МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методы иммунохимического анализа
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки04.04.01. Химия
ПрофильКвантовые технологии, компьютерный наноинжиниринг и физикохимия материалов. ФГОС 3++
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план04_04_01_Химия-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Методы иммунохимического анализа

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 04.04.01 Химия (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 13.07.2017г. №655)

составлена на основании учебного плана:
04.04.01 Химия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Базарнова Н.Г., доктор хим. наук, профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Базарнова Н.Г., доктор хим. наук, профессор

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Способность и готовность использования иммунохимических методов для анализа биофармацевтических препаратов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1: Способен выполнять комплексные экспериментальные и расчетно-теоретические исследования в избранной области химии или смежных наук с использованием современных приборов, программного обеспечения и баз данных профессионального назначения
ОПК-2: Способен анализировать, интерпретировать и обобщать результаты экспериментальных и расчетно-теоретических работ в избранной области химии или смежных наук
ПК-1: Способен проводить работы по обработке и анализу научно-технической информации и результатов исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.об основных понятиях иммунохимии (физико-химические основы белок-белковых взаимодействий, общие принципы иммунохимического анализа), основной классификации методов иммунохимического анализа, их особенности и схемы проведения, современных методах иммунохимического анализа;
3.2.Уметь:
3.2.1.разрабатывать схемы проведения иммунохимического анализа, проводить сравнение различных методов иммунохимического анализа, использовать методы современного иммунохимического анализа в целях идентификации и количественной детекции биопрепаратов;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основными методами иммунохимического анализа, приемами поиска, систематизации и сравнения различных методов иммунохимического анализа, современными методами иммунохимического анализа.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет и задачи иммунохимии. История развития иммунохимии. Связь иммунохимии с другими науками. Основные понятия иммунохимического анализа.
1.1. Предмет и задачи иммунохимии. История развития иммунохимии. Связь иммунохимии с другими науками. Основные понятия иммунохимического анализа. Лекции 3 1 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2
1.2. Предмет и задачи иммунохимии. История развития иммунохимии. Связь иммунохимии с другими науками. Основные понятия иммунохимического анализа. Практические 3 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2
1.3. Предмет и задачи иммунохимии. История развития иммунохимии. Связь иммунохимии с другими науками. Основные понятия иммунохимического анализа. Сам. работа 3 10 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Физико-химические закономерности взаимодействия антиген-антитело. Кинетические закономерности реакции взаимодействия антиген-антитело. Антигены. Антитела. Классификация антигенов. Разнообразие антител в организме.
2.1. Физико-химические закономерности взаимодействия антиген-антитело. Кинетические закономерности реакции взаимодействия антиген-антитело Лекции 3 1 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2
2.2. Антигены. Антитела. Классификация антигенов. Разнообразие антител в организме. Лекции 3 1 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2
2.3. Физико-химические закономерности взаимодействия антиген-антитело. Кинетические закономерности реакции взаимодействия антиген-антитело. Антигены. Антитела. Классификация антигенов. Разнообразие антител в организме. Практические 3 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2
2.4. Физико-химические закономерности взаимодействия антиген-антитело. Кинетические закономерности реакции взаимодействия антиген-антитело. Антигены. Антитела. Классификация антигенов. Разнообразие антител в организме. Сам. работа 3 8 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Получение антител. Поликлональные и моноклональные антитела. Очистка иммуноглобулинов и получения их фрагментов. Получение человеческих моноклональных антител. Методы осаждения. Ионообменная хроматография. Аффинная хроматография.
3.1. Поликлональные и моноклональные антитела. Лекции 3 1 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2
3.2. Моноклональные антитела.Методы очистки антител. Лекции 3 1 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2
3.3. Поликлональные и моноклональные антитела. Моноклональные антитела. Методы очистки антител. Практические 3 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2
3.4. Методы работы с животными и получение высокоспецифичных антисывороток. Сам. работа 3 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2
3.5. Выделение иммуноглобулиновых фракций методом высаливания сульфатом аммония. Сам. работа 3 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2
3.6. Определение специфических антител (антигенов) в сыворотках крови животных методами твёрдофазного ИФА. Сам. работа 3 4 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2
3.7. Определение специфических антител в сыворотках крови животных методом иммуноблоттинга. Сам. работа 3 4 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2
3.8. Двойная радиальная иммунодиффузия по Оухтерлони. Сам. работа 3 4 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2
3.9. Получение антител. Поликлональные и моноклональные антитела. Очистка иммуноглобулинов и получения их фрагментов. Получение человеческих моноклональных антител. Методы осаждения. Ионообменная хроматография. Аффинная хроматография. Сам. работа 3 6 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Метки в иммунохимии. Химическое введение меток. Прямые и непрямые иммунохимические методы. Введение радиоактивной метки. Введение радиоактивного йода. Введение флуоресцентной метки. Флуорофоры. Введение ферментативной метки. Пероксидаза. Щелочная фосфотаза.
