МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление интеллектуальной собственностью
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.03.02. Менеджмент
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz38_03_02_Мен-35-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Т.А. Акимочкина

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, А.Ю. Горбунова

Рабочая программа дисциплины
Управление интеллектуальной собственностью

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 МЕНЕДЖМЕНТ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016г. №7)

составлена на основании учебного плана:
38.03.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 29.05.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.э.н., профессор Соколова Ольга Николаевна

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 29.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой к.э.н., профессор Соколова Ольга Николаевна

1. Цели освоения дисциплины

1.1.- сформировать комплекс знаний студентов в области правового, экономического и организационного управления интеллектуальной собственностью организации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3: владением навыками стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1. правовые нормы регулирования интеллектуальной собственности в РФ;
экономические и организационные основы управления интеллектуальной собственностиью компании.
3.2.Уметь:
3.2.1. применять полученные знания и находить и использовать информацию об управлении интеллектуальной собственностью;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыки стратегического анализа, разработки и осуществлении стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Правовые основы управления интеллектуальной собственностью.
1.1. Интеллектуальная собственность в РФ: основные понятия, правовая охрана и правовая защита. Лекции 4 1 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1
1.2. Интеллектуальная собственность в РФ: основные понятия, правовая охрана и правовая защита. Практические 4 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1
1.3. Изучение 4 части ГК РФ Сам. работа 4 24 ПК-3 Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1
Раздел 2. Управление интеллектуальной собственностью в организации.
2.1. Особенности учета, инвентаризации интеллектуальной собственности. Лекции 4 1 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1
2.2. Особенности учета, инвентаризации интеллектуальной собственности. Практические 4 1 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.1
2.3. Особенности учета, инвентаризации интеллектуальной собственности. Сам. работа 4 14 ПК-3 Л1.2, Л1.4, Л2.1
2.4. Особенности оценки стоимости интеллектуальной собственности. Лекции 4 0 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1
2.5. Особенности оценки стоимости интеллектуальной собственности. Практические 4 1 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.6. Особенности оценки стоимости интеллектуальной собственности. Сам. работа 4 11 ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.7. Особенности оценки стоимости интеллектуальной собственности. Лекции 4 1 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1
2.8. Особенности оценки стоимости интеллектуальной собственности. Сам. работа 4 22 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1
2.9. Особенности оценки стоимости интеллектуальной собственности. Практические 4 1 ПК-3 Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1
2.10. Управление процессами передачи прав на объекты интеллектуальной собственности. Лекции 4 1 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1
2.11. Управление процессами передачи прав на объекты интеллектуальной собственности. Практические 4 1 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1
2.12. Управление процессами передачи прав на объекты интеллектуальной собственности. Сам. работа 4 23 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см.приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств
см. Приложение
Приложения
Приложение 1.   ПК3 УИС 1.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Г.И. Гумерова, Э.Ш. Шаймиева Управление интеллектуальной собственностью : Учебное пособие Казань : Познание, 2014, 12.05.2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=257768
Л1.2 Г.Ф. Остапенко, В.Д. Остапенко Управление интеллектуальной собственностью : Учебное пособие М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016, 12.05.2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=453916
Л1.3 А.Н. Сычев Защита интеллектуальной собственности и патентоведение : Учебное пособие Томск : Эль Контент, 2012, 12.05.2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=208697
Л1.4 И.А. Борисенко Инновационный менеджмент: управление интеллектуальной собственностью : учебное пособие Воронеж : Воронежский государственный университет, 2003 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=39353
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Халецкая, Т.М. Основы управления интеллектуальной собственностью: Пособие Минск : ТетраСистемс, , 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=111932
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. КонсультантПлюс : справочно-правовая система [Электронный ресурс]
Э2 2. Гарант:справочно-правовая система [Электронный ресурс]
Э3 3. Федеральный портал по научной и инновационной деятельности : www.sci-innov.ru
Э4 4. Портал информационной поддержки инноваций и бизнеса «Инновации и предпринимательство» : www.innovbusiness.ru
Э5 5. Информационный интернет-канал «Наука и инновации» : www.rsci.ru
Э6 6. Электронное изд. «Наука и технологии России» : www.strf.ru
Э7 7. Информационный портал «ИнфоНТР» : www.infontr.ru
Э8 8. Информационно-справочный портал «Наука и инновации в регионах Рос-сии» : regions.extech.ru
Э9 Курс в MOODLE "Управление интеллектуальной собственностью" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4402
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4402
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и экономической литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
При желании студентом может быть подготовлен реферат, по тематике предложенной в настоящей рабочей программе или по теме предложенной студентом и предварительно согласованной с преподавателем.