Закреплена за кафедрой | Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций |
---|---|
Направление подготовки | 38.05.01. специальность Экономическая безопасность |
Специализация | Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 8 ЗЕТ |
Учебный план | 38_05_01_ЭБ-5-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | 4 (8) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 15,5 | 23 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 30 | 30 | 30 | 30 | 60 | 60 |
Практические | 42 | 42 | 42 | 42 | 84 | 84 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 | 144 | 144 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 | 288 | 288 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Протокол от 29.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой к.э.н., доцент Рудакова О.Ю.
1.1. | 1 - сформировать теоретические и практические навыки по выявлению, оценке рисков и способов их снижения в процессах разработки и принятия управленческих решений; 2 - овладеть навыками применять основные методы снижения степени риска при принятии управленческих решений, связанных с инвестициями, финансами. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.09 |
ПК-26 | способностью анализировать показатели финансовой и хозяйственной деятельности государственных органов и учреждений различных форм собственности |
ПК-34 | способностью проводить комплексный анализ угроз экономической безопасности при планировании и осуществлении инновационных проектов |
ПК-36 | способностью составлять прогнозы динамики основных экономических показателей деятельности хозяйствующих субъектов |
ПСК-1 | способностью диагностирования рисков экономической безопасности экономического субъекта и обеспечение гарантий для предпринимательской деятеьности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | менеджмента; Риски экономической безопасности субъекта предпринимательской деятельности Основные показатели деятельности организаций Анализ угроз экономической безопасности Основы прогнозирования рисков |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | использовать международные стандарты риск-менеджмента для оценки своей профессиональной деятельности; применять на практике принципы и методы оценки риска, разрабатывать программу управления рисками; использовать способы измерения риска, разрабатывать эмпирические показатели и индикаторы риска, уметь разрабатывать методический инструментарий для оценки риска; осуществлять диагностику рисков экономической безопасности; анализировать показатели финансово-хозяйственной деятельности организаций и составлять прогноз их динамики. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками оценки ситуации неопределенности, определения природы риска, способностью диагностирования рисков экономической безопасности экономического субъекта и обеспечение гарантий для предпринимательской деятельности способностью анализировать показатели финансовой и хозяйственной деятельности государственных органов и учреждений различных форм собственности; способностью проводить комплексный анализ угроз экономической безопасности при планировании и осуществлении инновационных проектов способностью составлять прогнозы динамики основных экономических показателей деятельности хозяйствующих субъектов |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Концептуальные основы управления рисками | ||||||
1.1. | Концептуальные основы управления рисками | Лекции | 7 | 10 | ПК-26, ПК-34, ПК-36, ПСК-1 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.4, Л2.1 |
1.2. | Концептуальные основы управления рисками | Практические | 7 | 12 | ПК-26, ПК-34, ПК-36, ПСК-1 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.4, Л2.1 |
1.3. | Концептуальные основы управления рисками | Сам. работа | 7 | 20 | ПК-26, ПК-34, ПК-36, ПСК-1 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.4, Л2.1 |
Раздел 2. Организация процесса управления рисками | ||||||
2.1. | Организация процесса управления рисками | Лекции | 7 | 10 | ПК-26, ПК-34, ПК-36, ПСК-1 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.4, Л2.1 |
2.2. | Организация процесса управления рисками | Практические | 7 | 16 | ПК-26, ПК-34, ПК-36, ПСК-1 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.4, Л2.1 |
2.3. | Организация процесса управления рисками | Сам. работа | 7 | 22 | ПК-26, ПК-34, ПК-36, ПСК-1 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.4, Л2.1 |
Раздел 3. Система количественных оценок рисков | ||||||
3.1. | Система количественных оценок риска | Лекции | 7 | 10 | ПК-26, ПК-34, ПК-36, ПСК-1 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.4, Л2.1 |
3.2. | Система количественных оценок риска | Практические | 7 | 14 | ПК-26, ПК-34, ПК-36, ПСК-1 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.4, Л2.1 |
3.3. | Система количественных оценок риска | Сам. работа | 7 | 30 | ПК-26, ПК-34, ПК-36, ПСК-1 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.4, Л2.1 |
Раздел 4. Учет рисков при принятии управленческих решений | ||||||
4.1. | Учет рисков при принятии управленческих решений | Лекции | 8 | 14 | ПК-26, ПК-34, ПК-36, ПСК-1 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.4, Л2.1 |
4.2. | Учет рисков при принятии управленческих решений | Практические | 8 | 22 | ПК-26, ПК-34, ПК-36, ПСК-1 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.4, Л2.1 |
4.3. | Учет рисков при принятии управленческих решений | Сам. работа | 8 | 36 | ПК-26, ПК-34, ПК-36, ПСК-1 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.4, Л2.1 |
Раздел 5. Способы снижения рисков и оценка их эффективности | ||||||
5.1. | Способы снижения рисков и оценка их эффективности | Лекции | 8 | 16 | ПК-26, ПК-34, ПК-36, ПСК-1 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.4, Л2.1 |
5.2. | Способы снижения рисков и оценка их эффективности | Практические | 8 | 20 | ПК-26, ПК-34, ПК-36, ПСК-1 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.4, Л2.1 |
5.3. | Способы снижения рисков и оценка их эффективности | Сам. работа | 8 | 36 | ПК-26, ПК-34, ПК-36, ПСК-1 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.4, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Пфейфер, Любовь Николаевна | Управление рисками на предприятии : учеб. пособие | АлтГУ. - Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014, | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/241 |
Л1.2 | Фомичев, А.Н | Риск-менеджмент : учебник | М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020 | biblioclub.ru |
Л1.3 | С.Н. Воробьев, К.В. Балдин | Управление рисками : учебное пособие | М. : Юнити-Дана, 2017 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Вяткин, В. Н. | Риск-менеджмент : учебник | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/4627F69F-8A78-4F2B-BA77-0FBA1599D0AC. |
Л2.2 | Воронцовский, А. В. | Управление рисками : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/E098C311-CAA9-4FD5-AC72-5F801419DD64. |
Л2.3 | Балдин К. В. , Передеряев И. И. , Голов Р. С. | Управление рисками в инновационно-инвестиционной деятельности предприятия : учебное пособие | Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2023 | biblioclub.ru |
Л2.4 | Д. Гэлаи, М. Кроуи, В. Б. Минасян, Р. Марк | Основы риск-менеджмента : Серия : Бакалавр. Академический курс | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/B09D2080-475C-4D6A-A567-EC01EE10B8CD. |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.ecsocman.edu.ru – Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент» | |||
Э2 | http://elibrary.ru – Научная электронная библиотека | |||
Э3 | http://www.i-u.ru – Русский Гуманитарный Интернет-Университет | |||
Э4 | http://www.lib.asu.ru – Сайт научной библиотеки АлтГУ | |||
Э5 | http://www.gumer.info – Электронная библиотека Гумер | |||
Э6 | http://www.isras.ru – Сайт Института социологии РАН | |||
Э7 | http://sophist.hse.ru – Единый архив социологических и экономических данных | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ: - работа с преподавателем; - самостоятельная работа. Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные и практические занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания. Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы. Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекционных и практических занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса. При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя. |