МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Женщина в социальной истории России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.01. История
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план46_03_01_История-4-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 18 14 18
Практические 14 18 14 18
Сам. работа 44 36 44 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.и.н., проф., Гончаров Ю.М.

Рецензент(ы):
к.и.н., доц., Гребенникова Т.Г.

Рабочая программа дисциплины
Женщина в социальной истории России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.01 ИСТОРИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №950)

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Данный спецкурс посвящен изучению гендерных отношений, а именно месту женщины в социальной истории России. Особое внимание уделено вопросу о влиянии взаимодействия традиционности и современности на изменение гендерных ролей и гендерных стереотипов мышления. Так как спецкурс читается учащимся исторического факультета, значительное внимание отводится также историческим аспектам изучаемой проблемы. В значительной степени материал является новым для студентов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории
ПК-5 способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества
ПК-8 способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках направленности (профиля) образования или индивидуальной образовательной траектории
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.содержание дисциплины во всем разнообразии методологических подходов к ее применению в историческом познании;
особенности социального познания гендерных отношений;
получить развернутые представления о роли гендера и места женщины в эволюции общества.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать гендерные отношения в различные исторические эпохи;
самостоятельно проводить и исторические исследования с использованием гендерного анализа.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.самостоятельного исследования гендерных отношений в различных обществах, а также вопросы связаннные с местом женщины в истории

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение.
1.1. Женские и гендерные исследования. Цели и задачи курса Лекции 7 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
Раздел 2. Женщины Допетровской Руси
2.1. Правовое положение женщины в Древней Руси Лекции 7 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
2.2. Правовое положение женщины в Древней Руси Практические 7 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
2.3. Женщина в древнерусской и средневековой семье (IX – XVI вв.). Практические 7 4 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
2.4. Женщина в древнерусской и средневековой семье (IX – XVI вв.). Сам. работа 7 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
2.5. Повседневный быт женщины: работа и досуг. Лекции 7 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
2.6. Повседневный быт женщины: работа и досуг. Сам. работа 7 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
2.7. Одежда и украшения древнерусских женщин. Сам. работа 7 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
Раздел 3. Женщины конца XVII – первой половины XIX в.
3.1. Социокультурные факторы изменения положения женщины в XVII – XVIII вв. Лекции 7 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
3.2. Социокультурные факторы изменения положения женщины в XVII – XVIII вв. Сам. работа 7 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
3.3. Женщины и власть в России: опыт XVIII в. Практические 7 4 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
3.4. Женщины и власть в России: опыт XVIII в. Сам. работа 7 4 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
3.5. Женский вопрос в России в первой половине XIX в. Лекции 7 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
3.6. Повседневный быт женщин разных социальных слоев в XVIII -начале XIX в. Сам. работа 7 4 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
3.7. Женский вопрос в России в первой половине XIX в. Сам. работа 7 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
Раздел 4. Женщины во второй половине XIX – начале XX в.
4.1. Женщина в семье Лекции 7 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
4.2. Женщина в семье Сам. работа 7 4 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
4.3. Женское образование в России во второй половине XIX – начале XX вв. Практические 7 4 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
4.4. Женское образование в России во второй половине XIX – начале XX вв. Сам. работа 7 4 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
4.5. Женское движение Лекции 7 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
4.6. Женское движение Сам. работа 7 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
4.7. Одежда русских женщин XIX — начала XX века Сам. работа 7 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
4.8. Женщины фронтира: сибирячки в региональном социуме XIX – начала XX в. Лекции 7 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
4.9. Женщины фронтира: сибирячки в региональном социуме XIX – начала XX в. Сам. работа 7 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
Раздел 5. Женщины в период социальных потрясений начала XX в.
5.1. Женщина в революции и советском обществе (1917–1930-е гг.) Лекции 7 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
5.2. Женщина в революции и советском обществе (1917–1930-е гг.) Сам. работа 7 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
5.3. Женщина в советской семье в 1920–1930-х гг. Практические 7 4 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
5.4. Женщина в советской семье в 1920–1930-х гг. Сам. работа 7 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Представления о «поле» и «гендере». Гендерные роли и социализация.
Особенности гендерных исследований
Феминизм как направление теоретической мысли
Либеральный феминизм
Марксистский феминизм и социал-феминизм
Возрождение западного феминизма в 60-е годы и радикальный феминизм
Гендерные исследования в исторической науке
Изучение пола и гендерных отношений в России
Конструирование маскулинности и феминности в традиционном обществе
Гендерная асимметрия культуры
Сексуальность и гендерное неравенство
Модели патриархатной семьи и статус женщины
Гендерные стереотипы в политике.
Правовые проблемы гендерных отношений
Архаическая модель гендерных отношений
Формирование гендерных стереотипов в российском обществе в IX – XIX вв.
Вопрос о природе женщины в философии VIII – XIX вв.
Советский этап развития гендерных отношений
Основные этапы феминистского движения
Гендерный анализ форм женской занятости
Женщина в домашнем хозяйстве

