Закреплена за кафедрой | Кафедра органической химии |
---|---|
Направление подготовки | 33.05.01. специальность Фармация |
Специализация | Фармация биофармпрепаратов |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | 33_05_01_Фарм-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Лабораторные | 38 | 38 | 38 | 38 |
Практические | 28 | 28 | 28 | 28 |
Сам. работа | 103 | 103 | 103 | 103 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра органической химии
Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.
1.1. | формирование системы компетенций для усвоения теоретических основ современных представлений о патологических процессах, состояниях, реакциях и заболеваниях с использованием знаний об общих закономерностях и механизмах их возникновения, развития и завершения. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06 |
ОПК-2 | Способен применять знания о морфофункциональных особенностях, физиологических состояниях и патологических процессах в организме человека для решения профессиональных задач |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - роль причинных факторов, условий и реактивности организма в возникновении заболеваний, т. е. основные закономерности общей этиологии; - общие закономерности развития болезни; - причины, механизмы развития и проявления типовых патологических процессов, лежащих в основе различных заболеваний; - этиологию, патогенез, ведущие проявления и исходы наиболее важных дистрофических (деструктивных), гемодинамических, воспалительных, аллергических и иммунопатологических, опухолевых и других болезней; - принципы фармакологической коррекции типовых патологических процессов, а также принципы этиотропной, патогенетической, саногенетической и симптоматической терапии наиболее важных заболеваний; - роль патологии в развитии отечественной медицины и фармации, испытании и внедрении новых лекарственных средств для профилактики и лечения болезней. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - правильно интерпретировать и применять основные понятия общей патологии при изучении фармацевтической и медицинской литературы и при совместной работе с медицинскими специалистами; - ориентироваться в вопросах общей нозологии, включая этиологию, патогенез и саногенез; - представлять роль типовых патологических процессов в динамике развития различных по этиологии и патогенезу заболеваний – дистрофических (деструктивных), гемодинамических, воспалительных, аллергических и иммунопатологических, опухолевых и других; - объяснять действие лекарственных препаратов, назначаемых специалистами, исходя из этиологии, патогенеза и проявлений болезни; - использовать знание патологии для объяснения населению необходимости строгого соблюдения правил использования лекарственных препаратов и возможных осложнений при нарушении назначений или самолечении. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - оценкой течения типовых патологических процессов, анализа механизмов их развития и взаимодействия во время болезни, аргументации показаний или противопоказаний использования тех или иных групп лекарственных средств (метаболических, антигипоксических, противовоспалительных, противоаллергических, иммуномодулирующих, противоопухолевых и др.); - анализа этиологии, патогенеза и саногенеза наиболее распространенных болезней человека, механизмов формирования симптомов и синдромов, аргументации использования этиотропной, патогенетической, саногенетической и симптоматической терапии. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Патология обмена | ||||||
