МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Медицинское и фармацевтическое товароведение

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки33.05.01. специальность Фармация
СпециализацияФармация биофармпрепаратов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план33_05_01_Фарм-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Медицинское и фармацевтическое товароведение

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 33.05.01 Фармация (уровень подготовки специалитет). (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №1037)

составлена на основании учебного плана:
33.05.01 ФАРМАЦИЯ
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать у студентов товароведческое мышление и выработать умение и навыки по товароведческому анализу и маркетинговым исследованиям медицинских и фармацевтических товаров; выработать умение и навыки по определению влияния условий хранения, вида упаковки на качество медицинских и фармацевтических товаров; научить делать объективные выводы о возможности использования изделий в медицинской и фармацевтической практике.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-9 готовностью к применению специализированного оборудования и медицинских изделий, предусмотренных для использования в профессиональной сфере
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.•понятия о потребительной стоимости, потребительных свойствах фармацевтических товаров и медицинской техники и факторах, влияющих на них; классификацию и кодирование медицинских и фармацевтических товаров;
•методики анализа ассортимента; требования к маркировке, упаковке и хранению фармацевтических товаров и медицинской техники;
•методологию и методики проведения товароведческого анализа и оценки безопасности медицинских и фармацевтических товаров;
•общие основы словообразования международных непатентованных и тривиальных наименований лекарственных средств
3.2.Уметь:
3.2.1.•обеспечивать необходимые условия хранения лекарственных средств и других фармацевтических товаров в процессе транспортировки их в учреждениях товаропроводящей сети;
•осуществлять приемку фармацевтических товаров по количеству и качеству, с проведением товароведческого анализа по оценке их потребительных свойств и безопасности;
•проводить товароведческий анализ ассортимента фармацевтических товаров и изделий медицинской техники и формировать его оптимальную структуру;
•применять на практике методы и приёмы маркетингового анализа в системе лекарственного обеспечения населения и медицинских организаций
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.•навыками проведения товароведческого анализа фармацевтических, медицинских товаров и изделий медицинской техники и иных фармацевтических товаров;
•нормативной, справочной и научной литературой для решения профессиональных задач в области товароведения;
•проводить сегментирование фармацевтического рынка и осуществлять выбор целевых сегментов;
•осуществлять маркетинговые исследования рынка фармацевтических и медицинских товаров

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы медицинского и фармацевтического товароведения
1.1. Основы товароведения. Предмет и методы медицинского и фармацевтического товароведения. Основные понятия, термины и определения. Объекты и субъекты товароведения. Методы товароведения. Исторические аспекты развития товароведения, как научной дисциплины. Основы товароведческого анализа. Основные понятия, термины, определения. Цели и задачи товароведческого анализа. Основные функции товароведческого анализа. Особенности товароведческого анализа медицинских и фармацевтических товаров Лекции 8 2 ОПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Классификация. Общие принципы, признаки и правила классификации. Виды классификаторов. Кодирование медицинских и фармацевтических товаров. Структура кода. Штриховое кодирование. Назначение, правила размещения и считывания штрихового кода Лекции 8 2 ОПК-9 Л1.1, Л2.1
1.3. Стандартизация медицинских и фармацевтических товаров. Роль стандартов в сохранении потребительной стоимости и качества товаров. Принципы стандартизации. Нормативные документы по стандартизации и их применение. Государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов Лекции 8 2 ОПК-9 Л1.1, Л2.1
1.4. Ассортимент медицинских и фармацевтических товаров. Анализ ассортимента: широта, полнота, глубина, устойчивость, индекс обновления Лекции 8 2 ОПК-9 Л1.1, Л2.1
1.5. Понятие о медицинских и фармацевтических товарах, потребительные свойства товаров медицинского назначения. Особенности товароведческого анализа медицинских товаров. Характеристики качества товаров, используемые при проведении товароведческого анализа Лекции 8 2 ОПК-9 Л1.1, Л2.1