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Гендерные отношения – теория и практика
Феминизм как направление теоретической мысли
Женщина как наиболее традиционный элемент в социальной структуре общества.
Влияние религиозной доктрины на гендерные отношения в исламских странах
Женщины в русской истории IX – XIX вв.
Вопрос о природе женщины в русской философии VIII – XX вв.
Гендерные отношения в современном российском обществе
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Большакова О.В. История России в гендерном измерении: Современная зарубежная историография. : Аналитический обзор. М. : РАН ИНИОН, 2010 biblioclub.ru
Л1.2 Гончаров Ю.М. Повседневная жизнь горожан Сибири во второй половине XIX – начале ХХ в. : учеб. пособие Барнаул : АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
Л1.3 Кислицина И.Г. Гендерология : учебное пособие Йошкар-Ола : ПГТУ, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гончаров Ю.М.. Скубневский В.А. Города Западной Сибири во 2-й половине XIX – начале XX веков: Население. Экономика. Застройка и благоустройство: монография ИП Колмогоров И.А., , 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». biblioclub.ru
Э3 Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» biblio-online.ru
Э4 Курс в Moodle "Женщина в социальной истории России" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Дополнительные источники информации:
EastView – полнотекстовая база данных журнальных публикаций на языке оригинала.
Содержит отечественные журналы по общественным и гуманитарным наукам в полном тек-сте без ограничений. В подписке НТБ АлтГТУ около 90 источников.
Интегрум – крупнейшая отечественная база данных газетной и журнальной периодики. Со-держит российские центральные и региональные газеты, а также отечественные журналы. Все-го в ресурсе около 500 российских журналов, более 250 центральных и более 1000 региональ-ных газет. Глубина архива колеблется от двух до девяти лет, все издания представлены полны-ми текстами в неограниченном доступе.
Университетская библиотека — полнотекстовые книги отечественных издательств, в том числе по политическим и правовым наукам.
Рубрикон – популярный российский энциклопедический ресурс, основу которого составля-ют «Большая советская энциклопедия», «Российский энциклопедический словарь», «Энцикло-педический словарь Брокгауза и Эфрона», «Толковый словарь Даля», «Философский энцикло-педический словарь», толковые словари «Экономика предприятия», «Финансы и долги» и др. Всего в подписке НТБ АлтГТУ имеется более 50 различных энциклопедий и справочников.
Ряд полезных источников содержит УИС «РОССИЯ» - многопрофильная университетская исследовательская база данных МГУ, в которую по заявке исследователя можно получить бес-платный доступ.
При использовании электронных ресурсов необходимо соблюдать определенные правила. Как правило, запрещено копирование баз данных целиком или их существенной части. Пользо-ватель не вправе использовать программные средства скачивания («качалки»), пытаться повре-дить или изменить содержание базы данных. Не допускается использование баз данных в ком-мерческих целях (перепродажа, переиздание и т.п.). Пароли для удаленного доступа носят стро-го персональный характер и не могут быть переданы иному лицу.
Использование в реферате, курсовой или дипломной работе электронных источников пред-полагает соблюдение определенных правил цитирования. Ссылка на материалы, полученные из базы данных, оформляется с соблюдением общепринятых реквизитов, однако при этом допол-нительно указывается электронный источник, из которого получена информация и дата обра-щения к источнику.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения дисциплины студент обязан регулярно посещать и активно работать на каждом занятии. Важно также тщательно готовиться к каждому семинару, используя для этого записи в рабочей тетради, источники, литературу и ресурсы Интернета. После каждой лекции важно проработать материал по конспекту, а перед каждым новым занятием - освежить в памяти материал предыдущего.
Приступая к изучению дисциплины "Политология" необходимо ознакомиться с программой учебной дисциплины, кратким содержанием лекционного курса, темами семинаров, терминологическими диктантами, перечнем книг и статей, которые необходимо прочесть само-стоятельно.
В процессе изучения дисциплины следует активно использовать информационно-образовательные ресурсы Интернета и средства массовой информации (телевидение и радио, газеты, журналы), внимательно следить за динамикой политических процессов в стране, собы-тий и явлений в международной жизни, в регионах России (западная, центральная и южная час-ти, Урал, Сибирь и Дальний Восток).
Очень важно внимательно работать с рекомендуемой литературой. По мере освоения теоретических основ политологии, освоения важнейших категорий и понятий этой науки будет формироваться необходимая база знаний для самостоятельного анализа политических событий и явлений в мире, стране, что позволит увидеть политическую реальность системно, с позиций национальных интересов России, с учетом ее целей и перспектив устойчивого развития.
Свободное (внеаудиторное) время рекомендуется использовать для самостоятельной ра-боты по чтению учебной литературы при подготовке к семинарам, поиску актуальной инфор-мации в справочно-информационных Интернет-ресурсах при работе над терминами, а также при написании реферата
Для СРС студентам в АлтГУ созданы следующие условия:
- имеется научная библиотека с абонементом научно-учебной литературы, читальный зал перио-дики, электронный каталог, научно-методический отдел, зал словарно-энциклопедических изданий;
- электронная библиотека, личный кабинет студента, где выложены электронные версии учебни-ков и монографий;
- аудитории для самотестирования;
- вузовский сегмент сети Интернет со свободным выходом в информационную сеть;
- на сайте кафедры регулярно выставляются новостные материалы по политологии;
- студентам предоставлена возможность индивидуального консультирования посредством элек-тронной почты преподавателя. Доступ – по согласованию с преподавателем.