1.1. | Общая патология и ее место в системе медицинского образования. Общие вопросы повреждения. Физико-химические и биофизические механизмы повреждения. | Лекции | 4 | 2 | ОПК-2 | Л1.1 |
1.2. | Патология жирового и белкового обмена. | Лекции | 4 | 2 | ОПК-2 | Л1.1 |
1.3. | Патология углеводного обмена. Сахарный диабет. | Лекции | 4 | 2 | ОПК-2 | Л1.1 |
1.4. | Патология водно- минерального обмена и кислотно-основного состояния. | Лекции | 4 | 2 | ОПК-2 | Л1.1 |
1.5. | Патология клетки. Некроз. | Лабораторные | 4 | 1 | ОПК-2 | Л1.1 |
1.6. | Атрофия. Гипертрофия, гиперплазия, регенерация. | Лабораторные | 4 | 1 | ОПК-2 | Л1.1 |
1.7. | Патология водно-солевого обмена. Отеки. | Лабораторные | 4 | 2 | ОПК-2 | Л1.1 |
1.8. | № 1.Текущий контроль | Практические | 4 | 1 | ОПК-2 | Л1.1 |
1.9. | Патология обмена | Сам. работа | 4 | 20 | ОПК-2 | Л1.1 |
Раздел 2. Воспалительный процесс | ||||||
2.1. | Воспаление. Нарушение терморегуляции. | Лекции | 4 | 1 | ОПК-2 | Л1.1 |
2.2. | Экстремальные состояния. | Лекции | 4 | 1 | ОПК-2 | Л1.1 |
2.3. | Экссудативное и продуктивное воспаление. | Лабораторные | 4 | 2 | ОПК-2 | Л1.1 |
2.4. | Аллергия. | Лабораторные | 4 | 2 | ОПК-2 | Л1.1 |
2.5. | № 2.Текуший контроль | Практические | 4 | 1 | ОПК-2 | Л1.1 |
2.6. | Воспалительный процесс | Сам. работа | 4 | 10 | ОПК-2 | Л1.1 |
Раздел 3. Опухолевый процесс | ||||||
3.1. | Опухоли. Этиология и патогенез. | Лекции | 4 | 2 | ОПК-2 | Л1.1 |
3.2. | Общие вопросы опухолевого роста. Вопросы этиологии и патогенеза опухолей. | Лабораторные | 4 | 2 | ОПК-2 | Л1.1 |
3.3. | Эпителиальные опухоли. | Лабораторные | 4 | 2 | ОПК-2 | Л1.1 |
3.4. | Опухоли мезенхимального происхождения. | Лабораторные | 4 | 2 | ОПК-2 | Л1.1 |
3.5. | № 3.Текущий контроль | Практические | 4 | 1 | ОПК-2 | Л1.1 |
3.6. | Опухолевый процесс | Сам. работа | 4 | 10 | ОПК-2 | Л1.1 |
Раздел 4. Патология системы кровообращения | ||||||
4.1. | Нарушение периферического кровообращения и микроциркуляции. Гипоксия и гипероксия. | Лекции | 4 | 1 | ОПК-2 | Л1.1 |
4.2. | Патология системы крови. | Лекции | 4 | 1 | ОПК-2 | Л1.1 |
4.3. | Общая патология сердечно-сосудистой системы. | Лекции | 4 | 1 | ОПК-2 | Л1.1 |
4.4. | Анемии. | Лабораторные | 4 | 2 | ОПК-2 | Л1.1 |
4.5. | Гемобластозы. | Лабораторные | 4 | 2 | ОПК-2 | Л1.1 |
4.6. | Патология сердечно-сосудистой системы. Артериальная гипертензия. Атеросклероз. ИБС. | Лабораторные | 4 | 2 | ОПК-2 | Л1.1 |
4.7. | Нарушение проводимости, сократимости и возбудимости сердца. Изменения ЭКГ при патологии. | Лабораторные | 4 | 2 | ОПК-2 | Л1.1 |
4.8. | Нарушение работы сердца в условиях патологии. Ревматизм. Пороки сердца. | Лабораторные | 4 | 2 | ОПК-2 | Л1.1 |
4.9. | № 4.Решение ситуационных задач. Кардиология. | Практические | 4 | 4 | ОПК-2 | Л1.1 |
4.10. | № 5.Решение ситуационных задач | Практические | 4 | 4 | ОПК-2 | Л1.1 |
4.11. | № 6.Текущий контроль | Практические | 4 | 2 | ОПК-2 | Л1.1 |
4.12. | Патология системы кровообращения | Сам. работа | 4 | 20 | ОПК-2 | Л1.1 |
Раздел 5. Патология ЖКТ, дыхательной и мочевыводящей системы | ||||||
5.1. | Общая патология органов дыхания, выделения, ЖКТ | Лекции | 4 | 1 | ОПК-2 | Л1.1 |
5.2. | Острые воспалительные заболевания легких. Одышка. | Лабораторные | 4 | 1 | ОПК-2 | Л1.1 |
5.3. | ХОБЛ. Пневмокониозы. | Лабораторные | 4 | 1 | ОПК-2 | Л1.1 |
5.4. | Нарушение функции почек. Функциональны е пробы. | Лабораторные | 4 | 2 | ОПК-2 | Л1.1 |
