МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методы иммунохимического анализа

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки04.04.01. Химия
ПрофильРазработка биофармацевтических препаратов на основе рекомбинантных технологий
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план04_04_01_Химия-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Методы иммунохимического анализа

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 04.04.01 Химия (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 13.07.2017г. №655)

составлена на основании учебного плана:
04.04.01 Химия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Базарнова Н.Г., доктор хим. наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Базарнова Н.Г., доктор хим. наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Способность и готовность использования иммунохимических методов для анализа биофармацевтических препаратов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 Способен выполнять комплексные экспериментальные и расчетно-теоретические исследования в избранной области химии или смежных наук с использованием современных приборов, программного обеспечения и баз данных профессионального назначения
ОПК-2 Способен анализировать, интерпретировать и обобщать результаты экспериментальных и расчетно-теоретических работ в избранной области химии или смежных наук
ПК-1 Способен проводить работы по обработке и анализу научно-технической информации и результатов исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.об основных понятиях иммунохимии (физико-химические основы белок-белковых взаимодействий, общие принципы иммунохимического анализа), основной классификации методов иммунохимического анализа, их особенности и схемы проведения, современных методах иммунохимического анализа;
3.2.Уметь:
3.2.1.разрабатывать схемы проведения иммунохимического анализа, проводить сравнение различных методов иммунохимического анализа, использовать методы современного иммунохимического анализа в целях идентификации и количественной детекции биопрепаратов;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основными методами иммунохимического анализа, приемами поиска, систематизации и сравнения различных методов иммунохимического анализа, современными методами иммунохимического анализа.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет и задачи иммунохимии. История развития иммунохимии. Связь иммунохимии с другими науками. Основные понятия иммунохимического анализа.
1.1. Предмет и задачи иммунохимии. История развития иммунохимии. Связь иммунохимии с другими науками. Основные понятия иммунохимического анализа. Лекции 3 1 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
1.2. Предмет и задачи иммунохимии. История развития иммунохимии. Связь иммунохимии с другими науками. Основные понятия иммунохимического анализа. Практические 3 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
1.3. Предмет и задачи иммунохимии. История развития иммунохимии. Связь иммунохимии с другими науками. Основные понятия иммунохимического анализа. Сам. работа 3 10 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Физико-химические закономерности взаимодействия антиген-антитело. Кинетические закономерности реакции взаимодействия антиген-антитело. Антигены. Антитела. Классификация антигенов. Разнообразие антител в организме.
2.1. Физико-химические закономерности взаимодействия антиген-антитело. Кинетические закономерности реакции взаимодействия антиген-антитело Лекции 3 1 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
2.2. Антигены. Антитела. Классификация антигенов. Разнообразие антител в организме. Лекции 3 1 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
2.3. Физико-химические закономерности взаимодействия антиген-антитело. Кинетические закономерности реакции взаимодействия антиген-антитело. Антигены. Антитела. Классификация антигенов. Разнообразие антител в организме. Практические 3 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
2.4. Физико-химические закономерности взаимодействия антиген-антитело. Кинетические закономерности реакции взаимодействия антиген-антитело. Антигены. Антитела. Классификация антигенов. Разнообразие антител в организме. Сам. работа 3 8 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Получение антител. Поликлональные и моноклональные антитела. Очистка иммуноглобулинов и получения их фрагментов. Получение человеческих моноклональных антител. Методы осаждения. Ионообменная хроматография. Аффинная хроматография.
3.1. Поликлональные и моноклональные антитела. Лекции 3 1 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
3.2. Моноклональные антитела.Методы очистки антител. Лекции 3 1 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
3.3. Поликлональные и моноклональные антитела. Моноклональные антитела. Методы очистки антител. Практические 3 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
3.4. Методы работы с животными и получение высокоспецифичных антисывороток. Сам. работа 3 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
3.5. Выделение иммуноглобулиновых фракций методом высаливания сульфатом аммония. Сам. работа 3 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
3.6. Определение специфических антител (антигенов) в сыворотках крови животных методами твёрдофазного ИФА. Сам. работа 3 4 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
3.7. Определение специфических антител в сыворотках крови животных методом иммуноблоттинга. Сам. работа 3 4 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
3.8. Двойная радиальная иммунодиффузия по Оухтерлони. Сам. работа 3 4 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
3.9. Получение антител. Поликлональные и моноклональные антитела. Очистка иммуноглобулинов и получения их фрагментов. Получение человеческих моноклональных антител. Методы осаждения. Ионообменная хроматография. Аффинная хроматография. Сам. работа 3 6 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Метки в иммунохимии. Химическое введение меток. Прямые и непрямые иммунохимические методы. Введение радиоактивной метки. Введение радиоактивного йода. Введение флуоресцентной метки. Флуорофоры. Введение ферментативной метки. Пероксидаза. Щелочная фосфотаза.
