МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология высшей школы
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки44.06.01. Образование и педагогические науки
НаправленностьТеория и методика профессионального образования
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_06_01_ТМПО-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 98
контроль 4
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 2 2 2 2
Сам. работа 98 98 98 98
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.пс.н., доцент, Любимова Ольга Марковна

Рецензент(ы):
к.п.н., доцент, Петухова Е.А.

Рабочая программа дисциплины
Психология высшей школы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.06.01 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014г. №902)

составлена на основании учебного плана:
44.06.01 Образование и педагогические науки
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
Каширский Д.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Заведующий кафедрой Каширский Д.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование целостного и системного понимания психологических задач и методов преподавания на современном этапе развития общества с учетом возрастных, гендерных и иных особенностей; умение осознавать ситуацию взаимодействия с аудиторией как социально-психологическую систему, определять место и политику активности вуза в региональной системе. вуза .

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5: способностью моделировать, осуществлять и оценивать образовательный процесс и проектировать программы дополнительного профессионального образования в соответствии с потребностями работодателя
ПК-1: способность демонстрировать системное понимание в области изучения профессионального образования, мастерство в части умений и методов исследования, используемых в области образования и педагогических науках
ПК-2: способность планировать, разрабатывать, реализовывать и корректировать комплексный процесс обучения и воспитания студенческой молодежи
ПК-3: способность вносить вклад собственными оригинальными исследованиями, заслуживающими публикации на национальном или международном уровне, в расширение границ области изучения образования и педагогики высшей школы
УК-5: способностью следовать этическим нормам в профессиональной деятельности
УК-6: способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.базовый понятийный аппарат, методологические основы и методы психологии высшей школы; основные направления, закономерности и принципы развития системы высшего образования и требования психологическому компоненту приобретаемых профессиональных компетенций; специфику педагогической деятельности в высшей школе и психологические основы педагогического мастерства преподавателя; индивидуальные особенности студентов, психолого-педагогические особенности взаимодействия преподавателей и студентов; основы педагогического руководства деятельностью студенческих коллективов.Роль наследственности и среды в формировании человеческой индивидуальности.Психологическое содержание категорий субъект, субъектность. Субъектно- деятельностный, субъектно-бытийный подходы в психологии.Психологическое содержание категорий «активность личности», «активность субъекта».Базовые принципы теории самоорганизующихся систем.Функции самосознания и его компоненты.Содержание биологического, социального и личностного уровня регуляции индивида. психологическое содержание поступка.Психологию становления профессионала в современных условиях.Факторы риска формирования профессиональной идентичности.Формирование психологической системы деятельности.Этические нормы профессиональной деятельности в высшей школе.Знать способы поддержания и установления контакта с аудиторией.
Знать речевые маркеры аномальных состояний и установок говорящего, цели и способы задавания вопросов.Психологические приемы при ведении переговоров
Производственную гимнастику и ЛФК для преподавателя.Особенности когнитивных функций и личностные особенности в разные возрастные периоды.
Социально-психологическую структуру учебной и производственной группы.Типологию стилей управления.Типы корпоративной культуры организации в высшей школе
Маркеры корпоративной культуры организации.Знать алгоритм конструирование бренда образовательной организации.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать, творчески трансформировать и совершенствовать методы, методики, технологии обучения и воспитания студентов; проектировать и реализовывать в учебном процессе различные формы учебных занятий, внеаудиторной самостоятельной работы и научно-исследовательской деятельности студентов; организовывать образовательный процесс с использованием педагогических инноваций и учетом личностных, гендерных, этнокультурных особенностей студентов; разрабатывать современное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, в том числе обеспечение контроля за формируемыми у студентов умениями; устанавливать педагогически целесообразные отношения со всеми участниками образовательного процесса; совершенствовать речевое мастерство в процессе преподавания учебных дисциплин
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками самоанализа на основе саморефлексии профессиональной деятельности, психологическими способами организации учебного процесса и управления студенческой группой, технологиями построения коммуникативной ситуации с учетом особенностей учебной группы; навыками самоанализа и проектирования педагогической деятельности и профессионального развития.Упражнениями для развития техники развития речи: артикуляция, дыхание, интонация, развитие голосовых связок. Психологическими приемами манипуляции при ведении переговоров. Навыками задавания развивающих и проясняющих вопросов партнеру.Навыками диагностики социально-психологической структуры группы.Техниками развития креативных способностей личности.Навыками использования разных стилей управления для решения разного типа задач высшей школе. Навыками стимулирования учебной и профессиональной деятельности в высшей школе.Навыками принятия решения в ситуации неопределенности. Навыками использования разных стилей управления для решения разного типа задач высшей школе. Навыками поэтапного конструирования бренда образовательной организации/ образовательной услуги. Навыками создания программ маркетинга образовательных услуг.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Психология становления профессионала
1.1. Психология становления профессионала в современных условиях Лекции 1 1 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-5, УК-6 Л1.1, Л2.3, Л1.2
1.2. Обучение как Формирование психологической системы деятельности (Ломов Б.Ф., Шадриков В.Д.). Лекции 1 1 ОПК-5, ПК-1, УК-5 Л1.1, Л2.3, Л1.2
1.3. Практикум по планированию жизненных целей Сам. работа 1 2 ПК-1, ПК-2, УК-5, УК-6 Л1.1, Л2.3, Л1.2
1.4. Практикум: работа с ценностями личности Сам. работа 1 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-5, УК-6 Л1.1, Л2.3, Л1.2
1.5. Психология субъекта Сам. работа 1 2 ПК-2, УК-5, УК-6 Л1.1, Л2.3, Л1.2
1.6. Стиль жизни. Жизненные планы и жизненный сценарий Сам. работа 1 2 ПК-2, УК-5, УК-6 Л1.1, Л2.3, Л1.2
Раздел 2. Раздел 2. Основы коммуникативной культуры преподавателя.
2.1. Коммуникативные техники лектора Сам. работа 1 2 ОПК-5, УК-5 Л1.1, Л2.3, Л1.2
2.2. Техники развития речи: артикуляция, дыхание, интонация, развитие голосовых связок Сам. работа 1 2 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, УК-5 Л1.1, Л2.3, Л1.2
2.3. Саморегуляция в публичном выступлении: как справится с волнением, саморефлесия выступающего и установление и поддержание контакта с аудиторией Сам. работа 1 2 ОПК-5, УК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
2.4. Психологический анализ вербальной коммуникации: речевые маркеры аномальных состояний и установок говорящего, цели и способы задавания вопросов Практические 1 1 ОПК-5, УК-5 Л1.1, Л2.3, Л1.2
2.5. Профессиональная коммуникация в научной и педагогической деятельности: ведение переговоров, прогноз потребностей партнера, переговоры с возражениями Сам. работа 1 2 ОПК-5, УК-5 Л1.1, Л2.3, Л1.2
2.6. Гигиена производственной деятельности преподавателя: режим работы, стрессы в профессиональной деятельности, профессиональные заболевания Сам. работа 1 4 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-5 Л1.1, Л2.3, Л1.2
2.7. Производственная гимнастика и ЛФК дляпреподавателя. Экология и психофизиология пространства рабочего места. Сам. работа 1 4 ОПК-5, УК-5, УК-6 Л1.1, Л2.3, Л1.2
2.8. Тайм-менеджмент для преподавателя высшей школы Сам. работа 1 2 ОПК-5, УК-5, УК-6 Л1.1, Л2.3, Л1.2
Раздел 3. Раздел 3. Возрастные особенности участников образовательного процесса
3.1. Социализация личности и периодизация ее развития. Кризисы личности. Лекции 1 1 ОПК-5, ПК-3, УК-5 Л1.1, Л2.3, Л1.2
3.2. Особенности когнитивных функций и личностные особенности в разные возрастные периоды. Сам. работа 1 6 ОПК-5, УК-5 Л1.1, Л2.3, Л1.2
3.3. Развитие креативных способностей личности Сам. работа 1 4 ПК-3, УК-5 Л1.1, Л2.3, Л1.2
3.4. Психология оценки и принятия решения Сам. работа 1 4 ПК-2, ПК-3, УК-5 Л1.1, Л2.3, Л1.2
3.5. Мотивация учебной и профессиональной деятельности деятельности в высшей школе Сам. работа 1 8 ОПК-5, ПК-2, УК-5 Л1.1, Л2.3, Л1.2
Раздел 4. Раздел 4. Социально-психологические аспекты организации образовательного процесса в высшей школе
