Закреплена за кафедрой | Кафедра органической химии |
---|---|
Направление подготовки | 33.05.01. специальность Фармация |
Специализация | Фармация биофармпрепаратов |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 33_05_01_Фарм-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 5 (9) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра органической химии
Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Базарнова Н.Г., д.х.н., профессор
1.1. | Целью освоения дисциплины является формирование понимания особенностей общих и частных закономерностей фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств для оценки их возможного взаимодействия, знакомство с классификациями, умение оценивать возможность их использования в фармакологии, а также представление о направлениях поиска и разработки принципиально новых лекарственных средств. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02 |
ОПК-2 | Способен применять знания о морфофункциональных особенностях, физиологических состояниях и патологических процессах в организме человека для решения профессиональных задач |
ПК-2 | Способен осуществлять фармацевтическое информирование и консультирование при отпуске и реализации лекарственных препаратов для медицинского применения и других товаров аптечного ассортимента |
ПК-6 | Способен принимать участие в фармацевтической разработке новых биофармпрепаратов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | характеристику основных фармакокинетических параметров лекарственных средств, их динамику, режим дозирования при различной сопутствующей патологии, а также в зависимости от характера заболевания и функционального состояния организма больного, наличия вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), фено- и генотипа метаболических путей; основные виды межлекарственного взаимодействия: фармацевтической, фармакокинетический, фармакодинамический; различные уровни указанных взаимодействий; фармакокинетику и фармакодинамику основных групп лекарственных средств и их представителей, которые используются в терапии сердечно-сосудистых заболеваний, в том числе неотложных состояний, а также различные виды и уровни их лекарственного взаимодействия; фармакокинетику и фармакодинамику основных групп антибактериальных средств, их представителей, а также возможные межлекарственные взаимодействия с другими группами лекарственных средств; фармакокинетику и фармакодинамику основных групп лекарственных средств и их представителей, которые используются в терапии системных заболеваний соединительной ткани, ревматологии, в том числе неотложных состояний, а также различные виды и уровни их лекарственного взаимодействия; основные НЛР наиболее распространенных лекарственных средств, их выявление, классификацию и регистрацию, способы профилактики и коррекции НЛР; основы формулярной системы (формулярный список, формулярную статью). |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | анализировать и использовать результаты исследования фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств; проводить адекватный выбор наиболее эффективных, безопасных и доступных лекарственных средств, учитывая межлекарственные взаимодействие; выбирать необходимый комплекс рутинных (опрос, осмотр) и специальных лабораторных и функциональных методов исследования по системам для оценки фармакодинамических эффектов лекарственных средств и интерпретировать полученные данные; выбирать методы адекватного контроля эффективности и безопасности лечения и предсказать риск развития НЛР, в зависимости от вида и уровня взаимодействия лекарственных средств; определять оптимальный режим дозирования лекарственных средств; выбирать лекарственную форму препарата, дозу, путь, кратность и длительность введения лекарственных средств, учитывая возможные межлекарственные взаимодействия; проводить экспертную оценку правильности выбора, эффективности и безопасности применения лекарственных средств у конкретного больного. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками осуществления выбора лекарственных средств; навыками осуществления выбора конкретного лекарственного средства с учетом индивидуальной фармакодинамики и фармакокинетики, механизма действия лекарственного средства, известных НЛР и возможного взаимодействия при сопутствующем назначении других лекарственных средств; навыками осуществления выбора лекарственной формы, дозы и пути введения препаратов, схемы дозирования (кратность, зависимость от приема пищи и других лекарственных средств), учитывая межлекарственное взаимодействие; осуществления прогнозирования риска развития НЛР; навыками выбора комбинаций лекарственных средств, учитывая взаимодействие лекарственных средств. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Общие вопросы клинической фармакологии | ||||||
