МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Концертмейстерский класс
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 61
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость14 ЗЕТ
Учебный планz53_03_02_МИИ-234-2020
Часов по учебному плану 504
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 432
контроль 40
Виды контроля по курсам
экзамены: 2, 3, 4, 5
диф. зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 2 3 4 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Практические 8 8 8 8 8 8 8 8 32 32
Сам. работа 127 127 55 55 127 127 123 123 432 432
Часы на контроль 9 9 9 9 9 9 13 13 40 40
Итого 144 144 72 72 144 144 144 144 504 504

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Концертмейстерский класс

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №1010)

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 61

Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 61

Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Создание предпосылок и условий для самостоятельной работы студента с аккомпанементом.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-13: способностью осуществлять исполнительскую деятельность и планировать свою индивидуальную деятельность в учреждениях культуры
ПК-31: готовностью к показу своей исполнительской работы (соло, в ансамбле, с оркестром, с хором, в лекциях-концертах) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, клубах, дворцах и домах культуры, на различных сценических площадках, к организации и подготовке творческих проектов в области музыкального искусства, к осуществлению связей со средствами массовой информации, образовательными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, учреждениями культуры (филармониями, концертными организациями, агентствами), различными слоями населения с целью пропаганды достижений музыкального искусства и культуры
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.обширный репертуар, включающий произведения разных эпох, национальных школ, жанров и стилей в соответствии с программными требованиями
3.2.Уметь:
3.2.1.аккомпанировать вокалистам, исполнителям на других инструментах
читать нотный текст с листа и транспонировать его
осуществлять репетиционную работу в качестве концертмейстера
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыки работы в качестве концертмейстера в процессе подготовки к исполнению произведений различных стилей и жанров с привлечением к репетициям и концертным выступлениям солистов-иллюстраторов
навыки репетиционной работы с солистами

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Элементы концертмейстерской работы
1.1. Партия сопровождения как равноценная часть произведения. Анализ композиционной структуры, характера фактуры аккомпанемента. Специфика аккомпанемента вокальных и инструментальных произведений Практические 2 2 ПК-13 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.2. Изучение основной и дополнительной литературы. Развитие практических навыков, необходимых для концертмейстерской работы во всех ее видах. Сам. работа 2 42 ПК-13 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Концертмейстерская работа с солистом.
2.1. Музыкально-исполнительские навыки концертмейстера. Формирование умений ансамблевого музицирования с солистом. Изучение произведений различных стилей, эпох, композиторов. Практические 2 2 ПК-13 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.2. Изучение основной и дополнительной литературы. Развитие практических навыков, необходимых для концертмейстерской работы во всех ее видах. Сам. работа 2 42 ПК-13 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Пение под собственный аккомпанемент
3.1. Осуществление слухового контроля за соотношением звучания голоса и аккомпанемента. Ауфтакт и дыхание. Практические 2 4 ПК-13 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.2. Изучение основной и дополнительной литературы. Развитие практических навыков, необходимых для концертмейстерской работы во всех ее видах. Сам. работа 2 43 ПК-13 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Эскизная работа над аккомпанементами вокальных и инструментальных произведений
4.1. Развитие чувства ансамбля. Контроль за звучностью и динамикой аккомпанемента. Преодоление технических трудностей сопровождения. Практические 3 4 ПК-13 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.2. Изучение основной и дополнительной литературы. Развитие практических навыков, необходимых для концертмейстерской работы во всех ее видах. Сам. работа 3 27 ПК-13 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Чтение с листа и транспонирование репертуарных произведений.
5.1. Свободное чтение нотного текста с листа. Ознакомление с различной музыкальной литературой. Расширение музыкального кругозора. Практические 3 4 ПК-13 Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.2. Развитие практических навыков чтения аккомпанемента с листа. Сам. работа 3 28 ПК-13 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Навыки концертного исполнительства
6.1. Решение собственно исполнительских задач концертмейстерской работы. Подготовка к выступлениям и участие в концертах в качестве концертмейстера. Практические 4 4 ПК-13, ПК-31 Л3.1, Л2.1, Л1.1
6.2. Изучение основной и дополнительной литературы. Развитие практических навыков, необходимых для концертмейстерской работы в условиях сценического выступления. Сам. работа 4 63 ПК-13, ПК-31 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Репетиционная работа с солистами
7.1. Специфика работы с вокалистами, с инструменталистами. Регистровка, динамика, штрихи, особенности фактуры. Практические 4 4 ПК-13, ПК-31 Л3.1, Л2.1, Л1.1
7.2. Изучение основной и дополнительной литературы. Развитие практических навыков, необходимых для концертмейстерской работы с солистами. Сам. работа 4 64 ПК-13, ПК-31 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 8. Психологическая компетентность концертмейстера
8.1. Психологические факторы профессионального сотрудничества концертмейстера с солистом. Практические 5 4 ПК-13, ПК-31 Л3.1, Л2.1, Л1.1
8.2. Изучение основной и дополнительной литературы. Развитие практических навыков, необходимых для концертмейстерской работы с солистами. Сам. работа 5 61 ПК-13, ПК-31 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 9. Подготовка концертной программы
9.1. Выбор и освоение программы, предварительная работа с солистами. Планирование и осуществление репетиционной работы в ансамбле с солистом. Практические 5 4 ПК-13 Л3.1, Л2.1, Л1.1
9.2. Изучение основной и дополнительной литературы. Запись репетиционной работы и анализ результатов. Сам. работа 5 62 ПК-13 Л3.1, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
см.приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гончарук А. Ю. Музыкально-исполнительское искусство: Учебная литература для ВУЗов Директ-Медиа, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=461212
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Борисова Е. Н., Глазкова Т. В. Профессиональное общение музыкантов: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Согласие, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=430105
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Барченкова М.Д., Осипенкова А.Т. Англо-русский словарь музыкальных терминов: Словари Издательство "ФЛИНТА", 2014 https://e.lanbook.com/book/63061
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 https://imslp.org/
Э2 http://www.notarhiv.ru/
Э3 http://notes.tarakanov.net/
Э4 Курс "Концертмейстерский класс" в Moodle https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4319
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
119Д специализированная учебная аудитория - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Рабочее место преподавателя; учебная мебель
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Специфика работы концертмейстера состоит в том, что он должен быть «универсальным» музыкантом, так как ему приходится сотрудничать с солистами разных специальностей. Важно уметь хорошо читать с листа. В деятельности концертмейстера объединяются творческие, педагогические и психологические функции, которые трудно отделить друг от друга в учебных, концертных или конкурсных ситуациях. Аккомпанемент в инструментальных произведениях имеет свою специфику. Солист и концертмейстер в художественном смысле должны являться членами единого музыкального организма. Концертмейстеру необходимо слышать все детали партии солиста, соизмерять звучность своего инструмента с возможностями солирующего инструменталиста или вокалиста.