Закреплена за кафедрой | Кафедра отечественной истории |
---|---|
Направление подготовки | 46.04.01. История |
Профиль | Исторические знания в современном обществе |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 5 ЗЕТ |
Учебный план | 46_04_01_ИЗвСО-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 42 | 42 | 42 | 42 |
Сам. работа | 93 | 93 | 93 | 93 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 180 | 180 | 180 | 180 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра отечественной истории
Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Демчик Евгения Валентиновна
1.1. | Курс «Инкорпорация окраин России в XVIII в.» нацелен на формирование у студентов комплексного представления о сложных и многогранных процессах освоения окраин Российской империи в XVIII в.; содержании и типологизации российских окраин; алгоритмах выстраивания взаимоотношений между центром и периферией; складывании и практиках реализации механизмов государственной политики освоения окраинных территорий; градации уровня значимости окраин для имперской политики XVIII в. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01 |
ПК-1 | способность к подготовке и проведению научно-исследователських работ с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин программы магистратуры |
ПК-4 | способность использовать в исторических исследованиях тематические сетевые ресурсы, базы данных, информационно-поисковые системы |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ПК-1: основные подходы и концепции присоединения и освоения имперских окраин России в XVIII в.; ключевые методы и методологии изучения освоенческих процессов в государствах раннего Нового времени; механизмы государственной политики освоения окраин. ПК-4: основные информационные ресурсы и платформы, связанные с инкорпорациями окраин государств раннего Нового времени. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ПК-1: комплексно характеризовать процессы освоения окраин России в XVIII в., сравнивая характер колонизации различных территорий, в том числе физико-географические особенности. ПК-4: осуществлять поиск и отбор информации, связанной со стратегиями инкорпорации социальных и географических пространств окраин в единое имперское поле. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ПК-1: методиками и алгоритмами анализа процессов освоения любых территориальных сообществ, обладающих целостностью; ключевыми терминами, категориями и концепциями, использующимися при характеристике колонизации того или иного пространства. ПК-4: навыками составления и ведения баз данных по истории окраин России. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Общая теория инкорпорации окраин | ||||||
1.1. | Понятие и признаки окраины. Классификация окраин | Лекции | 1 | 4 | ПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Понятие и признаки окраины. Классификация окраин | Сам. работа | 1 | 10 | ПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Механизмы государственной политики освоения окраин | Лекции | 1 | 2 | ПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Механизмы государственной политики освоения окраин | Сам. работа | 1 | 6 | ПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Инкорпорация Сибири в XVIII в. | ||||||
2.1. | Проблема государственной границы России на юге Сибири и Забайкалья в XVIII в. | Лекции | 1 | 4 | ПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Проблема государственной границы России на юге Сибири и Забайкалья в XVIII в. | Сам. работа | 1 | 4 | ПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Структура гражданского и ведомственного управления Сибирью XVIII в. | Сам. работа | 1 | 16 | ПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л1.1 |
2.4. | Структура гражданского и ведомственного управления Сибирью XVIII в. | Практические | 1 | 12 | ПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л1.1 |
2.5. | Различные подходы к определению терминологической природы категорий, отражающих коренное население Сибири | Лекции | 1 | 2 | ПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л1.1 |
2.6. | Аборигены и аборигенная политика в системе государственной политики Российского государства в конце XVII – XVIII вв. | Сам. работа | 1 | 12 | ПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л1.1 |
2.7. | Аборигены и аборигенная политика в системе государственной политики Российского государства в конце XVII – XVIII вв. | Практические | 1 | 8 | ПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Западные окраины России в XVIII в. | ||||||
3.1. | Присоединение и хозяйственное освоение западных окраин в XVIII в. | Лекции | 1 | 4 | ПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Присоединение и хозяйственное освоение западных окраин в XVIII в. | Сам. работа | 1 | 8 | ПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л1.1 |
3.3. | Структура управления западными окраинами: общее и особенное | Сам. работа | 1 | 8 | ПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л1.1 |
3.4. | Структура управления западными окраинами: общее и особенное | Практические | 1 | 8 | ПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 4. Южные окраины России в XVIII в. | ||||||
4.1. | Южный и Астраханский фронтир в XVIII в. | Сам. работа | 1 | 10 | ПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л1.1 |
4.2. | Южный и Астраханский фронтир в XVIII в. | Практические | 1 | 8 | ПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 5. Современные теории и концепции освоения окраин Российским государством в XVIII в. | ||||||
5.1. | Теория колонизация о путях и методах освоения Сибири: историографический и теоретико-методологический взгляд | Лекции | 1 | 2 | ПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л1.1 |