1.6. Товароведческий анализ медицинских и фармацевтических товаров различного назначения Лекции 8 2 ОПК-9 Л1.1, Л2.1
1.7. Факторы, формирующие потребительные свойства и качество товаров. Основы материаловедения. Влияние технологии производства на потребительные свойства. Металлические материалы. Виды коррозии. Защита от коррозии. Технология изготовления изделий из металлов и сплавов и её влияние на потребительные свойства товаров Лекции 8 2 ОПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.8. Тара и упаковка для медицинских и фармацевтических товаров. Требования к упаковочным материалам. Классификация упаковки. Классификация тары. Показатели качества тары. Маркировка медицинских и фармацевтических товаров. Структура маркировки Лекции 8 2 ОПК-9 Л1.1, Л2.1
1.9. Хранение и транспортирование товаров медицинского назначения на всех этапах товародвижения Лекции 8 2 ОПК-9 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Практические занятия
2.1. Фирмы – производители медицинских и фармацевтических товаров. Нормативная документация и справочная литература на медицинские и фармацевтические товары Практические 8 2 ОПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Классификация и кодирование медицинских и фармацевтических товаров. Основные понятия и определения. Структура и основные разделы классификаторов. Расшифровка кодов товаров Практические 8 2 ОПК-9 Л1.1, Л2.1
2.3. Тара, упаковка и маркировка медицинских и фармацевтических товаров. Основные понятия и определения. Классификация, показатели качества, предъявляемые требования. Хранение. Основные понятия и определения. Физико-химические свойства медицинских товаров. Правильная организация хранения Практические 8 2 ОПК-9 Л1.1, Л2.1
2.4. Ассортимент медицинских и фармацевтических товаров. Анализ ассортимента: широта, полнота, глубина, устойчивость, индекс обновления Практические 8 2 ОПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.5. Основы товароведческого анализа медицинских товаров. Основные понятия, термины, определения. Цели и задачи товароведческого анализа. Основные функции товароведческого анализа. Особенности товароведческого анализа медицинских и фармацевтических товаров. Товароведческий анализ инструментов и аппаратов для инъекций, проколов и трансфузий, шовных материалов, игл хирургических, приборов и аппратов. Определение классификационной группировки. Определение товарного наименования и вида. Определение кода или номенклатурного номера. Оценка внешнего вида тары и упаковки. Выбор места хранения. Практические 8 2 ОПК-9 Л1.1, Л2.1
2.6. Товароведческий анализ изделий санитарии и гигиены. Определение товарного наименования и вида. Определение кода или номенклатурного номера. Оценка внешнего вида тары и упаковки. Выбор места хранения.Товароведческий анализ резиновых изделий. Определение товарного наименования и вида. Определение кода или номенклатурного номера. Оценка внешнего вида тары и упаковки. Выбор места хранения. Товароведческий анализ минеральных вод. Определение классификационной группировки. Определение товарного наименования и вида. Определение кода или номенклатурного номера. Оценка внешнего вида тары и упаковки минеральных вод. Выбор места хранения лекарственного препарата. Соответствие тары и упаковки основной нормативной документации. Товароведческий анализ перевязочных материалов и готовых перевязочных средств. Определение классификационной группировки. Определение товарного наименования и вида. Определение кода или номенклатурного номера. Оценка внешнего вида тары и упаковки. Выбор места хранения. Соответствие тары и упаковки основной нормативной документации на перевязочный материал. Практические 8 2 ОПК-9 Л1.1, Л2.1
2.7. Особенности товароведческого анализа товаров аптечного ассортимента: биологических активных добавок. Определение классификационной группировки. Определение товарного наименования и вида. Определение кода или номенклатурного номера. Оценка внешнего вида тары и упаковки. Выбор места хранения. Соответствие тары и упаковки основной нормативной документации. Особенности товароведческого анализа парфюмерно-косметических товаров. Определение классификационной группировки. Определение товарного наименования и вида. Определение кода или номенклатурного номера. Оценка внешнего вида тары и упаковки. Выбор места хранения. Соответствие тары и упаковки основной нормативной документации. Практические 8 4 ОПК-9 Л1.1, Л2.1
