МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Лекарственное взаимодействие

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки33.05.01. специальность Фармация
СпециализацияФармация биофармпрепаратов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план33_05_01_Фарм-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Лекарственное взаимодействие

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 33.05.01 ФАРМАЦИЯ (приказ Минобрнауки России от 27.03.2018 г. № 219)

составлена на основании учебного плана:
33.05.01 ФАРМАЦИЯ
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Базарнова Н.Г., д.х.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Базарнова Н.Г., д.х.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины является формирование понимания особенностей общих и частных закономерностей фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств для оценки их возможного взаимодействия, знакомство с классификациями, умение оценивать возможность их использования в фармакологии, а также представление о направлениях поиска и разработки принципиально новых лекарственных средств.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 Способен применять знания о морфофункциональных особенностях, физиологических состояниях и патологических процессах в организме человека для решения профессиональных задач
ПК-2 Способен осуществлять фармацевтическое информирование и консультирование при отпуске и реализации лекарственных препаратов для медицинского применения и других товаров аптечного ассортимента
ПК-6 Способен принимать участие в фармацевтической разработке новых биофармпрепаратов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.характеристику основных фармакокинетических параметров лекарственных средств, их динамику, режим дозирования при различной сопутствующей патологии, а также в зависимости от характера заболевания и функционального состояния организма больного, наличия вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), фено- и генотипа метаболических путей; основные виды межлекарственного взаимодействия: фармацевтической, фармакокинетический, фармакодинамический;
различные уровни указанных взаимодействий; фармакокинетику и фармакодинамику основных групп лекарственных средств и их представителей, которые используются в терапии сердечно-сосудистых заболеваний, в том числе неотложных состояний, а также различные виды и уровни их лекарственного взаимодействия;
фармакокинетику и фармакодинамику основных групп антибактериальных средств, их представителей, а также возможные межлекарственные взаимодействия с другими группами лекарственных средств;
фармакокинетику и фармакодинамику основных групп лекарственных средств и их представителей, которые используются в терапии системных заболеваний соединительной ткани, ревматологии, в том числе неотложных состояний, а также различные виды и уровни их лекарственного взаимодействия;
основные НЛР наиболее распространенных лекарственных средств, их выявление, классификацию и регистрацию, способы профилактики и коррекции НЛР;
основы формулярной системы (формулярный список, формулярную статью).
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать и использовать результаты исследования фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств;
проводить адекватный выбор наиболее эффективных, безопасных и доступных лекарственных средств, учитывая межлекарственные взаимодействие;
выбирать необходимый комплекс рутинных (опрос, осмотр) и специальных лабораторных и функциональных методов исследования по системам для оценки фармакодинамических эффектов лекарственных средств и интерпретировать полученные данные;
выбирать методы адекватного контроля эффективности и безопасности лечения и предсказать риск развития НЛР, в зависимости от вида и уровня взаимодействия лекарственных средств;
определять оптимальный режим дозирования лекарственных средств;
выбирать лекарственную форму препарата, дозу, путь, кратность и длительность введения лекарственных средств, учитывая возможные межлекарственные взаимодействия;
проводить экспертную оценку правильности выбора, эффективности и безопасности применения лекарственных средств у конкретного больного.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками осуществления выбора лекарственных средств;
навыками осуществления выбора конкретного лекарственного средства с учетом индивидуальной фармакодинамики и фармакокинетики, механизма действия лекарственного средства, известных НЛР и возможного взаимодействия при сопутствующем назначении других лекарственных средств;
