Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 61 |
---|---|
Направление подготовки | 53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство |
Профиль | Музыкально-инструментальное искусство в сфере музыкального исполнительства |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | z53_03_02МИИ-1-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 5 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 2 | 2 | 2 | 2 |
Практические | 2 | 2 | 2 | 2 |
Сам. работа | 59 | 59 | 59 | 59 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 61
Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.
1.1. | расширение профессионального кругозора специалистов воспитание у студентов понимания исторического развития исполнительского искусства |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.04 |
ПК-3 | Способен организовывать и осуществлять образовательную деятельность по программам профессионального образования и дополнительного профессионального образования |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | профессиональную терминологию, основные стили в музыке основные этапы формирования исполнительских стилей основные этапы развития зарубежной музыкальной культуры, их исторические границы, характерные жанры каждой из эпох основные термины и понятия музыки как вида искусства методы организации научной работы, эксперимента актуальные направления развития науки и исследований в своей области знаний |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | пользоваться теоретическими знаниями о стилистике в исполнительской деятельности анализировать и сопоставлять различные исполнительские интерпретации анализировать явления зарубежной музыкальной культуры, оценивать общий стиль произведений разных эпох, мелодические, гармонические и полифонические черты музыки анализировать на слух элементы музыкального языка, определять на слух принадлежность музыки к определенным эпохам и направлениям пользоваться основными понятиями и терминами при анализе музыкальных произведений разбираться в потоке информации, работать с научной литературой, организовать свою исследовательскую деятельность |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | основными стилистическими приемами исполнительства методами освоения национальных музыкальных стилей навыками исторического анализа одноголосной и многоголосной музыки навыками устного рассказа о музыке различных стилей, возможностями своего инструмента для иллюстрации фрагментов изучаемой музыки навыками содержательного анализа музыки и применения полученных результатов в своей профессиональной деятельности |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Раздел 1. Возникновение и развитие исполнительства на духовых и ударных инструментах | ||||||
1.1. | Духовые и ударные инструменты периода первобытно- общиннного строя и древнего мира Духовые инструменты в эпоху средневековья Духовое инструментальное искусство эпохи Возрождения Духовые инструменты в оркестре и камерном ансамбле XVII в.Духовые инструменты в творчестве крупнейших композиторов XVII в. Становление духовых инструментов в оркестрово- исполнительской культуре XVIII в. | Лекции | 5 | 1 | ПК-3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Народные истоки исполнительства на духовых инструментах в России. Духовое инструментальное искусство в XVIII - первой половине XIX вв. России | Сам. работа | 5 | 6 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 | |
1.3. | Духовые инструменты в творчестве композиторов венской классической школы Духовые инструменты в творчестве крупнейших композиторов романтиков | Сам. работа | 5 | 6 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 | |
1.4. | Знакомство с репертуарными произведениями. Слушание музыки | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Раздел 2. Зарубежные исполнительские школы XIX- XX века | ||||||
2.1. | Духовые инструменты в творчестве композиторов конца XIX - начала ХХ в. Исполнительское искусство и педагогика в конце XIX - начале ХХ в. Совершенствование конструкций духовых инструментов и появление новых видов в XIX – начале ХХ в. Духовые инструменты в творчестве современных зарубежных композиторов Зарубежные исполнительские школы и их крупнейшие представители | Практические | 5 | 1 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 | |
2.2. | Знакомство с произведениями композиторов различных школ. Слушание музыки в исполнении выдающихся исполнителей и коллективов. | Сам. работа | 5 | 6 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 3. Отечественные исполнительские школы XIX -XX века | ||||||
3.1. | Духовые инструменты в творчестве русских композиторов-классиков Формирование отечественной школы игры на духовых инструментах (вторая половина XIX - начало ХХ в.) Становление советской школы игры на духовых инструментах Классы духовых инструментов в Московской, Ленинградской и других музыкальных вузах нашей страны Духовые инструменты в творчестве советских композиторов Расцвет исполнительства на духовых инструментах в послевоенный период(после 1945 г.) Крупнейшие отечественные педагоги | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Знакомство с произведениями композиторов различных школ. Слушание музыки в исполнении выдающихся исполнителей и коллективов. | Сам. работа | 5 | 6 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 4. История развития медных духовых и ударных инструментов | ||||||
4.1. | История развития трубы История развития валторны, тромбона и тубы История развития ударных инструментов | Практические | 5 | 1 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 | |
4.2. | Знакомство с произведениями композиторов различных школ. Слушание музыки в исполнении выдающихся исполнителей и коллективов. | Сам. работа | 5 | 7 | ПК-3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 5. История развития деревянных духовых инструментов | ||||||
5.1. | История развития флейты История развития фагота История развития гобоя | Лекции | 5 | 1 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 | |
5.2. | История развития кларнета История развития саксофона | Сам. работа | 5 | 8 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 | |
5.3. | Знакомство с произведениями композиторов различных школ. Слушание музыки в исполнении выдающихся исполнителей и коллективов. | Сам. работа | 5 | 8 | ПК-3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см.приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см.приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Демченко А. И. | ИСТОРИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА. ПОРТРЕТЫ ВЫДАЮЩИХСЯ МАСТЕРОВ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Каган М.С. | МУЗЫКА В МИРЕ ИСКУССТВ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Скребков С.С. | АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.ru.wikipedia.org | |||
Э2 | http://www.forumklassika.ru | |||
Э3 | http://www.mosconsv.ru | |||
Э4 | Дисциплина "История исполнительского искусства" в Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
106Д | помещение для работы со специализированными материалами (фонотека, видеотека, фильмотека) | Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; электронное пианино Casio; проигрыватель – 2ед.; |
004Д | специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 12 посадочных мест, рабочее место преподавателя; доска мелова 1 шт., пианино – 1 ед., сейф для хранения музыкальных инструментов – 2шт. |
118Д | помещение для хранения и обработки специализированных материалов | Стелаж для хранения специализированных материалов – 1 шт., фономатериалы (виниловые пластинки, диски) |
303Д | читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Необходимо рассматривать каждую изучаемую эпоху как синхронистическую таблицу, где инструментальное исполнительство становится частью духовной жизни эпохи. При изучении предмета необходимо привлечение знаний из истории создания инструментов, жизни и творчества выдающихся исполнителей, которые формировали стиль своего века. Целесообразно сформировать фоно и видеотеку записей лучших исполнителей, которую нужно активно использовать в аудиторной и самостоятельной работе для подготовки к экзамену. |