МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория отраслевых рынков

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и эконометрики
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование(с двумя профилями подготовки)
ПрофильМатематика/Экономика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_05_МиЭ-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд. экон. наук, доц., Солопова Н.Н.

Рецензент(ы):
канд. экон. наук, доц., Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Теория отраслевых рынков

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 01.09.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р.эконом.наук, проф. А.А. Шваков


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 01.09.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д-р.эконом.наук, проф. А.А. Шваков


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины Терия отраслевых рынков являютсяизучение основных моделей формирования и функционирования разного рода рыночных структур, принципов поведения фирм на разных рынках, последствия такого поведения для экономики в целом, варианты отраслевой политики государства.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-8 Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
ПК-1 Способен осуществлять обучение математике и экономике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные тенденции изменения социально-экономических показателей,основные экономические понятия, раскрывающие содержание экономической деятельности и их взаимосвязь; цели, законы, показатели экономической деятельности на микро- макро- и мировом уровне; основные субъекты системы экономических отношений и их экономические интересы; и ее роль в развитии экономики; актуальные проблемы и тенденции развития современной рыночной экономики; роль государства в экономике на разных уровнях экономической системы;
сущность, виды, содержание предпринимательской деятельности (включая аспекты социального предпринимательства); принципы маркетинга; основы менеджмента; этапы создания и обоснования бизнес-проектов.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, применять теоретические знания для анализа хозяйственных проблем микро и макроуровней; выделять актуальные проблемы современной экономики, оценивать состояние и тенденции развития национальной и мировой экономики; видеть связи экономики, политики, социальной и духовной сфер в жизни общества; рассчитывать и сопоставлять важнейшие экономические показатели деятельности на микро и макроуровнях, на уровне мировой экономики; уметь использовать экономические знания для участия в разработке проектов в сфере предпринимательской деятельности (социального предпринимательства), осуществлен6ии необходимых расчетов по их обоснованию.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.нИспользования основных экономических категорий в оценке состояния и тенденций развития экономики на разных ее уровнях; оценки содержания и целей и проблем экономической политики государства; самостоятельного анализа актуальных проблем современной рыночной экономики на всех ее уровнях: микро, макро и международном; выделения социальных аспектов экономического развития на уровне предприятия и национальной системы; расчета и анализа основных экономических показателей на уровне предприятия и национальной экономики; понимания процессов хозяйственной практики предприятий, формировании бизнес-идеи и элементов авыками анализа данных отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах,

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в экономику отраслевых рынков
1.1. Фирма, рынок и отрасль: подходы к определению Лекции 4 1 Л2.1, Л1.1
1.2. Обобщенные рыночные структуры Практические 4 2 Л2.1, Л1.1
1.3. Типы рыночных структур Сам. работа 4 30 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. . Монопольная власть фирмы и концентрация продавцов на рынке
2.1. Барьеры входа на рынок, слияния и поглощения фирм Лекции 4 1 Л2.1, Л1.1
2.2. Барьеры входа на рынок, слияния и поглощения фирм Практические 4 2 Л2.1, Л1.1
2.3. Показатели рыночной и монопольной власти фирм Сам. работа 4 30 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. . Государственная политика формирования и регулирования отраслей
3.1. Государственная промышленная политика Лекции 4 0 Л2.1, Л1.1
3.2. Государственная промышленная политика Практические 4 4 Л2.1, Л1.1
3.3. Регулирование деятельности монополия Сам. работа 4 34 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Заздравных А.В., Бойцова Е.Ю. ТЕОРИЯ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ. : Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Самсонова М. В., Белякова Е. А. Экономика отраслевых рынков: Учебники и учебные пособия для ВУЗов ОГУ, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Всем, кто учится: http://www.alleng.ru
Э2 2. Основной образовательный портал: http://economicus.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3958

2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);

3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа студента предполагает два основных направления деятельности (кроме лекций)– подготовка к семинарским занятиям в соответствии с предложенным списком вопросов для обсуждения на семинарах и само-стоятельная работа по освоению курса по темам, которые не вошли в лекционный или практический курс. Ориентиром здесь является список вопросов, выносимых на экзамен. Кроме того, студент должен написать реферат по одной из проблем экономики отраслевых рынков, углуб-ляющий его знания в той или иной области предмета курса. Объем ре-ферата – 5-7 стр. Основой написания реферата является список предлагаемой литературы, а также статьи в научных журналах и ресурсы Интернета.