МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология высшей школы
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки38.06.01. Экономика
НаправленностьЭкономика и управление народным хозяйством
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz38_06_01_Экономика-34-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 98
контроль 4
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 2 2 2 2
Сам. работа 98 98 98 98
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд. психол. наук, доцент, Любимова Ольга Марковна

Рецензент(ы):
канд. пед. наук, доцент, Петухова Е.А.

Рабочая программа дисциплины
Психология высшей школы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.06.01 ЭКОНОМИКА (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014г. №898)

составлена на основании учебного плана:
38.06.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
Каширский Д.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Заведующий кафедрой Каширский Д.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование целостного и системного понимания психологических задач и методов преподавания на современном этапе развития общества с учетом возрастных, гендерных и иных особенностей; умение осознавать ситуацию взаимодействия с аудиторией как социально-психологическую систему, определять место и политику активности вуза в региональной системе вуза.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3: готовностью к преподавательской деятельности по образовательным программам высшего образования
ПК-1: уметь осуществлять педагогическую и коммуникативную деятельность в области научных исследований и образовательного процесса
УК-5: способностью следовать этическим нормам в профессиональной деятельности
УК-6: способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.базовый понятийный аппарат, методологические основы и методы психологии высшей школы; основные направления, закономерности и принципы развития системы высшего образования и требования психологическому компоненту приобретаемых профессиональных компетенций; специфику педагогической деятельности в высшей школе и психологические основы педагогического мастерства преподавателя; индивидуальные особенности обучающихся, психолого-педагогические особенности взаимодействия преподавателей и обучающихся; основы педагогического руководства деятельностью коллективов. Роль наследственности и среды в формировании человеческой индивидуальности. Психологическое содержание категорий субъект, субъектность. Субъектно- деятельностный, субъектно-бытийный подходы в психологии. Психологическое содержание категорий «активность личности», «активность субъекта». Базовые принципы теории самоорганизующихся систем. Функции самосознания и его компоненты. Содержание биологического, социального и личностного уровня регуляции индивида. психологическое содержание поступка. Психологию становления профессионала в современных условиях. Факторы риска формирования профессиональной идентичности. Формирование психологической системы деятельности. Этические нормы профессиональной деятельности в высшей школе. Знать способы поддержания и установления контакта с аудиторией.
Знать речевые маркеры аномальных состояний и установок говорящего, цели и способы задавания вопросов. Психологические приемы при ведении переговоров
Производственную гимнастику и ЛФК для преподавателя. Особенности когнитивных функций и личностные особенности в разные возрастные периоды.
Социально-психологическую структуру учебной и производственной группы. Типологию стилей управления. Типы корпоративной культуры организации в высшей школе. Маркеры корпоративной культуры организации. Знать алгоритм конструирование бренда образовательной организации.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать, творчески трансформировать и совершенствовать методы, методики, технологии обучения и воспитания обучающихся; проектировать и реализовывать в учебном процессе различные формы учебных занятий, внеаудиторной самостоятельной работы и научно-исследовательской деятельности обучающихся; организовывать образовательный процесс с использованием педагогических инноваций и учетом личностных, гендерных, этнокультурных особенностей обучающихся; разрабатывать современное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, в том числе обеспечение контроля за формируемыми у обучающихся умениями; устанавливать педагогически целесообразные отношения со всеми участниками образовательного процесса; совершенствовать речевое мастерство в процессе преподавания учебных дисциплин.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.самоанализа на основе саморефлексии профессиональной деятельности, психологическими способами организации учебного процесса и управления группой, технологиями построения коммуникативной ситуации с учетом особенностей учебной группы; навыками самоанализа и проектирования педагогической деятельности и профессионального развития. Упражнениями для развития техники развития речи: артикуляция, дыхание, интонация, развитие голосовых связок. Психологическими приемами манипуляции при ведении переговоров. Навыками задавания развивающих и проясняющих вопросов партнеру. Навыками диагностики социально-психологической структуры группы. Техниками развития креативных способностей личности. Навыками использования разных стилей управления для решения разного типа задач высшей школе. Навыками стимулирования учебной и профессиональной деятельности в высшей школе. Навыками принятия решения в ситуации неопределенности. Навыками использования разных стилей управления для решения разного типа задач высшей школе. Навыками поэтапного конструирования бренда образовательной организации/ образовательной услуги. Навыками создания программ маркетинга образовательных услуг.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Психология становления профессионала
1.1. Психология становления профессионала в современных условиях Лекции 1 1 ОПК-3, УК-5 Л1.1, Л2.3, Л1.2
