МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Исследование операций и методы оптимизации
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра экономики и эконометрики
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в экономике. ФГОС3++
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz09_03_03_ПИЭ-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
диф. зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Лабораторные 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.-м.н., доцент, Половникова Елена Сергеевна

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Исаева ОЛьга Владимировна

Рабочая программа дисциплины
Исследование операций и методы оптимизации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 01.09.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р.экон.наук, профессор Шваков Евгений Евгеньевич

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 01.09.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д-р.экон.наук, профессор Шваков Евгений Евгеньевич

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения дисциплины является:
сформировать теоретические знания и практические навыки записи экономико-математических моделей и научить решать задачи для определения оптимальных управленческих решений;
научить решать экономические задачи, которые корректно можно описать математической моделью с целью получения оптимального решения;
научить выявлять оптимальный способ действия при решении организационно-управленческих задач.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6: Способен анализировать и разрабатывать организационно-технические и экономические процессы с применением методов системного анализа и математического моделирования;
ОПК-1: Способен применять естественнонаучные и общеинженерные знания, методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности;
УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные подходы применения оптиммизационных методов в профессиональной деятельности; системный подход моделирования проблемных ситуаций.
1. Основные подходы применения экономико-математических методов в профессиональной деятельности.
2. Современные математические методы и модели стандартных экономических задач.
3. Теоретические основы моделирования как научного метода.
3.2.Уметь:
3.2.1.Использовать математические методы как основу для моделирования, прогнозирования и оптимизации экономических процессов.
1. Использовать математические методы как основу для моделирования и оптимизации экономических процессов;
2. применять (при необходимости адаптировать) современный математический инструментарий для решения содержательных экономических задач.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.1. Основными математическими и количественными методами решения типовых организационно-управленческих задач и оптимизации экономических процессов.
2. Навыками анализа стандартных экономических процессов, применяя экономико-математическое моделирование.
3. Методами формулировки рекомендаций и управленческих решений, обоснованных математическими расчетами.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Исследование операций и методы оптимизации
1.1. Математическое программирование. Классические задачи линейного математического программирования: задача планирования производства, задача о смесях (составление рациона), задача о раскрое материала. Общая задача линейного программирования. Лекции 3 1 ОПК-1, УК-2 Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.2. Постановка и решение транспортной задачи методом потенциалов. Метод северо-запвдного угла. Метод наименьшей стоимости. Метод Фогеля. Лекции 3 1 ОПК-1, УК-2 Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.3. Сетевое планирование. Сетевой график. Критический путь. Резервы времени. Лекции 3 1 ОПК-1, УК-2 Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.4. Теория массового обслуживания. Основные понятия. Классификация систем массового обслуживания. Лекции 3 1 ОПК-1, УК-2 Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.5. Математическое программирование. Классические задачи линейного математического программирования: задача планирования производства, задача о смесях (составление рациона), задача о раскрое материала. Общая задача линейного программирования. Лабораторные 3 2 ОПК-1, УК-2 Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.6. Получение первоначального опорного плана при решении транспортной задачи методами северо-западного угла, наименьшей стоимости, ФОГЕЛЯ. Лабораторные 3 1 ОПК-1, УК-2 Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.7. Расчет основных характеристик в сетевом планировании: продолжительность критического пути, резервы времени. Лабораторные 3 1 ОПК-1, УК-2 Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.8. Составление сетевого графика и расчет основных характеристик сетевого планирования. Лабораторные 3 1 ОПК-1, УК-2 Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.9. Расчет характеристик товарно-материального склада. Лабораторные 3 1 ОПК-1, УК-2 Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.10. Выполнение индивидуального задания на тему "Решение ЗЛП графическим методом". Сам. работа 3 12 ОПК-1, УК-2 Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.11. Изучение темы "Двойственность в задачах линейного математического программирования. Теоремы двойственности. Основные свойства двойственных оценок". Сам. работа 3 12 ОПК-1, УК-2 Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.12. Выполнение индивидуального задания на тему "Составление двойственной задачи и получение двойственных оценок с помощью теорем двойственности". Сам. работа 3 12 ОПК-1, УК-2 Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.13. Изучение темы "Симплексный метод решения задачи линейного математического программирования". Сам. работа 3 12 ОПК-1, УК-2 Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.14. Выполнение индивидуального задания на тему "Решение задачи математического программирования симплексным методом". Сам. работа 3 10 ОПК-1, УК-2 Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.15. Изучение темы "Сетевое планирование. Сетевой график. Критический путь. Резервы времени". Сам. работа 3 6 ОПК-1, УК-2 Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.16. Изучение темы "Теория массового обслуживания. Основные понятия. Классификация систем массового обслуживания". Сам. работа 3 6 ОПК-1, УК-2 Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.17. Выполнение индивидуального задания "Расчет характеристик товарно-материального склада". Сам. работа 3 4 ОПК-1, УК-2 Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.18. Подготовка к лекционным, практическим и лабораторным занятиям Сам. работа 3 4 ОПК-1, УК-2 Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.19. Подготовка к итоговому экзамену по дисциплине. Сам. работа 3 16 ОПК-1, УК-2 Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Смотри приложение.
5.3. Фонд оценочных средств
Смотри приложение.
Приложения
Приложение 1.   ФОС ИОиМО.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В.В. Федосеев, А.Н. Тармаш, И.В. Орлова, В.А. Половников ; под ред. В.В. Федосеев. Экономико-математические методы и прикладные модели : учебное пособие: М. : Юнити-Дана, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114535
Л1.2 Кремер Н.Ш. - под ред. ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЕРАЦИЙ В ЭКОНОМИКЕ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/3961E887-EEA2-4B82-9052-630B23FBEE8D
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. Грачева М.В., Черемных Ю.Н., