;
навыками обмена информацией и профессиональными знаниями;
организации производственной деятельности фармацевтических, в том числе аптечных организаций по изготовлению и производству лекарственных средств;
навыками применения инструментов фармакоэпидемиологии как основы получения информации по применению, эффективности и безопасности лекарственных средств

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общие вопросы клинической фармакологии
1.1. Введение в клиническую фармакологию. НПР. Взаимодействие ЛС Лекции 6 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.2. Введение в клиническую фармакологию. НПР. Взаимодействие ЛС Практические 6 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.3. Введение в клиническую фармакологию. НПР. Взаимодействие ЛС Сам. работа 6 3 ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.4. Особенности фармакотерапии у беременных, новорожденных, детей и лиц пожилого возраста. Особенности фармакотерапии при нарушениях функций элиминирующих органов Лекции 6 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.5. Особенности фармакотерапии у беременных, новорожденных, детей и лиц пожилого возраста. Особенности фармакотерапии при нарушениях функций элиминирующих органов Практические 6 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.6. Особенности фармакотерапии у беременных, новорожденных, детей и лиц пожилого возраста. Особенности фармакотерапии при нарушениях функций элиминирующих органов Сам. работа 6 6 ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.7. Доказательная медицина. Клинические исследования Сам. работа 6 6 ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.8. Коллоквиум по разделу «Общие вопросы клинической фармакологии» Практические 6 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Фармакотерапия и частные вопросы клинической фармакологии
2.1. Клиническая фармакология средств, применяемых при заболеваниях сердечно-сосудистой системы Лекции 6 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.2. Клиническая фармакология средств, применяемых при артериальной гипертензии Практические 6 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.3. Клиническая фармакология средств, применяемых при артериальной гипертензии Сам. работа 6 6 ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.4. Клиническая фармакология кардиотонических и антиаритмических средств Лабораторные 6 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.5. Клиническая фармакология кардиотонических и антиаритмических средств Сам. работа 6 6 ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.6. Клиническая фармакология диуретиков, нитратов, кардиометаболических и липиднормализующих средств Сам. работа 6 6 ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.7. Коллоквиум «Клинико-фармакологические подходы к выбору лекарственных средств для лечения артериальной гипертонии, ИБС, аритмий, ХСН» Практические 6 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.8. Клиническая фармакология лекарственных средств, влияющих на гемостаз и гемопоэз, систему органов дыхания, психотропных средств Лекции 6 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.9. Клиническая фармакология средств, влияющих на гемопоэз и гемостаз Лабораторные 6 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.10. Клиническая фармакология средств, влияющих на гемопоэз и гемостаз Сам. работа 6 3 ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.11. Клиническая фармакология средств, влияющих на систему органов дыхания Лабораторные 6 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.12. Клиническая фармакология средств, влияющих на систему органов дыхания Сам. работа 6 6 ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.13. Клиническая фармакология психотропных лекарственных средств Лекции 6 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.14. Клиническая фармакология психотропных лекарственных средств Сам. работа 6 5 ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.15. Коллоквиум «Клинико-фармакологические подходы к выбору лекарственных средств при бронхиальной астме, ХОБЛ, нарушениях гемостаза и кроветворения. Клинико-фармакологические подходы к выбору психотропных лекарственных средств» Практические 6 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.16. Клиническая фармакология ГКС, НПВС, местных анестетиков, анальгетиков и миорелаксантов Лекции 6 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.17. Клиническая фармакология ГКС и НПВС Лабораторные 6 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.18. Клиническая фармакология ГКС и НПВС Сам. работа 6 5 ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.19. Клиническая фармакология местных анестетиков, анальгетиков и миорелаксантов Сам. работа 6 6 ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.20. Клиническая фармакология антигистаминных средств Лекции 6 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.21. Клиническая фармакология антигистаминных средств Сам. работа 6 6 ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.22. Коллоквиум «Клиническая фармакология ГКС, НПВС, антигистаминных средств, местных анестетиков, анальгетиков и миорелаксантов» Практические 6 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.23. Клиническая фармакология ЛС, применяемых при заболеваниях ЖКТ Лекции 6 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.24. Клиническая фармакология ЛС, применяемых при заболеваниях ЖКТ Лабораторные 6 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.25. Клиническая фармакология ЛС, применяемых при заболеваниях ЖКТ Сам. работа 6 6 ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.26. Клиническая фармакология ЛС, применяемых заболевания эндокринных органов Лекции 6 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.27. Клиническая фармакология ЛС, применяемых заболевания эндокринных органов Лабораторные 6 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.28. Клиническая фармакология ЛС, применяемых заболевания эндокринных органов Сам. работа 6 6 ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.29. Коллоквиум «Клиническая фармакология ЛС, применяемых при заболеваниях ЖКТ и эндокринных органов» Практические 6 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.30. Клиническая фармакология антимикробных ЛС Лекции 6 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.31. Клиническая фармакология пенициллинов, цефалоспоринов, карбапенемов. Лабораторные 6 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.32. Клиническая фармакология пенициллинов, цефалоспоринов, карбапенемов. Сам. работа 6 3 ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.33. Клиническая фармакология аминогликозидов, макролидов, фторхинолонов Лабораторные 6 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.34. Клиническая фармакология аминогликозидов, макролидов, фторхинолонов Сам. работа 6 