5.5. | Болезни почек. | Лабораторные | 4 | 2 | ОПК-2 | Л1.1 |
5.6. | Патология ЖКТ. Язвенная болезнь | Лабораторные | 4 | 1 | ОПК-2 | Л1.1 |
5.7. | Патология печени: гепатиты, гепатозы, цирроз, новообразования. Желтухи. Патогенное действие желчи на организм. | Лабораторные | 4 | 1 | ОПК-2 | Л1.1 |
5.8. | № 7.Решение ситуационных задач. Пульмонология | Практические | 4 | 2 | ОПК-2 | Л1.1 |
5.9. | № 8.Решение ситуационных задач. Пульмонология | Практические | 4 | 2 | ОПК-2 | Л1.1 |
5.10. | № 9.Промежуточный контроль | Практические | 4 | 2 | ОПК-2 | Л1.1 |
5.11. | № 10.Решение ситуационных задач. Гастроэтерология. | Практические | 4 | 2 | ОПК-2 | Л1.1 |
5.12. | № 11. Решение ситуационных задач. Нефрология. | Практические | 4 | 2 | ОПК-2 | Л1.1 |
5.13. | № 12.Текущий контроль | Практические | 4 | 1 | ОПК-2 | Л1.1 |
5.14. | Патология органов дыхания, выделения, ЖКТ | Сам. работа | 4 | 20 | ОПК-2 | Л1.1 |
Раздел 6. Патология желез внутренней секреции | ||||||
6.1. | Общая патология эндокринной системы. О сновные эндокринные синдромы. | Лекции | 4 | 2 | ОПК-2 | Л1.1 |
6.2. | Патология желез внутренней секреции. Сахарный диабет. | Лабораторные | 4 | 2 | ОПК-2 | Л1.1 |
6.3. | № 13.Решение ситуационных задач. Эндокринология | Практические | 4 | 2 | ОПК-2 | Л1.1 |
6.4. | № 14.Текущий контроль | Практические | 4 | 1 | ОПК-2 | Л1.1 |
6.5. | Патология желез внутренней секреции | Сам. работа | 4 | 13 | ОПК-2 | Л1.1 |
Раздел 7. Инфекционный процесс | ||||||
7.1. | Инфекционный процесс. | Лекции | 4 | 2 | ОПК-2 | Л1.1 |
7.2. | Инфекционная патология. Риккетсиозы. | Лабораторные | 4 | 1 | ОПК-2 | Л1.1 |
7.3. | Кишечные инфекции. | Лабораторные | 4 | 1 | ОПК-2 | Л1.1 |
7.4. | Туберкулез. Сифилис. Сепсис. | Лабораторные | 4 | 2 | ОПК-2 | Л1.1 |
7.5. | Инфекционный процесс | Сам. работа | 4 | 10 | ОПК-2 | Л1.1 |
7.6. | № 15. Итоговое тестирование | Практические | 4 | 1 | ОПК-2 | Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Смотри Приложение. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предполагается |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Смотри Приложение. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | В. Е. Красников, Е. А. Чагина. | Патофизиология: общая нозология : учебное пособие для вузов /.: | М. : Издательство Юрайт,, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Кожин, А.А. Основы патологии : учебное пособие / А.А. Кожин ; Федеральное агентство по образованию Российской Федерации, Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Южный федеральный университет", Физический факультет. - Ростов-н/Д : Издательство Южного федерального университета, 2008. - 256 с. | URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=240996 | ||
Э2 | Недзьведь, М.К. Патологическая анатомия и патологическая физиология : учебник / М.К. Недзьведь, Ф.И. Висмонт, Т.М. Недзьведь. - 2-е изд. (1-е изд. 2007 г.). - Минск : Вышэйшая школа, 2010. - 272 с. | URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=109935 | ||
Э3 | Патофизиология обмена веществ : учебное пособие / под ред. В.Н. Цыгана. - СПб. : СпецЛит, 2013. - 339 с. | URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=253728 | ||
Э4 | Тарасова, О.Л. Частная патология : курс лекций / О.Л. Тарасова, А.В. Сапего, И.А. Полковников ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет», Кафедра медико-биологических основ физического воспитания и спортивных дисциплин. - Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2014. - 236 с | URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=278935 | ||
