МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Патология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки33.05.01. специальность Фармация
СпециализацияФармация биофармпрепаратов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план33_05_01_Фарм-3-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 108
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Лабораторные 48 48 48 48
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 81 81 81 81
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Патология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 33.05.01 Фармация (уровень специалитет). (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №1037)

составлена на основании учебного плана:
33.05.01 ФАРМАЦИЯ
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование системы компетенций для усвоения теоретических основ современных представлений о патологических процессах, состояниях, реакциях и заболеваниях с использованием знаний об общих закономерностях и механизмах их возникновения, развития и завершения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-8 способностью к оценке морфофункциональных, физиологических состояний и патологических процессов в организме человека для решения профессиональных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- роль причинных факторов, условий и реактивности организма в возникновении заболеваний, т. е. основные закономерности общей этиологии;
- общие закономерности развития болезни;
- причины, механизмы развития и проявления типовых патологических процессов, лежащих в основе различных заболеваний;
- этиологию, патогенез, ведущие проявления и исходы наиболее важных дистрофических (деструктивных), гемодинамических, воспалительных, аллергических и иммунопатологических, опухолевых и других болезней;
- принципы фармакологической коррекции типовых патологических процессов, а
также принципы этиотропной, патогенетической, саногенетической и симптоматической терапии наиболее важных заболеваний;
- роль патологии в развитии отечественной медицины и фармации, испытании и
внедрении новых лекарственных средств для профилактики и лечения болезней.

3.2.Уметь:
3.2.1.- правильно интерпретировать и применять основные понятия общей патологии при изучении фармацевтической и медицинской литературы и при совместной работе с медицинскими специалистами;
- ориентироваться в вопросах общей нозологии, включая этиологию, патогенез и саногенез;
- представлять роль типовых патологических процессов в динамике развития различных по этиологии и патогенезу заболеваний – дистрофических (деструктивных), гемодинамических, воспалительных, аллергических и иммунопатологических, опухолевых и других;
- объяснять действие лекарственных препаратов, назначаемых специалистами, исходя из этиологии, патогенеза и проявлений болезни;
- использовать знание патологии для объяснения населению необходимости строгого соблюдения правил использования лекарственных препаратов и возможных осложнений при нарушении назначений или самолечении.


3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- оценкой течения типовых патологических процессов, анализа механизмов их развития и взаимодействия во время болезни, аргументации показаний или противопоказаний использования тех или иных групп лекарственных средств (метаболических, антигипоксических, противовоспалительных, противоаллергических,
иммуномодулирующих, противоопухолевых и др.);
- анализа этиологии, патогенеза и саногенеза наиболее распространенных болезней человека, механизмов формирования симптомов и синдромов, аргументации использования этиотропной, патогенетической, саногенетической и симптоматической терапии.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Патология обмена
1.1. Общая патология и ее место в системе медицинского образования. Общие вопросы повреждения. Физико-химические и биофизические механизмы повреждения. Лекции 4 2 ОПК-8 Л1.1
1.2. Патология жирового и белкового обмена. Лекции 4 2 ОПК-8 Л1.1
1.3. Патология углеводного обмена. Сахарный диабет. Лекции 4 2 ОПК-8 Л1.1
1.4. Патология водно- минерального обмена и кислотно-основного состояния. Лекции 4 2 ОПК-8 Л1.1
1.5. Патология клетки. Некроз. Лабораторные 4 4 ОПК-8 Л1.1
1.6. Атрофия. Гипертрофия, гиперплазия, регенерация. Лабораторные 4 2 ОПК-8 Л1.1
1.7. Патология водно-солевого обмена. Отеки. Лабораторные 4 2 ОПК-8 Л1.1
1.8. № 1.Текущий контроль Практические 4 2 ОПК-8 Л1.1