6 ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.35. Клиническая фармакология линкосамидов, гликопептидов, нитроимидазолов, тетрациклинов, оксазолидинонов и других групп. Лабораторные 6 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.36. Клиническая фармакология линкосамидов, гликопептидов, нитроимидазолов, тетрациклинов, оксазолидинонов и других групп. Сам. работа 6 6 ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.37. Клиническая фармакология противогрибковых, противотуберкулезных лекарственных средств Лекции 6 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.38. Клиническая фармакология противогрибковых, противотуберкулезных лекарственных средств Сам. работа 6 6 ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.39. Клиническая фармакология противовирусных средств Лабораторные 6 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.40. Клиническая фармакология противовирусных средств Сам. работа 6 6 ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.41. Коллоквиум «Клиническая фармакология антимикробных ЛС» Лабораторные 6 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы и задания приведены в фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств размещен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 д ред. В. Г. Кукеса, Д. А. Сычева -- Клиническая фармакология [Электронный ресурс: М. : ГЭОТАР-Медиа, , 2015. www.studentlibrary.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Е. В. Коноплева. — Клиническая фармакология в 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для вузов /.: М. : Издательство Юрайт, , 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Е. В. Коноплева. — Клиническая фармакология в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для вузов / : М. : Издательство Юрайт, , 2018. biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Клиническая фармакология : учебное пособие / М.К. Кевра, А.В. Хапалюк, Л.Н. Гавриленко и др. ; под ред. М.К. Кевры. - Минск : Вышэйшая школа, 2015. - 576 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=450402
Э2 Чабанова, В.С. Фармакология : учебное пособие / В.С. Чабанова. - 3-е изд., испр. - Минск : Вышэйшая школа, 2011. - 447 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=144211
Э3 Бушма, М.И. Фармакология : учебное пособие : в 2 ч. / М.И. Бушма, К.М. Бушма. - Минск : Вышэйшая школа, 2013. - Ч. 2. - 464 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=448164
Э4 Виноградов, В.М. Фармакология с рецептурой. Учебник для медицинских и фармацевтических училищ и колледжей / В.М. Виноградов, Е.Б. Каткова, Е.А. Мухин ; под ред. В.М. Виноградова. - 5-е изд., испр. - СПб. : СпецЛит, 2009. - 864 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=104900
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебным планом по дисциплине предусмотрены следующие виды аудиторных занятий: лекции, практические и лабораторные занятия. Также предусмотрена самостоятельная работа, которая направллена на подготовку к практическим и лабораторны занятиям.
В понятие «лекции» вкладывается два смысла: лекция как вид учебных занятий, в ходе которых в устной форме преподавателем излагается предмет, и лекция как способ подачи учебного материала путём логически стройного, систематически последовательного и ясного изложения. Посещение студентами лекционных занятий ‒ необходимо, т.к. лекции вводят в науку, они дают первое знакомство с научно-теоретическими положениями данной науки и, что особенно важно и что очень сложно осуществить студенту самостоятельно, знакомят с методологией науки. Лекции предназначены для того, чтобы закладывать основы научных знаний, определять направление, основное содержание и характер всех видов учебных занятий, а также самостоятельной работы студентов. Систематическое посещение лекций, активная мыслительная работа в ходе объяснения преподавателем учебного материала позволяет не только понимать изучаемую дисциплину, но и успешно справляться с учебными заданиями на занятиях других видов.
Практические занятия. Для того чтобы практические занятия приносили максимальную пользу, необходимо помнить, что задания проводятся по вычитанному на лекциях материалу и связаны, как правило, с детальным разбором отдельных вопросов лекционных тем. Следует подчеркнуть, что только после усвоения лекционного материала с определенной точки зрения он будет закрепляться на практических занятиях как в результате обсуждения и анализа лекционного материала, так и с помощью решения практических задач. При этих условиях студент не только хорошо усвоит материал, но и научится применять его на практике, а также получит дополнительный стимул (и это очень важно) для активной проработки лекции.
При самостоятельном решении заданий нужно обосновывать каждый этап решения, исходя из теоретических положений курса. Если студент видит несколько путей решения проблемы (задачи), то нужно сравнить их и выбрать самый рациональный. Решение проблемных задач или примеров следует излагать подробно, приводя все доводы, весомые и значимые аргументы, отсекая сомнительные и недоставерные сведения.
Следует помнить, что решение каждой учебной задачи должно доводиться до окончательного логического ответа, которого требует условие, и по возможности с выводом. Полученный ответ следует проверить способами, вытекающими из существа данной задачи. Полезно также предлагать несколько способов и коллективно обсуждать возможные варианты. Решение задач нужно продолжать до приобретения твердых навыков в их решении.
Лабораторные занятия являются неотъемлемой частью при формировании компетенций. При подготовке к лабораторным занятиям по заданию преподавателя необходимо изучить методику выполнения лабораторной работы, составить подробный план осуществления методики, подобрать соответствующую информацию по безопасному обращению с веществами и реактивами, используемыми в лабораторной работе. К лабораторным занятиям допускаются студенты, прошедшие инструктаж по пожарной безопасности и по технике безопасности при работе в лаборатории. Перед выполнением лабораторной работы необходимо пройти собеседование с преподавателем, обсудить основные этапы выполнения работы, возможные трудности, особенности аппаратурного оформления, нормы техники безопасности.После выполнения лабораторной работы необходимо своевременно оформить и сдать отчет, в котором отразить полученные результаты, при необходимости произвести расчеты, привести схемы основных и побочных процессов, влияющих на ход и результаты работы. В отчете необходимо привести ответы на вопросы к лабораторной работе, сделать вывод по результатам работы.
Промежуточный контроль по дисциплине в форме экзамена в 6 семестре. Текущий контроль формирования компетенций осуществляется в ходе практических занятий, при решении ситуационных задач. Экзамен проходи в традиционной форме по билетам и предусматривают устные ответы на вопросы и задания билета.