Закреплена за кафедрой | Кафедра экономической безопасности, учета, анализа и аудита |
---|---|
Направление подготовки | 38.04.01. Экономика |
Профиль | Экономическая и социальная политика |
Форма обучения | Очно-заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | v38_04_01_ЭСП-3-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 3 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 12 | 12 | 12 | 12 |
Сам. работа | 88 | 88 | 88 | 88 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экономической безопасности, учета, анализа и аудита
Протокол от 16.04.2018 г. № 7
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор, Санникова Инна Николаевна
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины "Комплексный экономический анализ" является теоретическое освоение студентами материала, необходимого для понимания его как метода научного исследования и как современного вида экономического анализа; формирование у них профессиональных компетенций, связанных с освоением концепций и методов комплексного анализа для принятия управленческих решений. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-4 | способностью представлять результаты проведенного исследования научному сообществу в виде статьи или доклада |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - основные понятия, категории и методы КЭАХД - основы анализа показателей, характеризующих ресурсный и финансовый потенциал организации - основы проведения научного исследования хозяйственной деятельности организации |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - проводить факторный анализ ресурсного потенциала организации и выявлять резервы улучшения хозяйственной деятельности - проводить анализ финансового состояния организации и выявлять проблемные зоны - оформлять результаты комплексного экономического анализа в виде научной статьи или доклада |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - комплексного анализа ресурсного потенциала и финансового состояния организации - документального оформления результатов проведенного анализа - представления результатов проведенного анализа в виде научной статьи или доклада |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Научные основы КЭА | ||||||
1.1. | Цель, функции и содержание КЭА | Лекции | 5 | 2 | ПК-4 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.2. | Цель, функции и содержание КЭА | Практические | 5 | 2 | ПК-4 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.3. | Цель, функции и содержание КЭА | Сам. работа | 5 | 16 | ПК-4 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 2. Методология КЭА | ||||||
2.1. | Методы КЭА | Лекции | 5 | 2 | ПК-4 | Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
2.2. | Методы КЭА | Практические | 5 | 2 | ПК-4 | Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
2.3. | Методы КЭА | Сам. работа | 5 | 16 | ПК-4 | Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 3. Анализ ресурсного потенциала организации | ||||||
3.1. | Анализ производственных ресурсов организации | Лекции | 5 | 2 | ПК-4 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.2. | Анализ производственных ресурсов организации | Практические | 5 | 4 | ПК-4 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.3. | Анализ производственных ресурсов организации | Сам. работа | 5 | 26 | ПК-4 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 4. Анализ финансовых ресурсов организации. Рейтинговый анализ ФС организации | ||||||
4.1. | Анализ финансового состояния организации | Лекции | 5 | 2 | ПК-4 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
4.2. | Анализ финансового состояния организации | Практические | 5 | 4 | ПК-4 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
4.3. | Анализ финансового состояния организации | Сам. работа | 5 | 30 | ПК-4 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. приложения |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. приложения |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Н.А. Казакова | Финансовый анализ в 2 ч.: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры | Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Мельник М. В., Поздеев В. Л. | Теория экономического анализа. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Учебник | Юрайт, 2019 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Глубокова, Людмила Геннадьевна | Экономический анализ: Экономический анализ | АлтГУ. - Барнаул , 2017 | elibrary.asu.ru |
Л2.2 | Л. Г. Глубокова, М. Н. Семиколенова, В. Н. Стась | Экономический анализ: учеб. пособие: | Барнаул : АлтГУ,, 2017 | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3476 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | электронно-библиотечная система издательства "Лань": www.e.lanbook.com | |||
Э2 | http://www.biblioclub.ru/catalog/427/ | |||
Э3 | http://garant.park.ru/ — сайт компании «Гарант» | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6786 Изучение курса «Комплексный экономический анализ» позволяет получить теоретические знания и навыки практических расчетов для оценки экономического состояния хозяйствующих субъектов. Построение курса предусматривает проведение лекционных и практических занятий. На лекциях студенты знакомятся с вопросами, касающимися содержания КЭА, его методологии, последовательности проведения, особенностями современного этапа развития в РФ. Рекомендуется обратить особое внимание на роль КЭА в принятии управленческих решений заинтересованными пользователями. Изучение теории вопроса позволяет уяснить такой важный момент: КЭА является не только аналитической методикой, но это есть и метод экономического анализа, что предопределяет его особое значение в сравнении с другими видами и направлениями экономического анализа. На практических занятиях проводится обсуждение выполненных расчетов, проблем, выявленных в ходе анализа, поиску резервов улучшения финансово-хозяйственной деятельности, что важно для дальнейшей профессиональной деятельности. Отличительной особенностью данного курса является его практикоориентированный характер. Значительное количество аудиторных занятий посвящено выполнению практических заданий, цель которых состоит в приобретении навыков и опыта проведения комплексного анализа хозяйственной деятельности. Представленные материалы позволяют не только производить необходимые вычисления, но и оценивать полученные результаты. Важным обстоятельством при освоении курса является то, что информационной базой проведения анализа являются данные не условной компании, а публичная финансовая отчетность реального российского акционерного общества. Все расчеты, необходимые для выполнения практикума, основаны на этой информации. Кроме того, для оценки финансово-хозяйственной деятельности Общества студенты могут привлечь дополнительные сведения, содержащиеся в его годовом отчете. Это будет способствовать более эффективному усвоению материала курса. Практические задания охватывают большое количество задач по анализу финансово-экономической деятельности субъектов хозяйствования, что позволяет ознакомиться с последовательностью и основными способами КЭА, освоить методологию аналитических расчетов, понять роль и особенности форм бухгалтерской (финансовой) отчетности. Практические задания охватывают две области КЭА: 1) анализ ресурсного потенциала хозяйствующего субъекта, 2) анализ финансового состояния хозяйствующего субъекта. По каждому направлению существуют свои задачи анализа, инструментарий и алгоритм выполнения, что позволяет приобрести навыки работы специалиста с экономической информацией, ее обработкой для оценки эффективности функционирования субъектов хозяйствования и разработки эффективных управленческих решений. Рекомендуется следующая последовательность выполнения практических заданий: ознакомление с теоретическим и лекционным материалом по данному направлению анализа; уяснение цели,задач и методических подходов к анализу; обоснование методики анализа и построение системы показателей для его проведения; составление аналитических таблиц (графического материала), расчет, аналитическая обработка и интерпретация показателей, указанных в задании; формулирование выводов, заключений и обобщений по результатам проделанной работы; составление аналитического заключения; оформление результатов выполнения практикума в форме научной статьи ии научного доклада. Решение практических заданий позволяет интенсифицировать изучение литературы по данной тематике, углубить теоретические знания. По результатам решения заданий можно судить о том, насколько освоен теоретический курс и каковы возможности применения полученных знаний на практике. Самостоятельная работа предполагает изучение теоретического материала по актуальным вопросам дисциплины и практическое его применение в расчетах. Рекомендуется самостоятельное изучение законодательства РФ, доступной учебной и научной литературы. Текущий контроль знаний проводится в ходе проверки результатов выполнения практических и тестовых заданий,а также устного опроса студентов преподавателем. Опыт и практические навыки, полученные на этом этапе обучения, далее будут использованы при подготовке курсовых работ и выпускной квалификационной работы. К процедуре зачета по курсу «КЭА» в соответствии с календарно-тематическим планом допускаются студенты, успешно выполнившие практические и тестовые задания. |