4.1. Метки в иммунохимии.Методы введения меток в иммунохимии. Лекции 3 1 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2
4.2. Метки в иммунохимии. Методы введения меток в иммунохимии. Практические 3 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2
4.3. Метки в иммунохимии. Химическое введение меток. Прямые и непрямые иммунохимические методы. Введение радиоактивной метки. Введение радиоактивного йода. Введение флуоресцентной метки. Флуорофоры. Введение ферментативной метки. Пероксидаза. Щелочная фосфотаза. Сам. работа 3 6 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Иммунопреципитация. Иммунорпеципитация в агаре и агарозе. Двойная диффузия. Радиальная диффузия. Иммуноэлектрофорез. Ракетный иммуноэлектрофорез.
5.1. Иммунопреципитация. Иммунорпеципитация в агаре и агарозе. Двойная диффузия. Радиальная диффузия. Иммуноэлектрофорез. Ракетный иммуноэлектрофорез. Лекции 3 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2
5.2. Иммунопреципитация. Иммуноэлектрофорез. Практические 3 4 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2
5.3. Методы работы с птицами. Сам. работа 3 8 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2
5.4. Иммунопреципитация. Иммунорпеципитация в агаре и агарозе. Двойная диффузия. Радиальная диффузия. Иммуноэлектрофорез. Ракетный иммуноэлектрофорез. Сам. работа 3 8 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2
Раздел 6. Иммуноблотинг. Вестерн-блоттинг. Нозерн-блоттинг. Иммуноанализ. Конкурентный иммуноанализ. Иммунометрические методы анализа. Иммунометрический анализ «сэндвич» типа (IRMA или ELISA). Твердофазный иммуноанализ. Дот-блот анализ.
6.1. Вестерн-блоттинг. Нозерн-блоттинг. Лекции 3 1 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2
6.2. Иммуноферментный анализ. Лекции 3 1 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2
6.3. Вестерн-блоттинг. Нозерн-блоттинг. Иммуноферментный анализ. Практические 3 4 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2
6.4. Иммуноблотинг. Вестерн-блоттинг. Нозерн-блоттинг. Иммуноанализ. Конкурентный иммуноанализ. Иммунометрические методы анализа. Иммунометрический анализ «сэндвич» типа (IRMA или ELISA). Твердофазный иммуноанализ. Дот-блот анализ. Сам. работа 3 8 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2
Раздел 7. Иммуногистохимические и иммуноцитохимические методы, поверхностный плазмонный резонанс.
7.1. Иммуноферментный анализ. Проточная цитометрия. Поверхностный плазмонный резонанс в иммунохимии. Лекции 3 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2
7.2. Иммуноферментный анализ. Проточная цитометрия. Поверхностный плазмонный резонанс в иммунохимии. Практические 3 4 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2
7.3. Иммуногистохимические и иммуноцитохимические методы, поверхностный плазмонный резонанс. Сам. работа 3 6 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под ред. В.В. Долгова - "Клиническая лабораторная диагностика. В 2 томах. Том 1. [Электронный ресурс] : национальное руководство /: М. : ГЭОТАР-Медиа,, 2012. http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970421291.html
Л1.2 К. Уилсон, Д. Уолкер Уилсон, К. Принципы и методы биохимии и молекулярной биологии: Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=214311
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курсы втMoodle "Методы иммунохимического анализа" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3294
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Power Point
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
К современному специалисту общество предъявляет достаточно широкий перечень требований, среди которых немаловажное значение имеет наличие у выпускников определенных способностей и умения самостоятельно добывать знания из различных источников, систематизировать полученную информацию, давать оценку конкретной ситуации. Формирование такого умения происходит в течение всего периода обучения через участие студентов в лекционных и практических занятиях, при выполнении лабораторных работ. При этом самостоятельная работа студентов играет решающую роль в ходе всего учебного процесса.
Теоретический материал дисциплины «Разработка биофармацевтических препаратов на основе рекомбинантных технологий» изучается в течение одного семестра (1 семестр первого курса) по всем формам обучения в соответствии с учебным планом. Самостоятельная внеаудиторная работа студентов обеспечена электронными учебно-методическими ресурсами (система Moodle), возможностью общения студента с преподавателем посредством электронной почты, доступом в Internet.
Основу теоретической подготовки по дисциплине «Методы иммунохимического анализа» составляют лекции, которые представляются систематически в сочетании с практическими и лабораторными занятиями. Основные учения и владения отрабатываются и закрепляются на практических и лабораторных занятиях. Аудиторные занятия (лекции, практические и лабораторные занятия) объединены с самостоятельной внеаудиторной работой студентов над рекомендуемой литературой, а также заданиями, которые выдаёт преподаватель и при подготовке к лабораторным занятиям.
При изучении дисциплины студентами могут использоваться следующие информационные технологии и инновационные методы:
- электронный вариант учебно-методического комплекса (с использованием системы Moodle);
- ресурсы электронной библиотечной системы;
- ресурсы Интернет;
- мультимедийная техника;
- студенты могут получать консультации по SKYPE, E-mail, ISQ, вебинару.
Преподаватель, читающий дисциплину, ведет учет посещаемости и осуществляет контроль за выполнением самостоятельной работы. Текущий контроль заключается в мониторинге выполнения учебной программы дисциплины на аудиторных занятиях и оценке работы на практических и лабораторных занятиях. Перед каждым лабораторным занятием студент обязан пройти собеседование и получить допуск к выполнению лабораторной работы.
В рамках текущего контроля работа студентов оценивается по следующим критериям:
- полнота ответов на теоретические вопросы дисциплины;
- правильность ответов на вопросы и задания практической направленности при выполнении лабораторных работ, качество выполнения лабораторных работ, полнота и точность ответов при защите отчетов по лабораторным работам;
- верное решение задач;
- эффективное участие в работе команды при обсуждении проблемных ситуаций;
- использование дополнительных материалов.
Промежуточный контроль осуществляется в форме экзамена (результаты обучения сформулированы в карте компетенции – второй уровень).
1. Советы по планированию и организации времени, необходимого для изучения дисциплины. Рекомендуется следующим образом организовать время, необходимое для изучения дисциплины:
Изучение конспекта лекции в тот же день, после лекции – 10-15 минут.
Изучение конспекта лекции за день перед следующей лекцией – 10-15 минут.
Изучение теоретического материала по учебнику и конспекту – 1 час в неделю.
Подготовка к практическому занятию – 2 час.
Подготовка к лабораторному занятию – 2 час.
2. Описание последовательности действий студента («сценарий изучения дисциплины»).
Для понимания материала и качественного его усвоения рекомендуется такая последовательность действий:
После прослушивания лекции и окончания учебных занятий, при подготовке к занятиям следующего дня, нужно сначала просмотреть и обдумать текст лекции, прослушанной сегодня (10-15 минут).
При подготовке к лекции следующего дня, нужно просмотреть текст предыдущей лекции, подумать о том, какая может быть тема следующей лекции (10-15 минут).
В течение недели выбрать время (не менее 1час) для работы с литературой в библиотеке.
При подготовке к практическим занятиям следующего дня, необходимо сначала прочитать основные понятия и подходы по теме предстоящего занятия. При выполнении упражнения или задачи нужно сначала понять, что требуется в задаче, какой теоретический материал нужно использовать, наметить план решения задачи.
Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. Рекомендуется использовать методические указания по курсу, текст лекций преподавателя (если он имеется).
Е. Рекомендации по работе с литературой. Теоретический материал курса становится более понятным, когда дополнительно к прослушиванию лекции и изучению конспекта, изучаются и книги. Легче освоить курс придерживаясь одного учебника и конспекта. Рекомендуется, кроме «заучивания» материала, добиться состояния понимания изучаемой темы дисциплины. С этой целью рекомендуется после изучения очередного параграфа выполнить несколько простых упражнений на данную тему или/и ответить на вопросы для самоконтроля. Кроме того, очень полезно мысленно задать себе следующие вопросы (и попробовать ответить на них): о чем этот параграф?, какие новые понятия введены, каков их смысл?, что даст это на практике?.
Методические указания к выполнению лабораторных работ
Успешное выполнение лабораторной работы предполагает обязательное усвоение теоретического материала в объеме программы лекционного курса, ознакомление с аппаратурой и неукоснительное соблюдение правил ее эксплуатации. Лишь при выполнении этих условий студенты не выйдут за рамки отпущенного им лимита времени, а к концу практикума смогут приобрести необходимые навыки по иммунохимии.