МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Инкорпорация окраин России в XVIII в

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.04.01. История
ПрофильИсторические знания в современном обществе
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план46_04_01_ИЗвСО-2-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 60
самостоятельная работа 93
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 42 42 42 42
Сам. работа 93 93 93 93
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.и.н., доц., Бобров Денис Сергеевич

Рецензент(ы):
к.и.н., доц., Колокольцева Наталья Юрьевна

Рабочая программа дисциплины
Инкорпорация окраин России в XVIII в

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.04.01 ИСТОРИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1300)

составлена на основании учебного плана:
46.04.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Демчик Евгения Валентиновна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Демчик Евгения Валентиновна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Курс «Инкорпорация окраин России в XVIII в.» нацелен на формирование у студентов комплексного представления о сложных и многогранных процессах освоения окраин Российской империи в XVIII в.; содержании и типологизации российских окраин; алгоритмах выстраивания взаимоотношений между центром и периферией; складывании и практиках реализации механизмов государственной политики освоения окраинных территорий; градации уровня значимости окраин для имперской политики XVIII в.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способность к подготовке и проведению научно-исследователських работ с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин программы магистратуры
ПК-4 способность использовать в исторических исследованиях тематические сетевые ресурсы, базы данных, информационно-поисковые системы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1: основные подходы и концепции присоединения и освоения имперских окраин России в XVIII в.; ключевые методы и методологии изучения освоенческих процессов в государствах раннего Нового времени; механизмы государственной политики освоения окраин.

ПК-4: основные информационные ресурсы и платформы, связанные с инкорпорациями окраин государств раннего Нового времени.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1: комплексно характеризовать процессы освоения окраин России в XVIII в., сравнивая характер колонизации различных территорий, в том числе физико-географические особенности.

ПК-4: осуществлять поиск и отбор информации, связанной со стратегиями инкорпорации социальных и географических пространств окраин в единое имперское поле.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1: методиками и алгоритмами анализа процессов освоения любых территориальных сообществ, обладающих целостностью; ключевыми терминами, категориями и концепциями, использующимися при характеристике колонизации того или иного пространства.

ПК-4: навыками составления и ведения баз данных по истории окраин России.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая теория инкорпорации окраин
1.1. Понятие и признаки окраины. Классификация окраин Лекции 1 4 ПК-1, ПК-4 Л2.1, Л1.1
1.2. Понятие и признаки окраины. Классификация окраин Сам. работа 1 10 ПК-1, ПК-4 Л2.1, Л1.1
1.3. Механизмы государственной политики освоения окраин Лекции 1 2 ПК-1, ПК-4 Л2.1, Л1.1
1.4. Механизмы государственной политики освоения окраин Сам. работа 1 6 ПК-1, ПК-4 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Инкорпорация Сибири в XVIII в.
2.1. Проблема государственной границы России на юге Сибири и Забайкалья в XVIII в. Лекции 1 4 ПК-1, ПК-4 Л2.1, Л1.1
2.2. Проблема государственной границы России на юге Сибири и Забайкалья в XVIII в. Сам. работа 1 4 ПК-1, ПК-4 Л2.1, Л1.1
2.3. Структура гражданского и ведомственного управления Сибирью XVIII в. Сам. работа 1 16 ПК-1, ПК-4 Л2.1, Л1.1
2.4. Структура гражданского и ведомственного управления Сибирью XVIII в. Практические 1 12 ПК-1, ПК-4 Л2.1, Л1.1
2.5. Различные подходы к определению терминологической природы категорий, отражающих коренное население Сибири Лекции 1 2 ПК-1, ПК-4 Л2.1, Л1.1
2.6. Аборигены и аборигенная политика в системе государственной политики Российского государства в конце XVII – XVIII вв. Сам. работа 1 12 ПК-1, ПК-4 Л2.1, Л1.1
2.7. Аборигены и аборигенная политика в системе государственной политики Российского государства в конце XVII – XVIII вв. Практические 1 8 ПК-1, ПК-4 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Западные окраины России в XVIII в.
3.1. Присоединение и хозяйственное освоение западных окраин в XVIII в. Лекции 1 4 ПК-1, ПК-4 Л2.1, Л1.1
3.2. Присоединение и хозяйственное освоение западных окраин в XVIII в. Сам. работа 1 8 ПК-1, ПК-4 Л2.1, Л1.1
3.3. Структура управления западными окраинами: общее и особенное Сам. работа 1 8 ПК-1, ПК-4 Л2.1, Л1.1
3.4. Структура управления западными окраинами: общее и особенное Практические 1 8 ПК-1, ПК-4 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Южные окраины России в XVIII в.
4.1. Южный и Астраханский фронтир в XVIII в. Сам. работа 1 10 ПК-1, ПК-4 Л2.1, Л1.1
4.2. Южный и Астраханский фронтир в XVIII в. Практические 1 8 ПК-1, ПК-4 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Современные теории и концепции освоения окраин Российским государством в XVIII в.
5.1. Теория колонизация о путях и методах освоения Сибири: историографический и теоретико-методологический взгляд Лекции 1 2 ПК-1, ПК-4 Л2.1, Л1.1
5.2. Эвристический потенциал теорий завоевания, колонизации и присоединения в освоении Сибири, западных и южных окраин в XVIII в. Сам. работа 1 10 ПК-1, ПК-4 Л2.1, Л1.1
5.3. Эвристический потенциал теорий завоевания, колонизации и присоединения в освоении Сибири, западных и южных окраин в XVIII в. Практические 1 4 ПК-1, ПК-4 Л2.1, Л1.1
5.4. Теория фронтира и ее эвристический потенциал в освоении окраин Сам. работа 1 9 ПК-1, ПК-4 Л2.1, Л1.1
5.5. Теория фронтира и ее эвристический потенциал в освоении окраин Практические 1 2 ПК-1, ПК-4 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Общая теория государственной политики освоения российских окраин. Механизмы освоения окраин
2. Колонизационные «волны» в освоении Сибири и Дальнего Востока в XVII – XVIII вв.
3. Проблема государственной границы России на юге Сибири и Забайкалья в XVIII в.
4. Вертикаль общего (гражданского) управления в Западной Сибири XVIII в.
5. Частновладельческие управленческие структуры в системе администрирования Сибирью XVIII в.
6. Ведомственное кабинетское управление в Сибири в середине – второй половине XVIII в.
7. Дислокация воинских частей и проблема ведомственного военного управления в Западной Сибири в XVIII в.
8. Различные подходы к определению терминологической природы категорий, отражающих коренное население Сибири
9. Аборигены и аборигенная политика в системе государственной политики Российского государства в конце XVII – XVIII вв.: общие подходы к восприятию российскими властями автохтонного населения;
10. Аборигены и аборигенная политика в системе государственной политики Российского государства в конце XVII – XVIII вв.: влияние «аборигенного» фактора на административный курс сибирских окраин.
11. Ясачная политика России в Сибири: принципы выстраивания, содержательные характеристики, влияние на государственную политику освоения и процесс инкорпорации.
12. Теория завоевания Сибири Российским государством
13. Теория колонизации о путях и методах освоения Россией Сибири: трактовка колонизации дореволюционными историографическими школами;
14. Теория колонизации о путях и методах освоения Россией Сибири: изменения в восприятии концепта «колонизация» в советской историографии
15. Категория «присоединение», ее смысловая нагрузка и место в современном сибиреведении
16. Эвристические возможности теории фронтира применительно к изучению истории Сибири
17. Проблемы составления базы данных по истории окраин Сибири и Дальнего Востока в конце XVII – XVIII вв.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы практических заданий:

