МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

HR-метрики в управлении человеческими ресурсами (Анализ и моделирование трудовых показателей)

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.04.03. Управление персоналом
ПрофильHR-аналитика и кадровая безопасность
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz38_04_03_УП-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.э.н., профессор, Лобова Светлана Владиславльевна

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Лариса Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
HR-метрики в управлении человеческими ресурсами (Анализ и моделирование трудовых показателей)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.04.03 УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 08.04.2015г. №367)

составлена на основании учебного плана:
38.04.03 Управление персоналом
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 03.07.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лобова Светлана Владиславльевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 03.07.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Лобова Светлана Владиславльевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины является формирование у обучающихся аналитического мышления путем усвоения методологических основ и приобретения практических навыков в области работы с HR-метриками организации, анализа и планирования трудовых показателей.
В соответствии с поставленными целями преподавание дисциплины реализует следующие задачи:
1) формирование у обучающихся понимания содержания и методики расчета трудовых показателей, а также характера взаимосвязи между показателями и влияющими на них факторами;
2) выработка способности формировать необходимую и достаточную информационную базу для решения задач анализа и планирования трудовых показателей;
3) развитие навыков планирования, составления аналитических заключений, подготовки выводов по результатам проведенного анализа и рекомендаций по повышению эффективности деятельности организации посредством эффективного использованала потенциала персонала.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-8 владением методикой определения социально-экономической эффективности системы и технологии управления персоналом и умением использовать результаты расчета для подготовки решений в области оптимизации функционирования системы управления персоналом, или отдельных ее подсистем
ПК-18 умением формировать бюджет затрат на персонал и контролировать его исполнение
ПК-19 владением навыками оценки состояния и оптимизации кадрового делопроизводства и кадрового учета
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методы и подходы к анализу и планированию трудовых показателей;
основные группы трудовых показателей;
экономическую интерпретацию трудовых показателей;
критерии оценки эффективности социально-трудовых показателей.
3.2.Уметь:
3.2.1.выявлять проблемы в социально-трудовой политике организаций;
использовать источники экономической, социальной, управленческой информации для проведения анализа и планирования трудовых показателей организации;
формировать бюджет затрат на персонал и контролировать его исполнение
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных, показывающих результативность и эффективность трудовой деятельности персонала;
современными методиками расчета, анализа и планирования социально-трудовых показателей
методикой определения социально-экономической эффективности системы и технологии управления персоналом и умением использовать результаты расчета для подготовки решений в области оптимизации функционирования системы управления персоналом, или отдельных ее подсистем
навыками оценки состояния и оптимизации кадрового делопроизводства и кадрового учета