4.1. Регуляция социального проведения суъекта: ролевые, этнокультурные, ценностно-смысловые, гендерные аспекты Сам. работа 1 4 ПК-1, УК-5 Л1.1, Л2.3, Л1.2
4.2. Корпоративная культура организации в высшей школе Сам. работа 1 4 УК-5, УК-6 Л1.1, Л2.3, Л1.2
4.3. Стили управления учебной и производственной деятельностью: эффективность для решения разного типа задач Сам. работа 1 6 ОПК-5, УК-5 Л1.1, Л2.3, Л1.2
4.4. Профессиональная идентичность преподавателя высшей школы Сам. работа 1 4 УК-5, УК-6 Л1.1, Л2.3, Л1.2
4.5. Социально-психологическая структура учебной и производственной группы Сам. работа 1 6 ОПК-5, ПК-1, УК-5 Л1.1, Л2.3, Л1.2
Раздел 5. Раздел 5. Маркетинг образовательных услуг
5.1. Целевые группы образовательных программ Сам. работа 1 6 ОПК-5, УК-5 Л1.1, Л2.3, Л1.2
5.2. Конструирование бренда и торговой марки образовательной организации Практические 1 1 ОПК-5, ПК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2
5.3. Проблемы теории и практики психологии высшей школы Сам. работа 1 20 УК-5, УК-6 Л1.1, Л2.3, Л1.2
5.4. Маркетинг образовательных услуг Лекции 1 1 УК-5, УК-6 Л1.1, Л2.3, Л1.2
5.5. Зачет 1 4 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-5, УК-6 Л1.1, Л2.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Психология становления профессионала в современных условиях
2. Обучение как Формирование психологической системы деятельности (Ломов Б.Ф., Шадриков В.Д.). 
3. Ценности в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы
4. Стиль жизни. Жизненные планы и жизненный сценарий.
5. Психология субъекта.
6. Упражнения для развития техники развития речи: артикуляция, дыхание, интонация, развитие голосовых связок.
7. Саморегуляция в публичном выступлении: как справится с волнением
8. Установление и поддержание контакта с аудиторией
9. Психологический анализ вербальной коммуникации: речевые маркеры аномальных состояний и установок говорящего, цели и способы задавания вопросов
10. Психологические приемы при ведении переговоров
11. Прогноз потребностей партнера по общению. Трудные переговоры с возражениями: психологические техники
12. Гигиена производственной деятельности преподавателя: режим работы.
13. Стрессы в профессиональной деятельности, профессиональные заболевания
14. Производственная гимнастика и ЛФК для преподавателя.
15. Экология и психофизиология пространства рабочего места.
16. Тайм-менеджмент для преподавателя высшей школы
17. Возрастные особенности участников образовательного процесса.
18. Социализация личности и периодизация ее развития.
19. Кризисы личности.
20. Особенности когнитивных функций и личностные особенности в разные возрастные периоды.
21. Развитие креативных способностей личности.
22. Психология оценки и принятия решения
23. Мотивация учебной и профессиональной деятельности в высшей школе
24. Социально-психологическая структура учебной и производственной группы
25. Регуляция социального проведения субъекта: ролевые, этнокультурные, ценностно-смысловые, гендерные аспекты
26. Корпоративная культура организации в высшей школе
27. Стили управления учебной и производственной деятельностью.
28. Эффективность разных стилей управления для решения разного типа задач высшей школе.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств
Представлены в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Логвинов И. Н., Сарычев С. В., Силаков А. С. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В СХЕМАХ И КОММЕНТАРИЯХ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/5C133492-72E3-441E-ADD2-96DBBF4FEC76
Л1.2 Ефремова О. И., Кобышева Л. И. Педагогическая психология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=464121
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мокшанцев Р.И. Психология рекламы: учеб. пособие М.: ИНФРА-М, 2008
Л2.2 Панфилова А.П. Теория и практика общения: учебник М.: Академия, 2007
Л2.3 Исаев Е. И., Слободчиков В. И. Психология образования человека: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство ПСТГУ, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=277065
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Психология высшей школы http://www.ht.ru/
Э2 Психология высшей школы http://www.psy-diagnoz.com
Э3 Психология высшей школы http://lab.psytest.ru
Э4 Психология высшей школы http://www.psy-diagnoz.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 46192494 от 26.11.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru
XnView, http://xnviewload.ru/
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
DjVu reader, http://djvureader.org/
Putty, https://putty.org.ru/licence.html
VLC, http://www.videolan.org/legal.html
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html
6.4. Перечень информационных справочных систем

