МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся по химии
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование(с двумя профилями подготовки)
ПрофильБиология/Химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_БиХ-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.х.н., доцент кафедры органической химии, Микушина Ирина Владимировна

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся по химии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018г. №125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Базарнова Наталья Григорьевна

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Базарнова Наталья Григорьевна

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины является знакомство с теоретическими основаниями организации исследовательской деятельности учащихся по химии, принципами организации исследовательской деятельности учащихся в образовательном процессе школы, формирование навыков разработки методического обеспечения исследовательской деятельности учащихся в образовательном процессе школы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
ОПК-7: Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
ПК-3: Способен осуществлять развивающую деятельность в образовательном процессе
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные этапы развития науки;
- общенаучные методы проведения современного научного исследования;
- специальные методы научных исследований;
- общие требования к структуре, содержанию, языку и оформлению научных работ;
- основные принципы организации научной работы;
- требования к учебно-исследовательской и научно-исследовательской работе;
- принципы организации и планирования научной работы учащихся
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять необходимые методы научного исследования при разработке научных работ;
- использовать специальные методы при выполнении научных исследований;
- организовать и проводить научные исследования в процессе подготовки курсовых и дипломных работ;
- разрабатывать методические рекомендации по организации научно-исследовательской деятельности по результатам изучения научной литературы;
- осуществлять апробацию и внедрение методических разработок по организации научно-исследовательской деятельности в практику;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- выбора темы научной работы;
- оформления научно-исследовательских и учебно-исследовательских работ;
- организации и проведения мероприятий, направленных на развитие научно-исследовательской деятельности учащихся

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Роль науки в современном обществе и организационноисследовательские основы научной работы
1.1. Роль науки в развитии общества. Главные функции науки в обществе Лекции 7 2 ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.2. Научное исследование как форма существования и развития науки Практические 7 2 ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.3. Роль науки в современном обществе и организационноисследовательские основы научной работы Сам. работа 7 14 ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ПК-3 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Методология, методы и методики проведения научных исследований
2.1. Методология и методы научного исследования Лекции 7 2 ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.2. Специальные методы научных исследований Лекции 7 2 ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.3. Методика научного исследования Лекции 7 2 ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.4. Методология научного исследования Практические 7 2 ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.5. Логическая схема научного исследования Практические 7 2 ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.6. Практические 7 2 ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.7. Образовательный потенциал исследовательской деятельности учащихся Практические 7 2 ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.8. Методология, методы и методики проведения научных исследований Сам. работа 7 28 ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Виды и формы учебноисследовательской и научноисследовательской работы учащихся
3.1. Проектная деятельность обучающихся Лекции 7 2 ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ПК-3 Л1.1, Л2.1
3.2. Научно-исследовательская деятельность обучающихся Лекции 7 2 ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ПК-3 Л1.1, Л2.1
3.3. Требования к языку и оформлению научно-исследовательских работ Лекции 7 2 ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ПК-3 Л1.1, Л2.1
3.4. Формы научно-исследовательской работы учащихся и требования к их оформлению Практические 7 2 ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ПК-3 Л1.1, Л2.1
3.5. Развитие субъект-субъектных отношений при развитии исследовательской деятельности Практические 7 2 ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ПК-3 Л1.1, Л2.1
3.6. Содержание и формы исследовательской деятельности учащихся разных возрастных групп Практические 7 2 ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ПК-3 Л1.1, Л2.1
3.7. Методическое обеспечение исследовательской деятельности учащихся Лекции 7 2 ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ПК-3 Л1.1, Л2.1
3.8. Разработка методического обеспечения научно-исследовательской деятельности учащихся Практические 7 4 ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ПК-3 Л1.1, Л2.1
3.9. Виды и формы учебноисследовательской и научноисследовательской работы учащихся Сам. работа 7 30 ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ПК-3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Роль науки в современном обществе
2. Понятие «наука» и классификация наук.
3. Научное исследование и его характеристики.
4. Философия науки.
5. Великие ученые в истории науки.
6. Выдающиеся отечественные и зарубежные психологи.
7. Министерство образования и науки РФ, его функции.
8. Научная деятельность в высшем учебном заведении.
15
9. Методы междисциплинарного исследования..
10. Теоретический и эмпирический уровни научного исследования.
11. Значение математических моделей в научных исследованиях, их
основные типы в психологической науке.
12. Составить этапы научного исследования (на примере предмета «Общая
психология»)
13. Источники научной информации.
14. Систематизация научной и учебной информации.
15. Методика чтения научной литературы.
16. Научно-исследовательская работа студента вуза
17. Реферат, его назначение и структура.
18. Научный доклад. Тезисы доклада.
19. Научная статья, ее структура и содержание.
20. Курсовая работа и основные требования к ней.
21. Дипломная работа, основные требования к ней.
22. Особенности подготовки и защиты курсовых и дипломных работ.
23. Стили современного русского литературного языка (разговорный,
официально-деловой, публицистический, научный). Краткая характеристика.
24. Лексические, грамматические, стилистические особенности научного
стиля. Требования к языку студенческой научной работы.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств
1. Роль науки в развитии современного общества.
2. Понятие «наука» и «научное исследовании». Классификация наук.
3. Методология научного исследования.
4. Методы научного исследования, их классификация.
5. Системный метод научного исследования.
6. Методика научного исследования (планирование, прогнозирование,
выбор темы).
7 Источники научной информации и их классификация.
8. Современные и традиционные методы поиска, обработки и хранения
информации.
9. Методика чтения (виды чтения) научной литературы.
10. Требования к подготовке студента в области информационных
технологий.
и. Электронная библиотека как основа информационно-методической
поддержки научных исследований в вузе.
12. Ресурсы сети Интернет в научных исследованиях.
13. Требования к техническому оформлению научных студенческих работ.
14. Функциональные стили современного русского литературного языка.
15. Функциональный стиль научной прогнозы, его логические
(терминологические), грамматические и стилистические характеристики.
16. Виды научно-исследовательских студенческих работ.
17. Виды учебно-исследовательских студенческих работ.
18
18. Основные рекомендации по разработке научных статей и докладов.
19. Курсовая работа с исследовательскими целями и требования, предъявляемые к
ней.
20. Дипломная работа с исследовательскими целями и требования, предъявляемые
к ней.
21. Виды научно-исследовательских работ.
22. Современное информационное обеспечение научной работы.
23. Этика научно-исследовательской работы.
24. Значение системы «Антиплагиат» для обеспечения качества научноисследовательской работы.
25. Результаты научных исследований как интеллектуальная собственность.
26. Место научно подготовки специалиста в новой образовательной парадигме.
27. Виды научных публикаций (обзор).
28. Редактирование и рецензирование научных работ.
29 Культура устной и письменной речи студента.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Пак М.С. Теория и методика обучения химии: учебник: Издательство "Лань", 2018 https://e.lanbook.com/book/103909
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Пак М.С. Педагогическая диагностика в химическом образовании: Практикум: 2018-04-11: Учебные пособия Издательство "Лань", 2018 https://e.lanbook.com/book/104854
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Мicrosoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://fuji.viniti.msk.su/ - Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ)
http://www.gpntb.ru/win/search/ Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ России)
http://uwh.lib.msu.su/ - Научная библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова
Доступ онлайн Электронная библиотека eLIBRARY.RU
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеке АлтГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины