МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Женщина в социальной истории России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.01. История
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план46_03_01_История-3-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 18 14 18
Практические 14 18 14 18
Сам. работа 44 36 44 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.и.н., проф., Гончаров Ю.М.

Рецензент(ы):
к.и.н., доц., Гребенникова Т.Г.

Рабочая программа дисциплины
Женщина в социальной истории России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.01 ИСТОРИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №950)

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Данный спецкурс посвящен изучению гендерных отношений, а именно месту женщины в социальной истории России. Особое внимание уделено вопросу о влиянии взаимодействия традиционности и современности на изменение гендерных ролей и гендерных стереотипов мышления. Так как спецкурс читается учащимся исторического факультета, значительное внимание отводится также историческим аспектам изучаемой проблемы. В значительной степени материал является новым для студентов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории
ПК-5 способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества
ПК-8 способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках направленности (профиля) образования или индивидуальной образовательной траектории
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.содержание дисциплины во всем разнообразии методологических подходов к ее применению в историческом познании;
особенности социального познания гендерных отношений;
получить развернутые представления о роли гендера и места женщины в эволюции общества.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать гендерные отношения в различные исторические эпохи;
самостоятельно проводить и исторические исследования с использованием гендерного анализа.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.самостоятельного исследования гендерных отношений в различных обществах, а также вопросы связаннные с местом женщины в истории

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение.
1.1. Женские и гендерные исследования. Цели и задачи курса Лекции 7 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
Раздел 2. Женщины Допетровской Руси
2.1. Правовое положение женщины в Древней Руси Лекции 7 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
2.2. Правовое положение женщины в Древней Руси Практические 7 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
2.3. Женщина в древнерусской и средневековой семье (IX – XVI вв.). Практические 7 4 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
2.4. Женщина в древнерусской и средневековой семье (IX – XVI вв.). Сам. работа 7 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
2.5. Повседневный быт женщины: работа и досуг. Лекции 7 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
2.6. Повседневный быт женщины: работа и досуг. Сам. работа 7 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
2.7. Одежда и украшения древнерусских женщин. Сам. работа 7 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
Раздел 3. Женщины конца XVII – первой половины XIX в.
3.1. Социокультурные факторы изменения положения женщины в XVII – XVIII вв. Лекции 7 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
3.2. Социокультурные факторы изменения положения женщины в XVII – XVIII вв. Сам. работа 7 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
3.3. Женщины и власть в России: опыт XVIII в. Практические 7 4 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
3.4. Женщины и власть в России: опыт XVIII в. Сам. работа 7 4 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
3.5. Женский вопрос в России в первой половине XIX в. Лекции 7 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
3.6. Повседневный быт женщин разных социальных слоев в XVIII -начале XIX в. Сам. работа 7 4 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
3.7. Женский вопрос в России в первой половине XIX в. Сам. работа 7 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
Раздел 4. Женщины во второй половине XIX – начале XX в.
4.1. Женщина в семье Лекции 7 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
4.2. Женщина в семье Сам. работа 7 4 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
4.3. Женское образование в России во второй половине XIX – начале XX вв. Практические 7 4 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
4.4. Женское образование в России во второй половине XIX – начале XX вв. Сам. работа 7 4 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
4.5. Женское движение Лекции 7 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
4.6. Женское движение Сам. работа 7 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
4.7. Одежда русских женщин XIX — начала XX века Сам. работа 7 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
4.8. Женщины фронтира: сибирячки в региональном социуме XIX – начала XX в. Лекции 7 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
4.9. Женщины фронтира: сибирячки в региональном социуме XIX – начала XX в. Сам. работа 7 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
Раздел 5. Женщины в период социальных потрясений начала XX в.
5.1. Женщина в революции и советском обществе (1917–1930-е гг.) Лекции 7 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
5.2. Женщина в революции и советском обществе (1917–1930-е гг.) Сам. работа 7 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
5.3. Женщина в советской семье в 1920–1930-х гг. Практические 7 4 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
5.4. Женщина в советской семье в 1920–1930-х гг. Сам. работа 7 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Представления о «поле» и «гендере». Гендерные роли и социализация.
Особенности гендерных исследований
Феминизм как направление теоретической мысли
Либеральный феминизм
Марксистский феминизм и социал-феминизм
Возрождение западного феминизма в 60-е годы и радикальный феминизм
Гендерные исследования в исторической науке
Изучение пола и гендерных отношений в России
Конструирование маскулинности и феминности в традиционном обществе
Гендерная асимметрия культуры
Сексуальность и гендерное неравенство
Модели патриархатной семьи и статус женщины
Гендерные стереотипы в политике.
Правовые проблемы гендерных отношений
Архаическая модель гендерных отношений
Формирование гендерных стереотипов в российском обществе в IX – XIX вв.
Вопрос о природе женщины в философии VIII – XIX вв.
Советский этап развития гендерных отношений
Основные этапы феминистского движения
Гендерный анализ форм женской занятости
Женщина в домашнем хозяйстве