Э5 | Физиологические показатели человека при патологии : учебное пособие / А.В. Дергунов, О.В. Леонтьев, С.А. Парцерняк и др. - СПб. : СпецЛит, 2014. - 224 с | URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=253971 | ||
Э6 | Патологическая анатомия и физиология (патология). Курс на ЕОП АлтГУ | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
112Л | лаборатория анатомии, гистологии и цитологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя - 1; доска меловая 1 шт.; шкаф для хранения наглядного материала по анатомии и цитологии – 3 шт.; шкаф для хранения аксессуаров по ВИВР; тумбочки для хранения инструментов и оборудования – 3 шт.; электрифицированные лабораторные столы – 8 шт.; лабораторные столы – 2 шт.; раковина; компьютер: марка Samsung модель Sync Master 783DF - 1 единица; коллекция костей скелета и муляжей внутренних органов человека; наглядный материал по анатомии человека (схемы, планшеты, рисунки); ростомер электронный РЭП; микроскопы: Альтами 104; Микромед 1 вар. 1-20; Биолам. |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Обучение дисциплине «Патология» складывается из аудиторных занятий и самостоятельной работы. Основное учебное время выделяется на практическую работу. Работа с учебной литературой рассматривается как вид учебной работы по дисциплине и выполняется в пределах часов самостоятельной работы студентов, отводимых на её изучение. Различные виды учебной работы, включая самостоятельную работу студента, способствуют самосовершенствованию и обучению обработки научных источников информации, к формированию системного подхода к анализу медицинской информации. В соответствии с требованиями ФГОС ВО необходимо широко использовать в учебном процессе активные и интерактивные формы проведения занятий (компьютерные симуляции, разбор конкретных ситуаций и т.д.). Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составляет не менее 5% аудиторных занятий. Лекции составляют не более 30% от аудиторной работы. Для успешного и плодотворного обучения и освоения студентами программы по нормальной физиологии отдается предпочтение индивидуальной работе студента. При подготовке и проведении практического занятия оценивается исходный уровень знаний каждого студента согласно вопросам в ФОС, приведенных в методических разработках к каждой теме. После чего с помощью наглядных пособий проводится разбор материала по данной теме, далее, выполняются лабораторные работы, согласно разделу "Содержание" и оформляются рабочие тетради. Преподавание дисциплины «Патология» предполагает тесную интеграцию с другими дисциплинами. Методы, применяемые при изучении «Патологии»: - макроскопия; - микроскопия. Методы, используемые на живом человеке: - электрокардиография; - электромиография; - спирометрия; - определение гемоглобина, группы крови и резус-фактора; - подсчет форменных элементов крови в камере Горяева. - измерение артериального давления. Каждый лекционно-лабораторный раздел заканчивается устным итоговым занятием, которое позволяет определить уровень усвоения обязательных знаний и умений по данному циклу занятий. Занятие проводится по следующей схеме: 1. Опрос студентов 2. Объяснение нового материала 3. Самостоятельное выполнение студентами лабораторных работ при активной консультации преподавателя. 4. Оформление и защита отчета. Контроль сформированности компетенций проводится по общей схеме: 1. Тестовый контроль 2. Теоретический вопрос 3. Проверка практических навыков 4. Ситуационная задача |