МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Концертмейстерский класс

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 61
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
ПрофильМузыкально-инструментальное искусство в сфере музыкального исполнительства
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость16 ЗЕТ
Учебный план53_03_02_МИИ-1-2020
Часов по учебному плану 576
в том числе:
аудиторные занятия 216
самостоятельная работа 279
контроль 81
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4, 6, 7
диф. зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) 3 (5) 3 (6) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 17 19 17 19,5 17 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Практические 36 36 36 36 36 36 36 36 36 36 36 36 216 216
Сам. работа 72 72 45 45 72 72 45 45 9 9 36 36 279 279
Часы на контроль 0 0 27 27 0 0 27 27 27 27 0 0 81 81
Итого 108 108 108 108 108 108 108 108 72 72 72 72 576 576

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Концертмейстерский класс

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 730)

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 2.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 61

Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 61

Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Создание предпосылок и условий для самостоятельной работы студента с аккомпанементом.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 Способен исполнять партию своего инструмента в различных видах ансамбля
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.обширный репертуар, включающий произведения разных эпох, национальных школ, жанров и стилей в соответствии с программными требованиями
3.2.Уметь:
3.2.1.аккомпанировать вокалистам, исполнителям на других инструментах
читать нотный текст с листа и транспонировать его
осуществлять репетиционную работу в качестве концертмейстера
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыки работы в качестве концертмейстера в процессе подготовки к исполнению произведений различных стилей и жанров с привлечением к репетициям и концертным выступлениям солистов-иллюстраторов
навыки репетиционной работы с солистами

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Элементы концертмейстерской работы
1.1. Специфика аккомпанемента вокальных и инструментальных произведений.Специфика работы с вокалистами, с инструменталистами. Регистровка, динамика, штрихи, особенности фактуры. Практические 3 36 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.2. Изучение основной и дополнительной литературы. Развитие практических навыков, необходимых для концертмейстерской работы во всех ее видах. Сам. работа 3 72 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Концертмейстерская работа с солистом.
2.1. Музыкально-исполнительские навыки концертмейстера. Формирование умений ансамблевого музицирования с солистом. Изучение произведений различных стилей, эпох, композиторов. Практические 4 36 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.2. Изучение основной и дополнительной литературы. Развитие практических навыков, необходимых для концертмейстерской работы во всех ее видах. Сам. работа 4 45 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Пение под собственный аккомпанемент.
3.1. Осуществление слухового контроля за соотношением звучания голоса и аккомпанемента. Ауфтакт и дыхание. Практические 5 18 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.2. Изучение основной и дополнительной литературы. Развитие практических навыков, необходимых для концертмейстерской работы во всех ее видах. Сам. работа 5 36 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Эскизная работа над аккомпанементами вокальных и инструментальных произведений.
4.1. Чтение с листа и транспонирование репертуарных произведений. Практические 5 18 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.2. Развитие практических навыков чтения аккомпанемента с листа. Сам. работа 5 36 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Навыки концертного исполнительства
5.1. Решение исполнительских задач концертмейстерской работы. Подготовка к выступлениям и участие в концертах в качестве концертмейстера. Практические 6 18 Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.2. Изучение основной и дополнительной литературы. Развитие практических навыков, необходимых для концертмейстерской работы в условиях сценического выступления. Сам. работа 6 22 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Репетиционная работа с солистами
6.1. Специфика работы с вокалистами, с инструменталистами. Регистровка, динамика, штрихи, особенности фактуры. Практические 6 18 Л3.1, Л2.1, Л1.1
6.2. Изучение основной и дополнительной литературы. Развитие практических навыков, необходимых для концертмейстерской работы с солистами. Сам. работа 6 23 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Психологическая компетентность концертмейстера
7.1. Психологические факторы профессионального сотрудничества концертмейстера с солистом. Практические 7 36 Л3.1, Л2.1, Л1.1
7.2. Изучение основной и дополнительной литературы. Развитие практических навыков, необходимых для концертмейстерской работы с солистами. Сам. работа 7 9 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 8. Подготовка концертной программы
8.1. Выбор и освоение программы, предварительная работа с солистами. Планирование и осуществление репетиционной работы в ансамбле с солистом. Практические 8 18 Л3.1, Л2.1, Л1.1
8.2. Изучение основной и дополнительной литературы. Запись репетиционной работы и анализ результатов. Сам. работа 8 18 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 9. Выступление на концертной эстраде
9.1. Уверенное поведение на сцене. Концертмейстерская стратегия и тактика исполнительства. Техническое мастерство. Практические 8 18 Л3.1, Л2.1, Л1.1
9.2. Изучение основной и дополнительной литературы. Запись репетиционной работы и анализ исполнительских моментов в режиме концертного выступления. Сам. работа 8 18 Л3.1, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гончарук А. Ю. Музыкально-исполнительское искусство: Учебная литература для ВУЗов Директ-Медиа, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Борисова Е. Н., Глазкова Т. В. Профессиональное общение музыкантов: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Согласие, 2015 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Барченкова М.Д., Осипенкова А.Т. Англо-русский словарь музыкальных терминов: Словари Издательство "ФЛИНТА", 2014 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 https://imslp.org/
Э2 http://www.notarhiv.ru/
Э3 http://notes.tarakanov.net/
Э4 Курс "Концертмейстерский класс"в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
119Д специализированная учебная аудитория - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Рабочее место преподавателя; учебная мебель

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Специфика работы концертмейстера состоит в том, что он должен быть «универсальным» музыкантом, так как ему приходится сотрудничать с солистами разных специальностей. Важно уметь хорошо читать с листа. В деятельности концертмейстера объединяются творческие, педагогические и психологические функции, которые трудно отделить друг от друга в учебных, концертных или конкурсных ситуациях. Аккомпанемент в инструментальных произведениях имеет свою специфику. Солист и концертмейстер в художественном смысле должны являться членами единого музыкального организма. Концертмейстеру необходимо слышать все детали партии солиста, соизмерять звучность своего инструмента с возможностями солирующего инструменталиста или вокалиста.