4.1. Метки в иммунохимии.Методы введения меток в иммунохимии. Лекции 3 1 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
4.2. Метки в иммунохимии. Методы введения меток в иммунохимии. Практические 3 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
4.3. Метки в иммунохимии. Химическое введение меток. Прямые и непрямые иммунохимические методы. Введение радиоактивной метки. Введение радиоактивного йода. Введение флуоресцентной метки. Флуорофоры. Введение ферментативной метки. Пероксидаза. Щелочная фосфотаза. Сам. работа 3 6 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
Раздел 5. Иммунопреципитация. Иммунорпеципитация в агаре и агарозе. Двойная диффузия. Радиальная диффузия. Иммуноэлектрофорез. Ракетный иммуноэлектрофорез.
5.1. Иммунопреципитация. Иммунорпеципитация в агаре и агарозе. Двойная диффузия. Радиальная диффузия. Иммуноэлектрофорез. Ракетный иммуноэлектрофорез. Лекции 3 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
5.2. Иммунопреципитация. Иммуноэлектрофорез. Практические 3 4 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
5.3. Методы работы с птицами. Сам. работа 3 8 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
5.4. Иммунопреципитация. Иммунорпеципитация в агаре и агарозе. Двойная диффузия. Радиальная диффузия. Иммуноэлектрофорез. Ракетный иммуноэлектрофорез. Сам. работа 3 8 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
Раздел 6. Иммуноблотинг. Вестерн-блоттинг. Нозерн-блоттинг. Иммуноанализ. Конкурентный иммуноанализ. Иммунометрические методы анализа. Иммунометрический анализ «сэндвич» типа (IRMA или ELISA). Твердофазный иммуноанализ. Дот-блот анализ.
6.1. Вестерн-блоттинг. Нозерн-блоттинг. Лекции 3 1 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
6.2. Иммуноферментный анализ. Лекции 3 1 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
6.3. Вестерн-блоттинг. Нозерн-блоттинг. Иммуноферментный анализ. Практические 3 4 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
6.4. Иммуноблотинг. Вестерн-блоттинг. Нозерн-блоттинг. Иммуноанализ. Конкурентный иммуноанализ. Иммунометрические методы анализа. Иммунометрический анализ «сэндвич» типа (IRMA или ELISA). Твердофазный иммуноанализ. Дот-блот анализ. Сам. работа 3 8 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
Раздел 7. Иммуногистохимические и иммуноцитохимические методы, поверхностный плазмонный резонанс.
7.1. Иммуноферментный анализ. Проточная цитометрия. Поверхностный плазмонный резонанс в иммунохимии. Лекции 3 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
7.2. Иммуноферментный анализ. Проточная цитометрия. Поверхностный плазмонный резонанс в иммунохимии. Практические 3 4 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
7.3. Иммуногистохимические и иммуноцитохимические методы, поверхностный плазмонный резонанс. Сам. работа 3 6 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 К. Уилсон, Д. Уолкер Уилсон, К. Принципы и методы биохимии и молекулярной биологии: Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 biblioclub.ru
Л1.2 Под ред. В.В. Долгова - "Клиническая лабораторная диагностика. В 2 томах. Том 1. [Электронный ресурс] : национальное руководство /: М. : ГЭОТАР-Медиа,, 2012. http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970421291.html
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курсы втMoodle "Методы иммунохимического анализа" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Power Point
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
К современному специалисту общество предъявляет достаточно широкий перечень требований, среди которых немаловажное значение имеет наличие у выпускников определенных способностей и умения самостоятельно добывать знания из различных источников, систематизировать полученную информацию, давать оценку конкретной ситуации. Формирование такого умения происходит в течение всего периода обучения через участие студентов в лекционных и практических занятиях, при выполнении лабораторных работ. При этом самостоятельная работа студентов играет решающую роль в ходе всего учебного процесса.
Теоретический материал дисциплины «Разработка биофармацевтических препаратов на основе рекомбинантных технологий» изучается в течение одного семестра (1 семестр первого курса) по всем формам обучения в соответствии с учебным планом. Самостоятельная внеаудиторная работа студентов обеспечена электронными учебно-методическими ресурсами (система Moodle), возможностью общения студента с преподавателем посредством электронной почты, доступом в Internet.