навыками осуществления выбора лекарственной формы, дозы и пути введения препаратов, схемы дозирования (кратность, зависимость от приема пищи и других лекарственных средств), учитывая межлекарственное взаимодействие; осуществления прогнозирования риска развития НЛР;
навыками выбора комбинаций лекарственных средств, учитывая взаимодействие лекарственных средств.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общие вопросы клинической фармакологии
1.1. Биотрансформация, метаболизм лекарственных веществ Лекции 9 2 Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.2. Биотрансформация, метаболизм лекарственных веществ Практические 9 3 Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.3. Биотрансформация, метаболизм лекарственных веществ Сам. работа 9 7 Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.4. Понятие биоэквивалентности. Нелинейная фармакокинетика. Пути выведения лекарственных средств из организма. Лекции 9 2 Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.5. Понятие биоэквивалентности. Нелинейная фармакокинетика. Пути выведения лекарственных средств из организма. Практические 9 3 Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.6. Понятие биоэквивалентности. Нелинейная фармакокинетика. Пути выведения лекарственных средств из организма. Сам. работа 9 7 Л1.2, Л2.3, Л2.1
1.7. Фармакодинамические взаимодействия лекарственных средств. Факторы риска взаимодействия лекарственных средств Лекции 9 2 Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.8. Фармакодинамические взаимодействия лекарственных средств. Факторы риска взаимодействия лекарственных средств Практические 9 3 Л1.2, Л2.3, Л2.1
1.9. Фармакодинамические взаимодействия лекарственных средств. Факторы риска взаимодействия лекарственных средств Сам. работа 9 7 Л2.2, Л1.2
1.10. Фармакокинетическое взаимодействие лекарственных средств. Взаимодействие лекарств в организме человека и животных (млекопитающих). Взаимодействие между лекарствами и эндогенными соединениями. Лекции 9 2 Л2.2, Л1.2
1.11. Фармакокинетическое взаимодействие лекарственных средств. Взаимодействие лекарств в организме человека и животных (млекопитающих). Взаимодействие между лекарствами и эндогенными соединениями. Практические 9 3 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1
1.12. Фармакокинетическое взаимодействие лекарственных средств. Взаимодействие лекарств в организме человека и животных (млекопитающих). Взаимодействие между лекарствами и эндогенными соединениями. Сам. работа 9 7 Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.13. Взаимодействие лекарственных веществ с пищей. Взаимодействие лекарственных средств с растительными компонентами Лекции 9 2 Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.14. Взаимодействие лекарственных веществ с пищей. Взаимодействие лекарственных средств с растительными компонентами Практические 9 3 Л1.2, Л1.1
1.15. Взаимодействие лекарственных веществ с пищей. Взаимодействие лекарственных средств с растительными компонентами Сам. работа 9 10 Л1.2, Л1.1, Л2.3
1.16. Взаимодействие лекарственных средств с этиловым спиртом. Взаимодействие лекарственных средств с никотином. Лекции 9 2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.17. Взаимодействие лекарственных средств с этиловым спиртом. Взаимодействие лекарственных средств с никотином. Практические 9 3 Л1.2, Л1.1
1.18. Взаимодействие лекарственных средств с этиловым спиртом. Взаимодействие лекарственных средств с никотином. Сам. работа 9 10 Л1.2, Л1.1, Л2.3
1.19. Фармацевтические взаимодействия лекарственных средств: химические, физические, физико-химические. Лекции 9 2 Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.20. Фармацевтические взаимодействия лекарственных средств: химические, физические, физико-химические. Практические 9 3 Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.21. Фармацевтические взаимодействия лекарственных средств: химические, физические, физико-химические. Сам. работа 9 7 Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.22. Рациональное комбинирование лекарственных средств. Потенциально опасные комбинации. Лекции 9 4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1
1.23. Рациональное комбинирование лекарственных средств. Потенциально опасные комбинации. Практические 9 3 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1
1.24. Рациональное комбинирование лекарственных средств. Потенциально опасные комбинации. Сам. работа 9 11 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Приведены в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Приведены в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств размещен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н.Л.Шимановский, М.А.Епинетов, М.Я.Мельников Молекулярная и нанофармакология: М.:Физматлит, 2009 biblioclub.ru