1.9. Патология обмена Сам. работа 4 20 ОПК-8 Л1.1
Раздел 2. Воспалительный процесс
2.1. Воспаление. Нарушение терморегуляции. Лекции 4 2 ОПК-8 Л1.1
2.2. Экстремальные состояния. Лекции 4 2 ОПК-8 Л1.1
2.3. Экссудативное и продуктивное воспаление. Лабораторные 4 2 ОПК-8 Л1.1
2.4. Аллергия. Лабораторные 4 2 ОПК-8 Л1.1
2.5. № 2.Текуший контроль Практические 4 2 ОПК-8 Л1.1
2.6. Воспалительный процесс Сам. работа 4 5 ОПК-8 Л1.1
Раздел 3. Опухолевый процесс
3.1. Опухоли. Этиология и патогенез. Лекции 4 2 ОПК-8 Л1.1
3.2. Общие вопросы опухолевого роста. Вопросы этиологии и патогенеза опухолей. Лабораторные 4 2 ОПК-8 Л1.1
3.3. Эпителиальные опухоли. Лабораторные 4 2 ОПК-8 Л1.1
3.4. Опухоли мезенхимального происхождения. Лабораторные 4 2 ОПК-8 Л1.1
3.5. № 3.Текущий контроль Практические 4 2 ОПК-8 Л1.1
3.6. Опухолевый процесс Сам. работа 4 5 ОПК-8 Л1.1
Раздел 4. Патология системы кровообращения
4.1. Нарушение периферического кровообращения и микроциркуляции. Гипоксия и гипероксия. Лекции 4 2 ОПК-8 Л1.1
4.2. Патология системы крови. Лекции 4 2 ОПК-8 Л1.1
4.3. Общая патология сердечно-сосудистой системы. Лекции 4 2 ОПК-8 Л1.1
4.4. Анемии. Лабораторные 4 2 ОПК-8 Л1.1
4.5. Гемобластозы. Лабораторные 4 2 ОПК-8 Л1.1
4.6. Патология сердечно-сосудистой системы. Артериальная гипертензия. Атеросклероз. ИБС. Лабораторные 4 2 ОПК-8 Л1.1
4.7. Нарушение проводимости, сократимости и возбудимости сердца. Изменения ЭКГ при патологии. Лабораторные 4 2 ОПК-8 Л1.1
4.8. Нарушение работы сердца в условиях патологии. Ревматизм. Пороки сердца. Лабораторные 4 2 ОПК-8 Л1.1
4.9. № 4.Решение ситуационных задач. Кардиология. Практические 4 4 ОПК-8 Л1.1
4.10. № 5.Решение ситуационных задач Практические 4 4 ОПК-8 Л1.1
4.11. № 6.Текущий контроль Практические 4 2 ОПК-8 Л1.1
4.12. Патология системы кровообращения Сам. работа 4 20 ОПК-8 Л1.1
Раздел 5. Патология ЖКТ, дыхательной и мочевыводящей системы
5.1. Общая патология органов дыхания, выделения, ЖКТ Лекции 4 0 ОПК-8 Л1.1
5.2. Острые воспалительные заболевания легких. Одышка. Лабораторные 4 2 ОПК-8 Л1.1
5.3. ХОБЛ. Пневмокониозы. Лабораторные 4 2 ОПК-8 Л1.1
5.4. Нарушение функции почек. Функциональны е пробы. Лабораторные 4 2 ОПК-8 Л1.1
5.5. Болезни почек. Лабораторные 4 2 ОПК-8 Л1.1
5.6. Патология ЖКТ. Язвенная болезнь Лабораторные 4 2 ОПК-8 Л1.1
5.7. Патология печени: гепатиты, гепатозы, цирроз, новообразования. Желтухи. Патогенное действие желчи на организм. Лабораторные 4 2 ОПК-8 Л1.1
5.8. № 7.Решение ситуационных задач. Пульмонология Практические 4 2 ОПК-8 Л1.1
5.9. № 8.Решение ситуационных задач. Пульмонология Практические 4 2 ОПК-8 Л1.1
5.10. № 9.Промежуточный контроль Практические 4 2 ОПК-8 Л1.1
5.11. № 10.Решение ситуационных задач. Гастроэтерология. Практические 4 2 ОПК-8 Л1.1
5.12. № 11. Решение ситуационных задач. Нефрология. Практические 4 2 ОПК-8 Л1.1
5.13. № 12.Текущий контроль Практические 4 2 ОПК-8 Л1.1
5.14. Патология органов дыхания, выделения, ЖКТ Сам. работа 4 20 ОПК-8 Л1.1
Раздел 6. Патология желез внутренней секреции
6.1. Общая патология эндокринной системы. О сновные эндокринные синдромы. Лекции 4 2 ОПК-8 Л1.1
6.2. Патология желез внутренней секреции. Сахарный диабет. Лабораторные 4 2 ОПК-8 Л1.1
6.3. № 13.Решение ситуационных задач. Эндокринология Практические 4 4 ОПК-8 Л1.1
6.4. № 14.Текущий контроль Практические 4 2 ОПК-8 Л1.1
6.5. Патология желез внутренней секреции Сам. работа 4 5 ОПК-8 Л1.1
Раздел 7. Инфекционный процесс
7.1. Инфекционный процесс. Лекции 4 2 ОПК-8 Л1.1
7.2. Инфекционная патология. Риккетсиозы. Лабораторные 4 2 ОПК-8 Л1.1
7.3. Кишечные инфекции. Лабораторные 4 2 ОПК-8 Л1.1
7.4. Туберкулез. Сифилис. Сепсис. Лабораторные 4 2 ОПК-8 Л1.1
7.5. Инфекционный процесс Сам. работа 4 6 ОПК-8 Л1.1
7.6. № 15. Итоговое тестирование Практические 4 2 ОПК-8 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Смотри Приложение.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предполагается
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Смотри Приложение.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. Е. Красников, Е. А. Чагина. Патофизиология: общая нозология : учебное пособие для вузов /.: М. : Издательство Юрайт,, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Кожин, А.А. Основы патологии : учебное пособие / А.А. Кожин ; Федеральное агентство по образованию Российской Федерации, Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Южный федеральный университет", Физический факультет. - Ростов-н/Д : Издательство Южного федерального университета, 2008. - 256 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=240996
