МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Комплексный экономический анализ
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра экономической безопасности, учета, анализа и аудита
Направление подготовки38.04.04. Государственное и муниципальное управление
ПрофильГосударственное и муниципальное управление
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz38_04_04_ГМУ-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Бобровская Т.В.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Комплексный экономический анализ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.04.04 ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 26.11.2014г. №1518)

составлена на основании учебного плана:
38.04.04 Государственное и муниципальное управление
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической безопасности, учета, анализа и аудита

Протокол от 16.04.2018 г. № 7
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., профессор, Санникова Инна Николаевна

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической безопасности, учета, анализа и аудита

Протокол от 16.04.2018 г. № 7
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор, Санникова Инна Николаевна

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины "Комплексный экономический анализ" является теоретическое освоение студентами материала, необходимого для понимания его как метода научного исследования и как современного вида экономического анализа; формирование у них профессиональных компетенций, связанных с освоением концепций и методов комплексного анализа для принятия управленческих решений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4: владением способностью к анализу и планированию в области государственного и муниципального управления
ПК-5: владением современными методами диагностики, анализа и решения социально-экономических проблем, а также методами принятия решений и их реализации на практике
ПК-13: способностью критически оценивать информацию и конструктивно принимать решение на основе анализа и синтеза
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.роль и место КЭА в сфере планирования и управления
информационные источники и методические подходы к проведению КЭА
особенности анализа показателей, характеризующих деятельность учреждений сферы государственного и муниципального управления
основные понятия, категории и методы КЭА
основы анализа показателей, характеризующих ресурсный и финансовый потенциал организации
основы КЭА внешней среды
основное содержание КЭА
научные методы анализа, включая анализ и синтез, детализацию и обобщение
приемы и способы КЭА




3.2.Уметь:
3.2.1.обосновать выбор показателей для анализа и планирования в области государственного и муниципального управления
анализировать показатели, характеризующие систему государственного и муниципального управления
готовить аналитическое заключение по результатам анализа показателей, характеризующих деятельность учреждений сферы государственного и муниципального управления
формировать систему показателей для проведения КЭА деятельности организации
применять способы и приемы факторного анализа деятельности учреждений сферы государственного и муниципального управления и выявлять резервы ее улучшения
применять современные методы анализа и диагностики социально-экономических проблем для принятия управленческих решений на практике
формировать систему показателей для проведения сравнительного анализа деятельности организации
использовать информационные источники для оценки и выбора наиболее эффективных экономических субъектов
применять современные подходы к проведению рейтингового анализа разных экономических субъектов



3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.использования современных подходов к анализу деятельности учреждений сферы государственного и муниципального управления
использования приемов расчета и анализа показателей, характеризующих деятельность учреждений сферы государственного и муниципального управления
использования подходов к оформлению результатов анализа показателей, характеризующих деятельность учреждений сферы государственного и муниципального управления
анализа ресурсного потенциала деятельности организаций, а также учреждений сферы государственного и муниципального управления
использования современных методик анализа и диагностики социально-экономических проблем для принятия управленческих решений на практике
оценки информации с целью принятия оптимальных управленческих решений и их реализации на практике
критического сравнительного анализа деятельности экономических субъектов
использования современных методик рейтингового анализа
критической оценки информации с целью принятия оптимальных управленческих решений, касающихся выбора наиболее эффективных организаций


4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Научные основы КЭА
1.1. Цель, функции и содержание КЭА Лекции 2 0.5 ПК-13 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Цель, функции и содержание КЭА Практические 2 2 ПК-13 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Цель, функции и содержание КЭА Сам. работа 2 24 ПК-13 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Методология КЭА
2.1. Методы КЭА Лекции 2 0.5 ПК-5 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.2. Методы КЭА Практические 2 2 ПК-5 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.3. Методы КЭА Сам. работа 2 24 ПК-5 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Анализ ресурсного потенциала организации
3.1. Анализ производственных ресурсов организации Лекции 2 0.5 ПК-4 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.2. Анализ производственных ресурсов организации Практические 2 2 ПК-4 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.3. Анализ производственных ресурсов организации Сам. работа 2 24 ПК-4 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Анализ финансовых ресурсов организации. Рейтинговый анализ ФС организации
4.1. Анализ финансового состояния организации Лекции 2 0.5 ПК-5 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.2. Анализ финансового состояния организации Практические 2 2 ПК-5 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.3. Анализ финансового состояния организации Сам. работа 2 22 ПК-5 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. приложения
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложения
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложения
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мельник М. В., Поздеев В. Л. Теория экономического анализа. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Учебник Юрайт, 2019 https://biblio-online.ru/book/C538278B-C12B-4F0C-8AC5-F5120D5507F7/teoriya-ekonomicheskogo-analiza
Л1.2 Григорьева Т.И. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ДЛЯ МЕНЕДЖЕРОВ: ОЦЕНКА, ПРОГНОЗ 3-е изд., пер. и доп. : Учебник для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/1246C7EE-72F1-47EC-9D49-1A5E5F8DC5A4/finansovyy-analiz-dlya-menedzherov-ocenka-prognoz
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н.А. Казакова Финансовый анализ в 2 ч.: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/viewer/DACF7264-C24F-4A0C-B419-5925E715C06B/finansovyy-analiz-v-2-ch-chast-1#page/1
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Л. Г. Глубокова, М. Н. Семиколенова, В. Н. Стась Экономический анализ: учеб. пособие: Барнаул : АлтГУ,, 2017 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3476
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 электронно-библиотечная система издательства "Лань": www.e.lanbook.com
Э2 http://www.biblioclub.ru/catalog/427/
Э3 http://garant.park.ru/ — сайт компании «Гарант»
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader

6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6786

Изучение курса «Комплексный экономический анализ» позволяет получить теоретические знания и навыки практических расчетов для оценки экономического состояния хозяйствующих субъектов.
Построение курса предусматривает проведение лекций, практических и семинарских занятий. На лекциях студенты знакомятся с вопросами, касающимися содержания КЭА, его методологии, последовательности проведения, особенностями современного этапа развития в РФ. Рекомендуется обратить особое внимание на роль КЭА в принятии управленческих решений заинтересованными пользователями.
Изучение теории вопроса позволяет уяснить такой важный момент: КЭА является не только аналитической методикой, но это есть и метод экономического анализа, что предопределяет его особое значение в сравнении с другими видами и направлениями экономического анализа.
На практических занятиях проводится обсуждение выполненных расчетов, проблем, выявленных в ходе анализа, поиску резервов улучшения финансово-хозяйственной деятельности, что важно для дальнейшей профессиональной деятельности.
Отличительной особенностью данного курса является его практикоориентированный характер. Значительное количество аудиторных занятий посвящено выполнению практических заданий, цель которых состоит в приобретении навыков и опыта проведения комплексного анализа хозяйственной деятельности. Представленные материалы позволяют не только производить необходимые вычисления, но и оценивать полученные результаты.
Важным обстоятельством при освоении курса является то, что информационной базой проведения анализа являются данные не условной компании, а публичная финансовая отчетность реального российского акционерного общества. Все расчеты, необходимые для выполнения практикума, основаны на этой информации. Кроме того, для оценки финансово-хозяйственной деятельности Общества студенты могут привлечь дополнительные сведения, содержащиеся в его годовом отчете. Это будет способствовать более эффективному усвоению материала курса.
Практические задания охватывают большое количество задач по анализу финансово-экономической деятельности субъектов хозяйствования, что позволяет ознакомиться с последовательностью и основными способами КЭА, освоить методологию аналитических расчетов, понять роль и особенности форм бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Практические задания охватывают две области КЭА:
1) анализ ресурсного потенциала хозяйствующего субъекта,
2) анализ финансового состояния хозяйствующего субъекта.
По каждому направлению существуют свои задачи анализа, инструментарий и алгоритм выполнения, что позволяет приобрести навыки работы специалиста с экономической информацией, ее обработкой для оценки эффективности функционирования субъектов хозяйствования и разработки эффективных управленческих решений.
Рекомендуется следующая последовательность выполнения практических заданий:
 ознакомление с теоретическим и лекционным материалом по данному направлению анализа;
 уяснение цели,задач и методических подходов к анализу;
 обоснование методики анализа и построение системы показателей для его проведения;
 составление аналитических таблиц (графического материала), расчет, аналитическая обработка и интерпретация показателей, указанных в задании;
 формулирование выводов, заключений и обобщений по результатам проделанной работы;
 составление аналитического заключения;
 оформление результатов выполнения практикума в соответствии с требованиями.
Решение практических заданий позволяет интенсифицировать изучение литературы по данной тематике, углубить теоретические знания. По результатам решения заданий можно судить о том, насколько освоен теоретический курс и каковы возможности применения полученных знаний на практике.

Самостоятельная работа предполагает изучение теоретического материала по актуальным вопросам дисциплины и практическое его применение в расчетах. Рекомендуется самостоятельное изучение законодательства РФ, доступной учебной и научной литературы.
Текущий контроль знаний проводится в ходе проверки результатов выполнения практических и тестовых заданий,а также устного опроса студентов преподавателем.
Опыт и практические навыки, полученные на этом этапе обучения, далее будут использованы при подготовке курсовых работ и выпускной квалификационной работы.
К процедуре итогового контроля знаний по курсу «КЭА» в соответствии с календарно-тематическим планом допускаются студенты, успешно выполнившие практические задания и тесты.