МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История исполнительского искусства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 61
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
ПрофильМузыкально-инструментальное искусство в сфере музыкального исполнительства
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz53_03_02МИИ-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 4
самостоятельная работа 59
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 2 2 2 2
Сам. работа 59 59 59 59
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
ст.преп., Онищенко А.В.

Рецензент(ы):
засл. деятель искусств, проф., Корниенко Н.А.

Рабочая программа дисциплины
История исполнительского искусства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 730)

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 61

Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 61

Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.расширение профессионального кругозора специалистов
воспитание у студентов понимания исторического развития исполнительского искусства

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 Способен организовывать и осуществлять образовательную деятельность по программам профессионального образования и дополнительного профессионального образования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.профессиональную терминологию, основные стили в музыке
основные этапы формирования исполнительских стилей
основные этапы развития зарубежной музыкальной культуры, их исторические границы, характерные жанры каждой из эпох
основные термины и понятия музыки как вида искусства
методы организации научной работы, эксперимента
актуальные направления развития науки и исследований в своей области знаний
3.2.Уметь:
3.2.1.пользоваться теоретическими знаниями о стилистике в исполнительской деятельности
анализировать и сопоставлять различные исполнительские интерпретации
анализировать явления зарубежной музыкальной культуры, оценивать общий стиль произведений разных эпох, мелодические, гармонические и полифонические черты музыки
анализировать на слух элементы музыкального языка, определять на слух принадлежность музыки к определенным эпохам и направлениям
пользоваться основными понятиями и терминами при анализе музыкальных произведений
разбираться в потоке информации, работать с научной литературой, организовать свою исследовательскую деятельность
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основными стилистическими приемами исполнительства
методами освоения национальных музыкальных стилей
навыками исторического анализа одноголосной и многоголосной музыки
навыками устного рассказа о музыке различных стилей, возможностями своего инструмента для иллюстрации фрагментов изучаемой музыки
навыками содержательного анализа музыки и применения полученных результатов в своей профессиональной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Возникновение и развитие исполнительства на духовых и ударных инструментах
1.1. Духовые и ударные инструменты периода первобытно- общиннного строя и древнего мира Духовые инструменты в эпоху средневековья Духовое инструментальное искусство эпохи Возрождения Духовые инструменты в оркестре и камерном ансамбле XVII в.Духовые инструменты в творчестве крупнейших композиторов XVII в. Становление духовых инструментов в оркестрово- исполнительской культуре XVIII в. Лекции 5 1 ПК-3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.2. Народные истоки исполнительства на духовых инструментах в России. Духовое инструментальное искусство в XVIII - первой половине XIX вв. России Сам. работа 5 6 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.3. Духовые инструменты в творчестве композиторов венской классической школы Духовые инструменты в творчестве крупнейших композиторов романтиков Сам. работа 5 6 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.4. Знакомство с репертуарными произведениями. Слушание музыки Сам. работа 5 6 ПК-3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Раздел 2. Зарубежные исполнительские школы XIX- XX века
2.1. Духовые инструменты в творчестве композиторов конца XIX - начала ХХ в. Исполнительское искусство и педагогика в конце XIX - начале ХХ в. Совершенствование конструкций духовых инструментов и появление новых видов в XIX – начале ХХ в. Духовые инструменты в творчестве современных зарубежных композиторов Зарубежные исполнительские школы и их крупнейшие представители Практические 5 1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.2. Знакомство с произведениями композиторов различных школ. Слушание музыки в исполнении выдающихся исполнителей и коллективов. Сам. работа 5 6 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Отечественные исполнительские школы XIX -XX века
3.1. Духовые инструменты в творчестве русских композиторов-классиков Формирование отечественной школы игры на духовых инструментах (вторая половина XIX - начало ХХ в.) Становление советской школы игры на духовых инструментах Классы духовых инструментов в Московской, Ленинградской и других музыкальных вузах нашей страны Духовые инструменты в творчестве советских композиторов Расцвет исполнительства на духовых инструментах в послевоенный период(после 1945 г.) Крупнейшие отечественные педагоги Сам. работа 5 6 ПК-3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.2. Знакомство с произведениями композиторов различных школ. Слушание музыки в исполнении выдающихся исполнителей и коллективов. Сам. работа 5 6 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. История развития медных духовых и ударных инструментов
4.1. История развития трубы История развития валторны, тромбона и тубы История развития ударных инструментов Практические 5 1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.2. Знакомство с произведениями композиторов различных школ. Слушание музыки в исполнении выдающихся исполнителей и коллективов. Сам. работа 5 7 ПК-3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. История развития деревянных духовых инструментов
5.1. История развития флейты История развития фагота История развития гобоя Лекции 5 1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
5.2. История развития кларнета История развития саксофона Сам. работа 5 8 Л3.1, Л1.1, Л2.1
5.3. Знакомство с произведениями композиторов различных школ. Слушание музыки в исполнении выдающихся исполнителей и коллективов. Сам. работа 5 8 ПК-3 Л3.1, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Демченко А. И. ИСТОРИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА. ПОРТРЕТЫ ВЫДАЮЩИХСЯ МАСТЕРОВ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Каган М.С. МУЗЫКА В МИРЕ ИСКУССТВ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Скребков С.С. АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.ru.wikipedia.org
Э2 http://www.forumklassika.ru
Э3 http://www.mosconsv.ru
Э4 Дисциплина "История исполнительского искусства" в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
106Д помещение для работы со специализированными материалами (фонотека, видеотека, фильмотека) Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; электронное пианино Casio; проигрыватель – 2ед.;
004Д специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест, рабочее место преподавателя; доска мелова 1 шт., пианино – 1 ед., сейф для хранения музыкальных инструментов – 2шт.
118Д помещение для хранения и обработки специализированных материалов Стелаж для хранения специализированных материалов – 1 шт., фономатериалы (виниловые пластинки, диски)
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Необходимо рассматривать каждую изучаемую эпоху как синхронистическую таблицу, где инструментальное исполнительство становится частью духовной жизни эпохи. При изучении предмета необходимо привлечение знаний из истории создания инструментов, жизни и творчества выдающихся исполнителей, которые формировали стиль своего века. Целесообразно сформировать фоно и видеотеку записей лучших исполнителей, которую нужно активно использовать в аудиторной и самостоятельной работе для подготовки к экзамену.