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Гендерные отношения – теория и практика
Феминизм как направление теоретической мысли
Женщина как наиболее традиционный элемент в социальной структуре общества.
Влияние религиозной доктрины на гендерные отношения в исламских странах
Женщины в русской истории IX – XIX вв.
Вопрос о природе женщины в русской философии VIII – XX вв.
Гендерные отношения в современном российском обществе
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Большакова О.В. История России в гендерном измерении: Современная зарубежная историография. : Аналитический обзор. М. : РАН ИНИОН, 2010 biblioclub.ru
Л1.2 Гончаров Ю.М. Повседневная жизнь горожан Сибири во второй половине XIX – начале ХХ в. : учеб. пособие Барнаул : АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
Л1.3 Кислицина И.Г. Гендерология : учебное пособие Йошкар-Ола : ПГТУ, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гончаров Ю.М.. Скубневский В.А. Города Западной Сибири во 2-й половине XIX – начале XX веков: Население. Экономика. Застройка и благоустройство: монография ИП Колмогоров И.А., , 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». biblioclub.ru
Э3 Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» biblio-online.ru
Э4 Курс в Moodle "Женщина в социальной истории России" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Дополнительные источники информации:
EastView – полнотекстовая база данных журнальных публикаций на языке оригинала.
Содержит отечественные журналы по общественным и гуманитарным наукам в полном тек-сте без ограничений. В подписке НТБ АлтГТУ около 90 источников.
Интегрум – крупнейшая отечественная база данных газетной и журнальной периодики. Со-держит российские центральные и региональные газеты, а также отечественные журналы. Все-го в ресурсе около 500 российских журналов, более 250 центральных и более 1000 региональ-ных газет. Глубина архива колеблется от двух до девяти лет, все издания представлены полны-ми текстами в неограниченном доступе.
Университетская библиотека — полнотекстовые книги отечественных издательств, в том числе по политическим и правовым наукам.
Рубрикон – популярный российский энциклопедический ресурс, основу которого составля-ют «Большая советская энциклопедия», «Российский энциклопедический словарь», «Энцикло-педический словарь Брокгауза и Эфрона», «Толковый словарь Даля», «Философский энцикло-педический словарь», толковые словари «Экономика предприятия», «Финансы и долги» и др. Всего в подписке НТБ АлтГТУ имеется более 50 различных энциклопедий и справочников.
Ряд полезных источников содержит УИС «РОССИЯ» - многопрофильная университетская исследовательская база данных МГУ, в которую по заявке исследователя можно получить бес-платный доступ.
При использовании электронных ресурсов необходимо соблюдать определенные правила. Как правило, запрещено копирование баз данных целиком или их существенной части. Пользо-ватель не вправе использовать программные средства скачивания («качалки»), пытаться повре-дить или изменить содержание базы данных. Не допускается использование баз данных в ком-мерческих целях (перепродажа, переиздание и т.п.). Пароли для удаленного доступа носят стро-го персональный характер и не могут быть переданы иному лицу.
Использование в реферате, курсовой или дипломной работе электронных источников пред-полагает соблюдение определенных правил цитирования. Ссылка на материалы, полученные из базы данных, оформляется с соблюдением общепринятых реквизитов, однако при этом допол-нительно указывается электронный источник, из которого получена информация и дата обра-щения к источнику.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения дисциплины студент обязан регулярно посещать и активно работать на каждом занятии. Важно также тщательно готовиться к каждому семинару, используя для этого записи в рабочей тетради, источники, литературу и ресурсы Интернета. После каждой лекции важно проработать материал по конспекту, а перед каждым новым занятием - освежить в памяти материал предыдущего.
Приступая к изучению дисциплины "Политология" необходимо ознакомиться с программой учебной дисциплины, кратким содержанием лекционного курса, темами семинаров, терминологическими диктантами, перечнем книг и статей, которые необходимо прочесть само-стоятельно.
В процессе изучения дисциплины следует активно использовать информационно-образовательные ресурсы Интернета и средства массовой информации (телевидение и радио, газеты, журналы), внимательно следить за динамикой политических процессов в стране, собы-тий и явлений в международной жизни, в регионах России (западная, центральная и южная час-ти, Урал, Сибирь и Дальний Восток).
Очень важно внимательно работать с рекомендуемой литературой. По мере освоения теоретических основ политологии, освоения важнейших категорий и понятий этой науки будет формироваться необходимая база знаний для самостоятельного анализа политических событий и явлений в мире, стране, что позволит увидеть политическую реальность системно, с позиций национальных интересов России, с учетом ее целей и перспектив устойчивого развития.
Свободное (внеаудиторное) время рекомендуется использовать для самостоятельной ра-боты по чтению учебной литературы при подготовке к семинарам, поиску актуальной инфор-мации в справочно-информационных Интернет-ресурсах при работе над терминами, а также при написании реферата
Для СРС студентам в АлтГУ созданы следующие условия:
- имеется научная библиотека с абонементом научно-учебной литературы, читальный зал перио-дики, электронный каталог, научно-методический отдел, зал словарно-энциклопедических изданий;
- электронная библиотека, личный кабинет студента, где выложены электронные версии учебни-ков и монографий;
- аудитории для самотестирования;
- вузовский сегмент сети Интернет со свободным выходом в информационную сеть;
- на сайте кафедры регулярно выставляются новостные материалы по политологии;
- студентам предоставлена возможность индивидуального консультирования посредством элек-тронной почты преподавателя. Доступ – по согласованию с преподавателем.