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Трудовые показатели организации, анализ, управление ими и планирование
1.1. Система трудовых показателей. Анализ показателей численности, движения и развития персонала. Анализ показателей использования рабочего времени. Анализ показателей производительности труда. Анализ расходования средств на оплату труда и выплаты социального характера. Методы и приемы планирования трудовых показателей в организации Лекции 2 2 ОПК-8, ПК-18, ПК-19 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Анализ обспечения потребности организации в персонале. Информационная база анализа численности, состава и движения работников на предприятии. Анализ показателей движения кадров: коэффициенты оборота по приему, по увольнению, текучести, коэффициент сменяемости. Анализ причин текучести и внутрипроизводственной миграции. Анализ и моделирование структуры кадров. Соотношение численности основных и вспомогательных рабочих в плановом и отчетных периодах. Анализ соответствия фактической и нормативной численности рабочих. Анализ состава руководителей, специалистов и служащих, их удельного веса в общей численности промышленно-производственного персонала. Анализ профессионально-квалификационного состава Практические 2 1 ОПК-8, ПК-19 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Анализ и моделирование трудовых показателей на уровне экономики страны и организации. Обоснование необходимости проведения оперативного и комплексного анализа и моделирования трудовых показателей. Основные направления анализа трудовых показателей. Формы статистической отчетности по труду и их использование в анализе Сам. работа 2 20 ОПК-8, ПК-19 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.4. Анализ показателей производительности труда. Анализ уровня и динамики выработки и трудоемкости. Анализ влияния основных технико-экономических факторов на изменение производительности труда. Факторный анализ влияния основных трудовых показателей на изменение объема продукции. Анализ соотношения темпов роста производительности труда и заработной платы. Практические 2 1 ОПК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.5. Основные задачи анализа эффективного использования труда в организации. Основные показатели, применяемые для оценки эффективного использования труда. Использование результатов анализа в экономической работе организации и разработке мер по социальному партнерству. Основные аналитические приемы, используемые в анализе эффективности использования труда. Информационная база и основные этапы проведения анализа Сам. работа 2 20 ОПК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.6. Экономическое значение анализа использования и движения кадров. Информационная база анализа. Решение задач, направленных на: (1) анализ обеспечения организации кадрами; (2) анализ структуры кадров; (3) анализ профессионального и квалификационного состава кадров; (4) анализ стабильности и оборота кадров; (5) анализ использования годового фонда рабочего времени; (6) анализ использования внутрисменного рабочего времени. Использование результатов анализа показателей обеспеченности кадрами и кадрового оборота в процессе планирования. Практические 2 2 ОПК-8, ПК-19 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.7. Анализ качественного состава работников организации. Анализ показателей использования рабочего времени. Использование результатов анализа показателей персонала в разработке программ по подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников. Применение зарубежного опыта анализа эффективности использования персонала Сам. работа 2 24 ОПК-8, ПК-19 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.8. Экономическое значение анализа образования и расходования средств на оплату труда. Информационная база анализа. Анализ образования фонда потребления и фонда заработанной платы (фонда оплаты труда). Анализ использования средств на оплату труда рабочих. Анализ использования средств на оплату труда служащих. Определение влияния трудовых факторов (численности персонала и средней заработанной платы) на отклонение фактически сложившегося фонда заработанной платы от базисного уровня. Анализ средней заработанной платы персонала. Анализ соотношения между темпами роста производительности труда и средней заработной платы. Использование результатов анализа расходования средств на оплату труда. Практические 2 4 ОПК-8, ПК-18 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.9. Анализ сметы использования средств, направляемых на потребление по основным направлениям и по категориям персонала. Оценка эффективности использования средств, направляемых на потребление. Анализ использования фонда оплаты труда по категориям персонала. Анализ уровня и динамики средней заработной платы. Анализ причин непроизводительных выплат рабочим. Анализ факторов, влияющих на величину социальных выплат и льгот. Сам. работа 2 30 ОПК-8, ПК-18 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. вложенный файл
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. вложенный файл
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. вложенный файл

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И. В. Кохова [и др.] ; отв. ред. В. М. Маслова Экономика и социология труда: теория и практика. —: учебник М. : Издательство Юрайт, 2017. — 539 с. , urait.ru
Л1.2 Алиев, И. М. Экономика труда : учебник для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2016. — 478 с., biblio-online.ru/book/7A783BEB-B15C-4469-A5E5-FF3403FAA617.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Яковенко Е. Г. , Христолюбова Н. Е. , Мостова В. Д. Экономика труда: учебное пособие М.: Юнити-Дана//ЭБС "Университетская библиотека on-line, 2012
Л2.2 А. Л. Мазин Экономика труда: учеб. пособие для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2009
Л2.3 Рощин С.Ю. , Разумова Т.О Экономика труда: экономическая теория труда: Учебное пособие М.: ИНФРА-М, , 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)
Электронные базы публикаций Scopus (http://www.scopus.com) и Web of Science (http://login.webofknowledge.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Студент должен изучать дисциплину согласно логической последовательности заявленных тематических разделов.
Изучение каждого тематического раздела студентом должно осуществляться следующим образом:
1. Студент должен четко планировать и организовать время, необходимое на изучение темы дисциплины, в соответствии с графиком учебного процесса.
2. При изучении темы студент должен вначале внимательно ознакомиться с темой дисциплины, в соответствие с ее названием найти тематический раздел в учебной литературе, подробно изучить основные понятия, их взаимосвязи и взаимодействия, закономерности, причины и следствия их развития по каждому выносимому на обсуждение вопросу темы. Эти вопросы рекомендуется использовать студенту для самопроверки знаний по тематическому разделу.
Затем студент должен ознакомиться с методической и справочной литературой по тематическому разделу дисциплины для изучения современной практики применения изложенных в теоретической литературе правил и методов разрешения затронутых проблем.
3. При подготовке по каждому тематическому разделу студент должен использовать рекомендованный ему список основной и дополнительной литературы. Студенту рекомендуется подготовить доклады или рефераты по вопросам темы, не рассмотренным на лекционных занятиях.
4. При подготовке к экзамену студент в логической последовательности должен повторить изученный в ходе лекционных, семинарских и самостоятельных занятий материал согласно перечню выносимых на экзамен вопросов.
5. Студенту рекомендуется использовать современные информационные технологии при самостоятельном изучении отдельных практических вопросов дисциплины.