http://www.ht.ru/
http://www.psy-diagnoz.com
www.biblioclub.ru/ - Университетская библиотека on-l
Электронно-библиотечная система издательства «Лань»
www.ht.ru/
http://www.imaton.com/metodiki/catalog/
http://www.psytest.ru/
http://lab.psytest.ru
http://psystudy.ru/
http://elibrary.ru
http://vch.narod.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации студенту

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:
1. Обязательное посещение лекционных занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для самостоятельной подготовки к семинарам, в сжатом виде рассматриваются ключевые содержательные моменты изучаемой темы. Особое внимание следует уделять разделам, посвященный нейропсихологиическим аспектам сознания и самосознания личности. Как показывает опыт, эти темы представляются наиболее трудными для самостоятельного изучения студентом.
2. При подготовке к семинарским занятиям следует особый акцент делать на самостоятельное изучение основной литературы, однако это не означает, что студентом может быть полностью проигнорирована дополнительная литература.
При работе со списком основной литературы и подготовкой доклада студенту рекомендуется:
• составить план материала,
• при изложении материала стремиться воспроизвести содержание простым и понятным языком, чтобы коллеги могли также «ощутить компетентность» по данному вопросу
• подготовить примеры «из жизни» для иллюстрации ключевых положений доклада
• время доклада или выступления – 5-6 минут
• после доклада предполагается время для уточнения возможных неточностей в изложении (вопросы задаются и студентами и преподавателем)
• Рекомендуется использование наглядности при изложении (таблицы, графики)
• Предварительно, в письменном виде (не более 1-2 стр.) по материалу доклада составляется краткое резюме, которое может быть использовано другими слушателями в процессе подготовки к экзамену.
3. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное выступление на семинаре с докладом, а также принятие участие в групповых дискуссиях, посещение семинарских и практических занятий.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПОДГОТОВКИ К ТЕСТИРОВАНИЮ