2.8. Товароведческий анализ лекарственных средств различных фармако-терапевтических групп. Особенности товароведческого анализа лекарственных средств различных фармако-терапевтических групп. Определение классификационной группировки. Определение товарного наименования и вида. Определение кода или номенклатурного номера. Оценка внешнего вида тары и упаковки лекарственного препарата. Выбор места хранения лекарственного препарата. Соответствие тары и упаковки основной нормативной документации на лекарственное средство Практические 8 4 Л1.1, Л2.1
2.9. Маркетинговые исследования медицинских и фармацевтических товаров. Позиционирование медицинских и фармацевтических товаров. Маркетинговые исследования медицинских и фармацевтических товаров. Оценка конкурентоспособности медицинских и фармацевтических товаров Практические 8 2 ОПК-9 Л1.1, Л2.1
2.10. Сегментирование рынка медицинских и фармацевтических товаров. Определение фазы жизненного цикла товара Практические 8 2 ОПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Самостоятельная работа
3.1. Самостоятельная подготовка к практическим занятиям. Разработка презентаций с докладами по ключевым темам с использованием предложенной основной и дополнительной литературы и интернет-ресурсов. Создание аннотированной фототеки для группы медицинских или фармацевтических товаров. Сам. работа 8 66 ОПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Приведены в приложении.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Приведены в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
представлен в Приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Е.Н. Жильцов, Т.В. Науменко, Е.В. Егоров Экономика и управление социальной сферой: учебник М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»,, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Морозов Ю.В., Гришина В.Т. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учебник М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016 https://e.lanbook.com/book/93346
Л2.2 А.В. Пикулькин, Ю.М. Дурдыев, Л.Л. Святышева и др. Экономика муниципального сектора: учебное пособие М. : Юнити-Дана, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118261
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office
Adobe Acrobat
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина реализуется в 8 семестре по всем формам обучения в соответствии с учебным планом: лекции, практические занятия, самостоятельная работа.
В понятие «лекции» вкладывается два смысла: лекция как вид учебных занятий, в ходе которых в устной форме преподавателем излагается предмет, и лекция как способ подачи учебного материала путём логически стройного, систематически последовательного и ясного изложения. Посещение студентами лекционных занятий ‒ необходимо, т.к. лекции вводят в науку, они дают первое знакомство с научно-теоретическими положениями данной науки и, что особенно важно и что очень сложно осуществить студенту самостоятельно, знакомят с методологией науки. Лекции предназначены для того, чтобы закладывать основы научных знаний, определять направление, основное содержание и характер всех видов учебных занятий, а также самостоятельной работы студентов. Систематическое посещение лекций, активная мыслительная работа в ходе объяснения преподавателем учебного материала позволяет не только понимать изучаемую дисциплину, но и успешно справляться с учебными заданиями на занятиях других видов.
Практические занятия направлены на закрепление теоретических знаний, формирование практических умений и навыков. При подготовке к практическим занятиям следует использовать литературные источники, приведенные в списке рекомендованной литературы. Отвечать на вопросы и задания необходимо по существу, стремясь дать ясное и конкретное изложение ответа. Важно обосновывать выводы и приводимые заключения, приводить примеры, активно участвовать в обсуждении заданий.
Самостоятельная работа студентов направлена на осмысление материала изучаемого курса, формирование осведомленности о современном состоянии науки. Контроль самостоятельной работы осуществляется посредством написания реферата. Студент выбирает тему из предложенного списка или предлагает самостоятельно по согласованию с преподавателям. Согласно теме реферата студент выбирает литературные источники, которые анализирует и составляет конспект. В конспекте должна быть поставлена цель исследования, раскрыта тема, сделано заключение и выводы.
Текущий контроль формирования компетенций осуществляется посредством практических заданий.
К промежуточной аттестации в форме зачета допускаются студенты, которые выполнили весь объём работы, предусмотренный учебной программой по дисциплине. На зачете надо не только показать теоретические знания по дисциплине, но и уметь применить их при решении практических заданий, ответе на практические вопросы. Зачет проходит в традиционной форме по билетам и предусматривают устные ответы на вопросы и задания билета.