Основу теоретической подготовки по дисциплине «Методы иммунохимического анализа» составляют лекции, которые представляются систематически в сочетании с практическими и лабораторными занятиями. Основные учения и владения отрабатываются и закрепляются на практических и лабораторных занятиях. Аудиторные занятия (лекции, практические и лабораторные занятия) объединены с самостоятельной внеаудиторной работой студентов над рекомендуемой литературой, а также заданиями, которые выдаёт преподаватель и при подготовке к лабораторным занятиям.
При изучении дисциплины студентами могут использоваться следующие информационные технологии и инновационные методы:
- электронный вариант учебно-методического комплекса (с использованием системы Moodle);
- ресурсы электронной библиотечной системы;
- ресурсы Интернет;
- мультимедийная техника;
- студенты могут получать консультации по SKYPE, E-mail, ISQ, вебинару.
Преподаватель, читающий дисциплину, ведет учет посещаемости и осуществляет контроль за выполнением самостоятельной работы. Текущий контроль заключается в мониторинге выполнения учебной программы дисциплины на аудиторных занятиях и оценке работы на практических и лабораторных занятиях. Перед каждым лабораторным занятием студент обязан пройти собеседование и получить допуск к выполнению лабораторной работы.
В рамках текущего контроля работа студентов оценивается по следующим критериям:
- полнота ответов на теоретические вопросы дисциплины;
- правильность ответов на вопросы и задания практической направленности при выполнении лабораторных работ, качество выполнения лабораторных работ, полнота и точность ответов при защите отчетов по лабораторным работам;
- верное решение задач;
- эффективное участие в работе команды при обсуждении проблемных ситуаций;
- использование дополнительных материалов.
Промежуточный контроль осуществляется в форме экзамена (результаты обучения сформулированы в карте компетенции – второй уровень).
1. Советы по планированию и организации времени, необходимого для изучения дисциплины. Рекомендуется следующим образом организовать время, необходимое для изучения дисциплины:
Изучение конспекта лекции в тот же день, после лекции – 10-15 минут.
Изучение конспекта лекции за день перед следующей лекцией – 10-15 минут.
Изучение теоретического материала по учебнику и конспекту – 1 час в неделю.
Подготовка к практическому занятию – 2 час.
Подготовка к лабораторному занятию – 2 час.
2. Описание последовательности действий студента («сценарий изучения дисциплины»).
Для понимания материала и качественного его усвоения рекомендуется такая последовательность действий:
После прослушивания лекции и окончания учебных занятий, при подготовке к занятиям следующего дня, нужно сначала просмотреть и обдумать текст лекции, прослушанной сегодня (10-15 минут).
При подготовке к лекции следующего дня, нужно просмотреть текст предыдущей лекции, подумать о том, какая может быть тема следующей лекции (10-15 минут).
В течение недели выбрать время (не менее 1час) для работы с литературой в библиотеке.
При подготовке к практическим занятиям следующего дня, необходимо сначала прочитать основные понятия и подходы по теме предстоящего занятия. При выполнении упражнения или задачи нужно сначала понять, что требуется в задаче, какой теоретический материал нужно использовать, наметить план решения задачи.
Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. Рекомендуется использовать методические указания по курсу, текст лекций преподавателя (если он имеется).
Е. Рекомендации по работе с литературой. Теоретический материал курса становится более понятным, когда дополнительно к прослушиванию лекции и изучению конспекта, изучаются и книги. Легче освоить курс придерживаясь одного учебника и конспекта. Рекомендуется, кроме «заучивания» материала, добиться состояния понимания изучаемой темы дисциплины. С этой целью рекомендуется после изучения очередного параграфа выполнить несколько простых упражнений на данную тему или/и ответить на вопросы для самоконтроля. Кроме того, очень полезно мысленно задать себе следующие вопросы (и попробовать ответить на них): о чем этот параграф?, какие новые понятия введены, каков их смысл?, что даст это на практике?.
Методические указания к выполнению лабораторных работ
Успешное выполнение лабораторной работы предполагает обязательное усвоение теоретического материала в объеме программы лекционного курса, ознакомление с аппаратурой и неукоснительное соблюдение правил ее эксплуатации. Лишь при выполнении этих условий студенты не выйдут за рамки отпущенного им лимита времени, а к концу практикума смогут приобрести необходимые навыки по иммунохимии.