 Тестирование в учебном процессе используется в целях текущего, промежуточного контроля знаний студентов.
 Оценочные материалы содержат вопросы по материалу всего курса (промежуточная аттестация) или части курса (текущая аттестация) и носят компетентностно-ориентированный характер.
 В целях подготовки к текущей/промежуточной аттестации, студенту следует просмотреть все имеющиеся и рекомендуемые материалы, представленные в печатном или электронном виде. Если какая-либо тема вызывает затруднения при самостоятельном изучении, необходимо вынести ее обсуждение на занятии/консультации, предварительно сообщив об этом преподавателю.
 За каждый правильно отвеченный вопрос дается 1балл.
 Выполнение тестовых заданий позволяет оценить уровень знаний студентов и выявить возможные пробелы. Большое количество допущенных ошибок (более 50%) свидетельствует о недостаточно полном усвоении материала. На тестирование отводится 60 минут.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПОДГОТОВКИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ
 Ознакомится со списком литературы по теме, связанной с выполнением задания
 Выписать и выучить термины, связанные с темой
 Выбрать и отсмотреть стимульный материал (фильм и пр.)
 Выбрать эпизоды, иллюстрирующие необходимые по заданию психологические феномены
 При наличии возможности обсудить свои предположения с партнерами
 Подготовить аргументы, почему тот или иной стимульный материал иллюстрирует заявленный психологические феномен. Подготовить ответ, с использованием специализированных терминов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОЙ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
успешное прохождение промежуточной аттестации подразумевает наличие 3х компонентов за период изучения дисциплины.
1. Успешное прохождение теста (свыше 50% заданий)
2. Выполнение всех практических заданий.
3. Устный ответ при прохождении промежуточной аттестации.
Итоговая оценка выводится на основания факта наличия 1 и 2 компонента, качества ответа промежуточной аттестации, где возможна дифференциация оценки по 100 бальной шкале.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ (практическое задание -4)
Подготовительный этап.
Анализ ситуации.
1) Зачем?
Ответьте на вопрос, почему вы вообще собираетесь устроить презентацию?
Ответ сузить до одного предложения, определяющего точную цель.
Эта цель должна стать критерием, по которому вы и будете проверять всё, что заслуживает или не заслуживает включения в вашу презентацию.
2) Кто? Определитесь с аудиторией.
Важно выяснить потребности аудитории, степень её интереса, информированности, понимания, опыта, сопротивления и предрассудков, с которыми вы можете столкнуться.
3) Что?
Исходя из целей, определитесь, что вы стремитесь сообщить?
Что должно остаться в виде «сухого остатка» в сознании аудитории?
Желательно не более трёх основных моментов.

СТРУКТУРА.
Вступление.
Полное вступление состоит из пяти элементов (на каждый из них достаточно и одного предложения).
Приветственные любезности – просто поблагодарите людей за то, что они нашли время прийти на презентацию, и выразите надежду, что они не пожалеют о том, как его провели.
Представьтесь – ваше имя и должность, ваш опыт, если это существенно, а также добавьте некоторые детали о коллегах, которые здесь присутствуют.
Цели – что вы предполагаете объяснить, предложить или продемонстрировать на этой презентации. Это должно быть обязательно связано с тем, какую они рассчитывают получить выгоду от вашей презентации. Всё должно быть представлено с уклоном к их интересам, а не вашим: не «Что я собираюсь вам рассказать», а «То, что, как мне кажется, вы бы хотели узнать»
Карта маршрута – как долго продлится презентация, будет ли она разбита на части, будет ли перерыв на кофе и т.д.
Правила движения – в частности, хотите ли вы, чтобы люди прерывали ваше выступление вопросами или оставляли их до конца презентации? Прежде чем начать, объясните им порядок работы.
Подведение итогов (заключение).
Окончание презентации, как и её открытие, слишком важно, чтобы оставлять его на волю случая.
Именно в процессе работы над заключением вы должны возвратиться к первоначальному сообщению.
Цель презентации обязательно диктует окончание. Окончание обычно включает:
• краткое резюме важнейших фактов и аргументов и повтор ключевых видеофактов;
• рекомендации по стратегии поведения;
• предложения относительно ближайших шагов, если рекомендации приняты, с конкретными сроками;
• описание вспомогательной литературы по данной проблеме (если таковая имеется);
• благодарность за внимание;
• предложение задавать вопросы.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ. ВНУТРЕННЯЯ СТРУКТУРА.
В презентации выделяют три части «ситуация», «проблема», «рекомендации».
«Ситуация»
Обрисуйте ситуацию на сегодняшний день.
Так вы привлечёте всеобщее внимание к главной теме презентации.
Это не только способствует пониманию, этим вы завоёвываете признание аудитории. Ваша компетентность вселит в слушателей уверенность, что у вас с ними общие цели и вас стоит внимательно выслушать.
Эта часть презентации может состоять из пары предложений или потребовать длительного анализа того, как всё пришло к настоящему положению дела, но пока не оценивайте сложившуюся ситуацию. Покажите вашу компетентность и знание предмета.