Э2 Недзьведь, М.К. Патологическая анатомия и патологическая физиология : учебник / М.К. Недзьведь, Ф.И. Висмонт, Т.М. Недзьведь. - 2-е изд. (1-е изд. 2007 г.). - Минск : Вышэйшая школа, 2010. - 272 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=109935
Э3 Патофизиология обмена веществ : учебное пособие / под ред. В.Н. Цыгана. - СПб. : СпецЛит, 2013. - 339 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=253728
Э4 Тарасова, О.Л. Частная патология : курс лекций / О.Л. Тарасова, А.В. Сапего, И.А. Полковников ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет», Кафедра медико-биологических основ физического воспитания и спортивных дисциплин. - Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2014. - 236 с URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=278935
Э5 Физиологические показатели человека при патологии : учебное пособие / А.В. Дергунов, О.В. Леонтьев, С.А. Парцерняк и др. - СПб. : СпецЛит, 2014. - 224 с URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=253971
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
112Л лаборатория анатомии, гистологии и цитологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя - 1; доска меловая 1 шт.; шкаф для хранения наглядного материала по анатомии и цитологии – 3 шт.; шкаф для хранения аксессуаров по ВИВР; тумбочки для хранения инструментов и оборудования – 3 шт.; электрифицированные лабораторные столы – 8 шт.; лабораторные столы – 2 шт.; раковина; компьютер: марка Samsung модель Sync Master 783DF - 1 единица; коллекция костей скелета и муляжей внутренних органов человека; наглядный материал по анатомии человека (схемы, планшеты, рисунки); ростомер электронный РЭП; микроскопы: Альтами 104; Микромед 1 вар. 1-20; Биолам.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Обучение дисциплине «Патология» складывается из аудиторных занятий и самостоятельной работы. Основное учебное время выделяется на практическую работу. Работа с учебной литературой рассматривается как вид учебной работы по дисциплине и выполняется в пределах часов самостоятельной работы студентов, отводимых на её изучение. Различные виды учебной работы, включая самостоятельную работу студента, способствуют самосовершенствованию и обучению обработки научных источников информации, к формированию системного подхода к анализу медицинской информации. В соответствии с требованиями ФГОС ВО необходимо широко использовать в учебном процессе активные и интерактивные формы проведения занятий (компьютерные симуляции, разбор конкретных ситуаций и т.д.). Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составляет не менее 5% аудиторных занятий. Лекции составляют не более 30% от аудиторной работы. Для успешного и плодотворного обучения и освоения студентами программы по нормальной физиологии отдается предпочтение индивидуальной работе студента. При подготовке и проведении практического занятия оценивается исходный уровень знаний каждого студента согласно вопросам в ФОС, приведенных в методических разработках к каждой теме. После чего с помощью наглядных пособий проводится разбор материала по данной теме, далее, выполняются лабораторные работы, согласно разделу "Содержание" и оформляются рабочие тетради. Преподавание дисциплины «Патология» предполагает тесную интеграцию с другими дисциплинами. Методы, применяемые при изучении «Патологии»: - макроскопия; - микроскопия.
Методы, используемые на живом человеке: - электрокардиография; - электромиография; - спирометрия; - определение гемоглобина, группы крови и резус-фактора; - подсчет форменных элементов крови в камере Горяева. - измерение артериального давления. Каждый лекционно-лабораторный раздел заканчивается устным итоговым занятием, которое позволяет определить уровень усвоения обязательных знаний и умений по данному циклу занятий.
Занятие проводится по следующей схеме: 1. Опрос студентов 2. Объяснение нового материала 3. Самостоятельное выполнение студентами лабораторных работ при активной консультации преподавателя. 4. Оформление и защита отчета.
Контроль сформированности компетенций проводится по общей схеме: 1. Тестовый контроль 2. Теоретический вопрос 3. Проверка практических навыков 4. Ситуационная задача