1.1. | Биотрансформация, метаболизм лекарственных веществ | Лекции | 9 | 2 | Л2.2, Л1.2, Л1.1 | |
1.2. | Биотрансформация, метаболизм лекарственных веществ | Практические | 9 | 3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1 | |
1.3. | Биотрансформация, метаболизм лекарственных веществ | Сам. работа | 9 | 7 | Л2.2, Л1.2, Л1.1 | |
1.4. | Понятие биоэквивалентности. Нелинейная фармакокинетика. Пути выведения лекарственных средств из организма. | Лекции | 9 | 2 | Л2.2, Л1.2, Л1.1 | |
1.5. | Понятие биоэквивалентности. Нелинейная фармакокинетика. Пути выведения лекарственных средств из организма. | Практические | 9 | 3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1 | |
1.6. | Понятие биоэквивалентности. Нелинейная фармакокинетика. Пути выведения лекарственных средств из организма. | Сам. работа | 9 | 7 | Л1.2, Л2.3, Л2.1 | |
1.7. | Фармакодинамические взаимодействия лекарственных средств. Факторы риска взаимодействия лекарственных средств | Лекции | 9 | 2 | Л2.2, Л1.2, Л1.1 | |
1.8. | Фармакодинамические взаимодействия лекарственных средств. Факторы риска взаимодействия лекарственных средств | Практические | 9 | 3 | Л1.2, Л2.3, Л2.1 | |
1.9. | Фармакодинамические взаимодействия лекарственных средств. Факторы риска взаимодействия лекарственных средств | Сам. работа | 9 | 7 | Л2.2, Л1.2 | |
1.10. | Фармакокинетическое взаимодействие лекарственных средств. Взаимодействие лекарств в организме человека и животных (млекопитающих). Взаимодействие между лекарствами и эндогенными соединениями. | Лекции | 9 | 2 | Л2.2, Л1.2 | |
1.11. | Фармакокинетическое взаимодействие лекарственных средств. Взаимодействие лекарств в организме человека и животных (млекопитающих). Взаимодействие между лекарствами и эндогенными соединениями. | Практические | 9 | 3 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1 | |
1.12. | Фармакокинетическое взаимодействие лекарственных средств. Взаимодействие лекарств в организме человека и животных (млекопитающих). Взаимодействие между лекарствами и эндогенными соединениями. | Сам. работа | 9 | 7 | Л2.2, Л1.2, Л1.1 | |
1.13. | Взаимодействие лекарственных веществ с пищей. Взаимодействие лекарственных средств с растительными компонентами | Лекции | 9 | 2 | Л2.2, Л1.2, Л1.1 | |
1.14. | Взаимодействие лекарственных веществ с пищей. Взаимодействие лекарственных средств с растительными компонентами | Практические | 9 | 3 | Л1.2, Л1.1 | |
1.15. | Взаимодействие лекарственных веществ с пищей. Взаимодействие лекарственных средств с растительными компонентами | Сам. работа | 9 | 10 | Л1.2, Л1.1, Л2.3 | |
1.16. | Взаимодействие лекарственных средств с этиловым спиртом. Взаимодействие лекарственных средств с никотином. | Лекции | 9 | 2 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
1.17. | Взаимодействие лекарственных средств с этиловым спиртом. Взаимодействие лекарственных средств с никотином. | Практические | 9 | 3 | Л1.2, Л1.1 | |
1.18. | Взаимодействие лекарственных средств с этиловым спиртом. Взаимодействие лекарственных средств с никотином. | Сам. работа | 9 | 10 | Л1.2, Л1.1, Л2.3 | |
1.19. | Фармацевтические взаимодействия лекарственных средств: химические, физические, физико-химические. | Лекции | 9 | 2 | Л2.2, Л1.2, Л1.1 | |
1.20. | Фармацевтические взаимодействия лекарственных средств: химические, физические, физико-химические. | Практические | 9 | 3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1 | |
1.21. | Фармацевтические взаимодействия лекарственных средств: химические, физические, физико-химические. | Сам. работа | 9 | 7 | Л2.2, Л1.2, Л1.1 | |
1.22. | Рациональное комбинирование лекарственных средств. Потенциально опасные комбинации. | Лекции | 9 | 4 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1 | |
1.23. | Рациональное комбинирование лекарственных средств. Потенциально опасные комбинации. | Практические | 9 | 3 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1 | |
1.24. | Рациональное комбинирование лекарственных средств. Потенциально опасные комбинации. | Сам. работа | 9 | 11 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Приведены в приложении |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Приведены в приложении |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств размещен в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Н.Л.Шимановский, М.А.Епинетов, М.Я.Мельников | Молекулярная и нанофармакология: | М.:Физматлит, 2009 | biblioclub.ru |