«Проблема»
Именно тут вы даёте понять необходимость изменений, демонстрируя, почему настоящая ситуация не может продолжаться или почему будет неблагоразумно сохранять её.
Это должны быть или какие-то значительные перемены, или беспокойство, или благоприятная возможность, иначе бы вы не проводили презентацию.
Должны быть какие-то причины, почему дела не могут идти дальше так, как идут сейчас. Например, спрос меняется, конкуренты достигают успеха, меняется технология и т.д.
Расскажите, какие последствия может вызвать ситуация, если ничего не предпринимать.

«Рекомендации»
Два предыдущих раздела могут быть краткими, но этот формирует основную часть презентации, к тому же это то, чего вам нельзя упустить. Он может включать оценку альтернатив, демонстрацию продукции, сравнение цен, описание услуг, приведение примеров. В действительности это и есть то, что большинство людей имеют в виду, говоря о презентации. Но её успех во многом зависит от того, насколько хорошо вы подготовили почву двумя первыми этапами.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
КОНТРОЛЬНЫЙ СПИСОК ДЕЙСТВИЙ.
1. Определите конкретную цель презентации одним предложением.
2. Определитесь относительно аудитории.
3. Установите, какое впечатление вы хотели бы в итоге оставить у аудитории.
4. Решите, какие разделы включить в презентацию и каково назначение каждого раздела.
5. Разместите разделы в логическом порядке, учитывая время и определяя выступающего.
6. Подумайте о вступлении, которое сразу бы завоевало аудиторию.
7. Используйте такие приёмы, как «вопрос-ответ», чтобы заинтересовать слушателей.
8. Определитесь с величиной аудитории и решите, кого пригласить.
9. Решите, где проводить презентацию.
10. Проработайте весь проект презентации в поисках моментов, где интерес снижается.
11. Выявите аргументы или объяснения, которые слишком длинны или сложны, и упростите их.
12. Делайте разделы достаточно короткими, чтобы увеличить период повышенного внимания аудитории.
13. Убедитесь, что каждый раздел заканчивается важным сообщением.
14. Позаботьтесь, чтобы аудитория знала, что будет дальше.
15. Решите, что нужно запомнить слушателям, и придумайте, что сделать, чтобы они действительно это не забыли.

Работа с текстом.
1. Используйте разговорный язык.
2. Как правило, старайтесь самое важное помещать ближе к началу.
3. Используйте риторические вопросы как основу для фактов.
4. Используйте примеры.
5. Учитывайте различный уровень подготовки вашей аудитории.
6. Обращайтесь к аудитории так, словно это один человек.
7. Избегайте словесных и физических маннеризмов. (Например, слова-паразиты могут отвлекать аудиторию. То же относится и к постоянному верчению предметов в руках, почесыванию, «откручиванию» пуговиц на пиджаке во время выступления)
8. Вносите предложения в терминах выгод для клиента.

Использование визуальных вспомогательных средств.
1. Перед выбором каждого слайда подумайте, можно ли вообще без него обойтись.
2. Помните, слова на слайде – это не визуальное средство. Спросите себя: «Что покажет этот слайд аудитории?»
3. Не помещайте на слайд много слов.
4. Убедитесь, что слова изображены достаточно крупно, чтобы их можно было прочитать с самой дальней точки зала.
5. Сохраняйте простоту схем и чертежей.