1.2. Обучение как Формирование психологической системы деятельности (Ломов Б.Ф., Шадриков В.Д.). Сам. работа 1 2 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.3, Л1.2
1.3. Практикум по планированию жизненных целей Сам. работа 1 4 ОПК-3, ПК-1, УК-6 Л1.1, Л2.3, Л1.2
1.4. Практикум: работа с ценностями личности Сам. работа 1 2 УК-5, УК-6 Л1.1, Л2.3, Л1.2
1.5. Психология субъекта Сам. работа 1 2 УК-5, УК-6 Л1.1, Л2.3, Л1.2
1.6. Стиль жизни. Жизненные планы и жизненный сценарий Сам. работа 1 2 УК-6 Л1.1, Л2.3, Л1.2
Раздел 2. Раздел 2. Основы коммуникативной культуры преподавателя.
2.1. Коммуникативные техники лектора Сам. работа 1 2 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.3, Л1.2
2.2. Техники развития речи: артикуляция, дыхание, интонация, развитие голосовых связок Сам. работа 1 2 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.3, Л1.2
2.3. Саморегуляция в публичном выступлении: как справится с волнением, саморефлесия выступающего и установление и поддержание контакта с аудиторией Сам. работа 1 2 ОПК-3, ПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
2.4. Психологический анализ вербальной коммуникации: речевые маркеры аномальных состояний и установок говорящего, цели и способы задавания вопросов Практические 1 1 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.3, Л1.2
2.5. Профессиональная коммуникация в научной и педагогической деятельности: ведение переговоров, прогноз потребностей партнера, переговоры с возражениями Лекции 1 1 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.3, Л1.2
2.6. Гигиена производственной деятельности преподавателя: режим работы, стрессы в профессиональной деятельности, профессиональные заболевания Сам. работа 1 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.3, Л1.2
2.7. Производственная гимнастика и ЛФК дляпреподавателя. Экология и психофизиология пространства рабочего места. Сам. работа 1 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.3, Л1.2
2.8. Тайм-менеджмент для преподавателя высшей школы Сам. работа 1 2 ОПК-3, УК-6 Л1.1, Л2.3, Л1.2
Раздел 3. Раздел 3. Возрастные особенности участников образовательного процесса
3.1. Социализация личности и периодизация ее развития. Кризисы личности. Сам. работа 1 2 ОПК-3, УК-6 Л1.1, Л2.3, Л1.2
3.2. Особенности когнитивных функций и личностные особенности в разные возрастные периоды. Сам. работа 1 6 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.3, Л1.2
3.3. Развитие креативных способностей личности Сам. работа 1 4 ОПК-3, УК-6 Л1.1, Л2.3, Л1.2
3.4. Психология оценки и принятия решения Сам. работа 1 4 ОПК-3, УК-5, УК-6 Л1.1, Л2.3, Л1.2
3.5. Мотивация учебной и профессиональной деятельности деятельности в высшей школе Сам. работа 1 8 ОПК-3, УК-5, УК-6 Л1.1, Л2.3, Л1.2
Раздел 4. Раздел 4. Социально-психологические аспекты организации образовательного процесса в высшей школе
4.1. Регуляция социального проведения суъекта: ролевые, этнокультурные, ценностно-смысловые, гендерные аспекты Сам. работа 1 4 ОПК-3, ПК-1, УК-5 Л1.1, Л2.3, Л1.2
4.2. Корпоративная культура организации в высшей школе Лекции 1 1 УК-5, УК-6 Л1.1, Л2.3, Л1.2
4.3. Стили управления учебной и производственной деятельностью: эффективность для решения разного типа задач Сам. работа 1 6 ОПК-3, ПК-1, УК-6 Л1.1, Л2.3, Л1.2
4.4. Профессиональная идентичность преподавателя высшей школы Сам. работа 1 4 УК-5, УК-6 Л1.1, Л2.3, Л1.2
4.5. Социально-психологическая структура учебной и производственной группы Сам. работа 1 6 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.3, Л1.2
Раздел 5. Раздел 5. Маркетинг образовательных услуг
5.1. Целевые группы образовательных программ Сам. работа 1 6 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.3, Л1.2
5.2. Конструирование бренда и торговой марки образовательной организации Практические 1 1 ОПК-3, ПК-1, УК-5, УК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2
5.3. Проблемы теории и практики психологии высшей школы Сам. работа 1 20 ОПК-3, ПК-1, УК-5, УК-6 Л1.1, Л2.3, Л1.2
5.4. Маркетинг образовательных услуг Лекции 1 1 ОПК-3, ПК-1, УК-5, УК-6 Л1.1, Л2.3, Л1.2
5.5. Зачет 1 4 ОПК-3, ПК-1, УК-5, УК-6 Л1.1, Л2.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения
Приложение 1.   38.06.01 Психология.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Логвинов И. Н., Сарычев С. В., Силаков А. С. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В СХЕМАХ И КОММЕНТАРИЯХ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/5C133492-72E3-441E-ADD2-96DBBF4FEC76
Л1.2 Ефремова О. И., Кобышева Л. И. Педагогическая психология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=464121
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мокшанцев Р.И. Психология рекламы: учеб. пособие М.: ИНФРА-М, 2008
Л2.2 Панфилова А.П. Теория и практика общения: учебник М.: Академия, 2007
Л2.3 Исаев Е. И., Слободчиков В. И. Психология образования человека: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство ПСТГУ, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=277065
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Психология высшей школы http://www.ht.ru/
Э2 Психология высшей школы http://www.psy-diagnoz.com
Э3 Психология высшей школы http://lab.psytest.ru
Э4 Психология высшей школы http://www.psy-diagnoz.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
Acrobat Reader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Интернет-ресурсы:
http://www.ht.ru/
http://www.psy-diagnoz.com
www.ht.ru/
http://www.imaton.com/metodiki/catalog/
http://www.psytest.ru/
http://lab.psytest.ru
http://psystudy.ru/
http://vch.narod.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В курсе предусмотрено проведение практических занятий, что способствует лучшему и углубленному освоению теоретического материала.
Текущий контроль осуществляется на лекциях и практических занятиях в самых разнообразных формах – диалога с преподавателем во время лекций, решением типовых задач и др.
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета. Промежуточная аттестация проводится в устной форме.