МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Риск-менеджмент
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.03.02. Менеджмент
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_02_Мен-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат экономических наук, доцент, Межова Людмила Николаевна

Рецензент(ы):
кандидат экономических наук, доцент, Горбунова Алла Юрьевна

Рабочая программа дисциплины
Риск-менеджмент

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 МЕНЕДЖМЕНТ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016г. №7)

составлена на основании учебного плана:
38.03.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 29.05.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.э.н., доцент Рудакова Оксана Юрьевна

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 29.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой к.э.н., доцент Рудакова Оксана Юрьевна

1. Цели освоения дисциплины

1.1.1 - сформировать теоретические и практические навыки по выявлению, оценке рисков и способов их снижения в процессах разработки и принятия управленческих решений;
2 - овладеть навыками применять основные методы снижения степени риска при принятии управленческих решений, связанных с инвестициями, финансами.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.08

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5: способностью анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.объективную и субъективную природу риска, структурные характеристики риска, характеристики ситуации неопределенности, правовые и этические нормы, необходимые для установления стандартов управления рисками, основные методы разработки функциональных стратегий с целью подготовки сбалансированных управленческих решений.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать международные стандарты риск-менеджмента для оценки своей профессиональной деятельности; применять на практике принципы и методы оценки риска, разрабатывать программу управления рисками;
использовать способы измерения риска, разрабатывать эмпирические показатели и индикаторы риска, уметь разрабатывать методический инструментарий для оценки риска.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками оценки ситуации неопределенности, определения природы риска, разработки и принятия управленческих решений с учетом структурных характеристик риска; разрабатывать план превентивных мероприятий, использовать результаты оценки степени риска для подготовки управленческих решений; навыками идентификации рисков, постановки и решения управленческих задач.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Концептуальные основы управления рисками
1.1. Концептуальные основы управления рисками Лекции 7 4 ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.2. Концептуальные основы управления рисками Практические 7 5 ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.3. Концептуальные основы управления рисками Сам. работа 7 12 ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
Раздел 2. Организация процесса управления рисками
2.1. Организация процесса управления рисками Лекции 7 4 ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
2.2. Организация процесса управления рисками Практические 7 5 ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
2.3. Организация процесса управления рисками Сам. работа 7 14 ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
Раздел 3. Система количественных оценок рисков
3.1. Система количественных оценок риска Лекции 7 4 ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
3.2. Система количественных оценок риска Практические 7 4 ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
3.3. Система количественных оценок риска Сам. работа 7 14 ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
Раздел 4. Учет рисков при принятии управленческих решений
4.1. Учет рисков при принятии управленческих решений Лекции 7 4 ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
4.2. Учет рисков при принятии управленческих решений Практические 7 3 ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
4.3. Учет рисков при принятии управленческих решений Сам. работа 7 14 ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
Раздел 5. Способы снижения рисков и оценка их эффективности
5.1. Способы снижения рисков и оценка их эффективности Лекции 7 4 ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
5.2. Способы снижения рисков и оценка их эффективности Практические 7 5 ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
5.3. Способы снижения рисков и оценка их эффективности Сам. работа 7 12 ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения
Приложение 1.   ФОС_РМ_ПК5_2019_Мен.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Пфейфер, Любовь Николаевна Управление рисками на предприятии : учеб. пособие АлтГУ. - Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014, http://elibrary.asu.ru/handle/asu/241
Л1.2 С.Н. Воробьев, К.В. Балдин Управление рисками : М. : Юнити-Дана, 2012 М. : Юнити-Дана, 2012, 12.05.2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117545
Л1.3 Фомичев, А.Н Риск-менеджмент : учебник М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=453893
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Балдин, К.В. Управление рисками в инновационно-инвестиционной деятельности предприятия : учебное пособие Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017, 27.12.2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=454050
Л2.2 Воронцовский, А. В. Управление рисками : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/E098C311-CAA9-4FD5-AC72-5F801419DD64.
Л2.3 Д. Гэлаи, М. Кроуи, В. Б. Минасян, Р. Марк Основы риск-менеджмента : Серия : Бакалавр. Академический курс М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/B09D2080-475C-4D6A-A567-EC01EE10B8CD.
Л2.4 Вяткин, В. Н. Риск-менеджмент : учебник М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/4627F69F-8A78-4F2B-BA77-0FBA1599D0AC.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.ecsocman.edu.ru – Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент»
Э2 http://elibrary.ru – Научная электронная библиотека
Э3 http://www.i-u.ru – Русский Гуманитарный Интернет-Университет
Э4 http://www.lib.asu.ru – Сайт научной библиотеки АлтГУ
Э5 http://www.gumer.info – Электронная библиотека Гумер
Э6 http://www.isras.ru – Сайт Института социологии РАН
Э7 http://sophist.hse.ru – Единый архив социологических и экономических данных
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.