Л1.2 | М.К. Кевра, А.В. Хапалюк, Л.Н. Гавриленко и др. ; под ред. М.К. Кевры | Клиническая фармакология : учебное пособие : | Минск : Вышэйшая школа, 2015, 2015 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Е. В. Коноплева. — | Клиническая фармакология в 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для вузов /.: | М. : Издательство Юрайт, , 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Парамонова НС | Клиническая фармакология: учебное пособие | Минск : Вышэйшая школа, 2012 | biblioclub.ru |
Л2.3 | Е. В. Коноплева. — | Клиническая фармакология в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для вузов / : | М. : Издательство Юрайт, , 2018. | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Клиническая фармакология : учебное пособие / М.К. Кевра, А.В. Хапалюк, Л.Н. Гавриленко и др. ; под ред. М.К. Кевры. - Минск : Вышэйшая школа, 2015. - 576 с. | biblioclub.ru | ||
Э2 | Марченко, Л.Г. Технология мягких лекарственных форм / Л.Г. Марченко, А.В. Русак, И.Е. Смехова. - СПб. : СпецЛит, 2004. - 175 с. | biblioclub.ru | ||
Э3 | Шимановский, Н.Л. Молекулярная и нанофармакология / Н.Л. Шимановский, М.А. Епинетов, М.Я. Мельников. - М. : Физматлит, 2009. - 622 с. | biblioclub.ru | ||
Э4 | Парамонова, Н.С. Клиническая фармакология : учебное пособие / Н.С. Парамонова, О.Ф. Харченко. - Минск : Вышэйшая школа, 2012. - 320 с. | biblioclub.ru | ||
Э5 | Виноградов, В.М. Фармакология с рецептурой. Учебник для медицинских и фармацевтических училищ и колледжей / В.М. Виноградов, Е.Б. Каткова, Е.А. Мухин ; под ред. В.М. Виноградова. - 5-е изд., испр. - СПб. : СпецЛит, 2009. - 864 с. | biblioclub.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Word, Exel Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ЭБС КГПУ им. В.П. Астафьева // ЭБС КГПУ им. В.П. Астафьева [Электронный ресурс] http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Изучение дисциплины в соответствии с учебным планом предусматривает лекционные и практические занятия и самостоятельную работу студентов. В понятие «лекции» вкладывается два смысла: лекция как вид учебных занятий, в ходе которых в устной форме преподавателем излагается предмет, и лекция как способ подачи учебного материала путём логически стройного, систематически последовательного и ясного изложения. Посещение студентами лекционных занятий ‒ необходимо, т.к. лекции вводят в науку, они дают первое знакомство с научно-теоретическими положениями данной науки и, что особенно важно и что очень сложно осуществить студенту самостоятельно, знакомят с методологией науки. Лекции предназначены для того, чтобы закладывать основы научных знаний, определять направление, основное содержание и характер всех видов учебных занятий, а также самостоятельной работы студентов. Систематическое посещение лекций, активная мыслительная работа в ходе объяснения преподавателем учебного материала позволяет не только понимать изучаемую дисциплину, но и успешно справляться с учебными заданиями на занятиях других видов. Практические занятия направлены на закрепление теоретических знаний, формирование практических умений и навыков. При подготовке к практическим занятиям следует использовать литературные источники, приведенные в списке рекомендованной литературы. Отвечать на вопросы и задания необходимо по существу, стремясь дать ясное и конкретное изложение ответа. Важно обосновывать выводы и приводимые заключения, приводить примеры, активно участвовать в обсуждении заданий. Самостоятельная работа студентов направлена на осмысление материала изучаемого курса, формирование осведомленности о современном состоянии науки. Контроль самостоятельной работы осуществляется посредством написания реферата. Студент выбирает тему из предложенного списка или предлагает самостоятельно по согласованию с преподавателям. Согласно теме реферата студент выбирает литературные источники, которые анализирует и составляет конспект. В реферате должна быть поставлена цель исследования, раскрыта тема, сделано заключение и выводы. Текущий контроль формирования компетенций осуществляется посредством практических заданий. К промежуточной аттестации в форме зачета допускаются студенты, которые выполнили весь объём работы, предусмотренный учебной программой по дисциплине. На зачете надо не только показать теоретические знания по дисциплине, но и уметь применить их при решении практических заданий. Зачет проходит в традиционной форме по билетам и предусматривают устные ответы на вопросы и задания билета. |