5.2. | Эвристический потенциал теорий завоевания, колонизации и присоединения в освоении Сибири, западных и южных окраин в XVIII в. | Сам. работа | 1 | 10 | ПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л1.1 |
5.3. | Эвристический потенциал теорий завоевания, колонизации и присоединения в освоении Сибири, западных и южных окраин в XVIII в. | Практические | 1 | 4 | ПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л1.1 |
5.4. | Теория фронтира и ее эвристический потенциал в освоении окраин | Сам. работа | 1 | 9 | ПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л1.1 |
5.5. | Теория фронтира и ее эвристический потенциал в освоении окраин | Практические | 1 | 2 | ПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Общая теория государственной политики освоения российских окраин. Механизмы освоения окраин 2. Колонизационные «волны» в освоении Сибири и Дальнего Востока в XVII – XVIII вв. 3. Проблема государственной границы России на юге Сибири и Забайкалья в XVIII в. 4. Вертикаль общего (гражданского) управления в Западной Сибири XVIII в. 5. Частновладельческие управленческие структуры в системе администрирования Сибирью XVIII в. 6. Ведомственное кабинетское управление в Сибири в середине – второй половине XVIII в. 7. Дислокация воинских частей и проблема ведомственного военного управления в Западной Сибири в XVIII в. 8. Различные подходы к определению терминологической природы категорий, отражающих коренное население Сибири 9. Аборигены и аборигенная политика в системе государственной политики Российского государства в конце XVII – XVIII вв.: общие подходы к восприятию российскими властями автохтонного населения; 10. Аборигены и аборигенная политика в системе государственной политики Российского государства в конце XVII – XVIII вв.: влияние «аборигенного» фактора на административный курс сибирских окраин. 11. Ясачная политика России в Сибири: принципы выстраивания, содержательные характеристики, влияние на государственную политику освоения и процесс инкорпорации. 12. Теория завоевания Сибири Российским государством 13. Теория колонизации о путях и методах освоения Россией Сибири: трактовка колонизации дореволюционными историографическими школами; 14. Теория колонизации о путях и методах освоения Россией Сибири: изменения в восприятии концепта «колонизация» в советской историографии 15. Категория «присоединение», ее смысловая нагрузка и место в современном сибиреведении 16. Эвристические возможности теории фронтира применительно к изучению истории Сибири 17. Проблемы составления базы данных по истории окраин Сибири и Дальнего Востока в конце XVII – XVIII вв. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Темы практических заданий: 1. Составьте сложный план по теме: «Окраина и ее признаки» 2. Составьте схему гражданского управления Сибирью в XVIII в. 3. Составьте схему ведомственного военного управления Сибирью в XVIII в. 4. Составьте схему ведомственного горнозаводского управления Сибирью в XVIII в. 5. Сравните характер выстраивания и практики реализации различных отраслевых властей в управлении Сибирью в XVIII в. 6. Составьте иерархическую схему механизмов государственной политики в освоении прибалтийских земель в XVIII в. 7. Сравните освоение украинских и южнорусских земель в XVIII в.: выделите общее и особенное. 8. Сравните освоение сибирских и прикаспийских земель в XVIII в.: выделите общее и особенное 9. Составьте карту алгоритмов реализации государственной политики освоения окраин России 10. Составьте сложную схему взаимоотношения имперского центра и окраин в России в XVIII в. Темы рефератов: 1. Понятие «имперская окраина» в современной российской историографии 2. Понятие «имперская окраина» в современной зарубежной историографии 3. Возникновение и развитие теории колонизации в отечественной историографии 4. Дипломатические отношения России с Китаем и Джунгарским ханством в контексте развития вопроса государственной границы в XVIII в. 5. Дипломатические отношения России с казахскими жузами в контексте развития вопроса государственной границы в XVIII в. 6. Дипломатические отношения России с Речью Посполитой в контексте развития вопроса государственной границы в XVIII в. 7. Государственная граница на юге Российской империи в XVIII в. 8. Динамика государственной границы на западе Российской империи в XVIII в. 9. Система управления Сибирью в XVIII в. 10. Система управления прибалтийскими окраинами в XVIII в. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств размещен в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Л. М. Дамешек, И. Л. Дамешек | Окраины Российской империи: институты и бюрократия XIX – начала XX веков: учебное пособие | Иркутск, 2015 | hist.isu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Мансурова В. Д., Мезенцева А. В., Поликарпова О. С. | "Жизненный мир" сибирского фронтира. Ценностная сфера социального взаимодействия сельских жителей в условиях экономических реформ: [монография] | [Азбука], 2014 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э2 | Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» | biblio-online.ru | ||
Э3 | Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». | biblioclub.ru | ||
Э4 | Курс на Moodle "Инкорпорация окраин России в XVIII в." | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
программное обеспечение: Microsoft Windows; Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
не предусмотрены |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов и обсуждением проблемных, узловых, методологически значимых вопросов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться следующих правил: прочитать весь заданный текст в быстром темпе, цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа: - организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1- 2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. |