Л1.2 М.К. Кевра, А.В. Хапалюк, Л.Н. Гавриленко и др. ; под ред. М.К. Кевры Клиническая фармакология : учебное пособие : Минск : Вышэйшая школа, 2015, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Е. В. Коноплева. — Клиническая фармакология в 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для вузов /.: М. : Издательство Юрайт, , 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Парамонова НС Клиническая фармакология: учебное пособие Минск : Вышэйшая школа, 2012 biblioclub.ru
Л2.3 Е. В. Коноплева. — Клиническая фармакология в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для вузов / : М. : Издательство Юрайт, , 2018. biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Клиническая фармакология : учебное пособие / М.К. Кевра, А.В. Хапалюк, Л.Н. Гавриленко и др. ; под ред. М.К. Кевры. - Минск : Вышэйшая школа, 2015. - 576 с. biblioclub.ru
Э2 Марченко, Л.Г. Технология мягких лекарственных форм / Л.Г. Марченко, А.В. Русак, И.Е. Смехова. - СПб. : СпецЛит, 2004. - 175 с. biblioclub.ru
Э3 Шимановский, Н.Л. Молекулярная и нанофармакология / Н.Л. Шимановский, М.А. Епинетов, М.Я. Мельников. - М. : Физматлит, 2009. - 622 с. biblioclub.ru
Э4 Парамонова, Н.С. Клиническая фармакология : учебное пособие / Н.С. Парамонова, О.Ф. Харченко. - Минск : Вышэйшая школа, 2012. - 320 с. biblioclub.ru
Э5 Виноградов, В.М. Фармакология с рецептурой. Учебник для медицинских и фармацевтических училищ и колледжей / В.М. Виноградов, Е.Б. Каткова, Е.А. Мухин ; под ред. В.М. Виноградова. - 5-е изд., испр. - СПб. : СпецЛит, 2009. - 864 с. biblioclub.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Word, Exel
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС КГПУ им. В.П. Астафьева // ЭБС КГПУ им. В.П. Астафьева [Электронный ресурс]
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение дисциплины в соответствии с учебным планом предусматривает лекционные и практические занятия и самостоятельную работу студентов.
В понятие «лекции» вкладывается два смысла: лекция как вид учебных занятий, в ходе которых в устной форме преподавателем излагается предмет, и лекция как способ подачи учебного материала путём логически стройного, систематически последовательного и ясного изложения. Посещение студентами лекционных занятий ‒ необходимо, т.к. лекции вводят в науку, они дают первое знакомство с научно-теоретическими положениями данной науки и, что особенно важно и что очень сложно осуществить студенту самостоятельно, знакомят с методологией науки. Лекции предназначены для того, чтобы закладывать основы научных знаний, определять направление, основное содержание и характер всех видов учебных занятий, а также самостоятельной работы студентов. Систематическое посещение лекций, активная мыслительная работа в ходе объяснения преподавателем учебного материала позволяет не только понимать изучаемую дисциплину, но и успешно справляться с учебными заданиями на занятиях других видов.
Практические занятия направлены на закрепление теоретических знаний, формирование практических умений и навыков. При подготовке к практическим занятиям следует использовать литературные источники, приведенные в списке рекомендованной литературы. Отвечать на вопросы и задания необходимо по существу, стремясь дать ясное и конкретное изложение ответа. Важно обосновывать выводы и приводимые заключения, приводить примеры, активно участвовать в обсуждении заданий.
Самостоятельная работа студентов направлена на осмысление материала изучаемого курса, формирование осведомленности о современном состоянии науки. Контроль самостоятельной работы осуществляется посредством написания реферата. Студент выбирает тему из предложенного списка или предлагает самостоятельно по согласованию с преподавателям. Согласно теме реферата студент выбирает литературные источники, которые анализирует и составляет конспект. В реферате должна быть поставлена цель исследования, раскрыта тема, сделано заключение и выводы.
Текущий контроль формирования компетенций осуществляется посредством практических заданий.
К промежуточной аттестации в форме зачета допускаются студенты, которые выполнили весь объём работы, предусмотренный учебной программой по дисциплине. На зачете надо не только показать теоретические знания по дисциплине, но и уметь применить их при решении практических заданий. Зачет проходит в традиционной форме по билетам и предусматривают устные ответы на вопросы и задания билета.