1. Составьте сложный план по теме: «Окраина и ее признаки»
2. Составьте схему гражданского управления Сибирью в XVIII в.
3. Составьте схему ведомственного военного управления Сибирью в XVIII в.
4. Составьте схему ведомственного горнозаводского управления Сибирью в XVIII в.
5. Сравните характер выстраивания и практики реализации различных отраслевых властей в управлении Сибирью в XVIII в.
6. Составьте иерархическую схему механизмов государственной политики в освоении прибалтийских земель в XVIII в.
7. Сравните освоение украинских и южнорусских земель в XVIII в.: выделите общее и особенное.
8. Сравните освоение сибирских и прикаспийских земель в XVIII в.: выделите общее и особенное
9. Составьте карту алгоритмов реализации государственной политики освоения окраин России
10. Составьте сложную схему взаимоотношения имперского центра и окраин в России в XVIII в.

Темы рефератов:
1. Понятие «имперская окраина» в современной российской историографии
2. Понятие «имперская окраина» в современной зарубежной историографии
3. Возникновение и развитие теории колонизации в отечественной историографии
4. Дипломатические отношения России с Китаем и Джунгарским ханством в контексте развития вопроса государственной границы в XVIII в.
5. Дипломатические отношения России с казахскими жузами в контексте развития вопроса государственной границы в XVIII в.
6. Дипломатические отношения России с Речью Посполитой в контексте развития вопроса государственной границы в XVIII в.
7. Государственная граница на юге Российской империи в XVIII в.
8. Динамика государственной границы на западе Российской империи в XVIII в.
9. Система управления Сибирью в XVIII в.
10. Система управления прибалтийскими окраинами в XVIII в.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств размещен в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Л. М. Дамешек, И. Л. Дамешек Окраины Российской империи: институты и бюрократия XIX – начала XX веков: учебное пособие Иркутск, 2015 hist.isu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мансурова В. Д., Мезенцева А. В., Поликарпова О. С. "Жизненный мир" сибирского фронтира. Ценностная сфера социального взаимодействия сельских жителей в условиях экономических реформ: [монография] [Азбука], 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» biblio-online.ru
Э3 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». biblioclub.ru
Э4 Курс на Moodle "Инкорпорация окраин России в XVIII в." portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
программное обеспечение: Microsoft Windows; Microsoft Office

7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
не предусмотрены

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов и обсуждением проблемных, узловых, методологически значимых вопросов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю.
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться следующих правил: прочитать весь заданный текст в быстром темпе, цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника.
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа: - организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1- 2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.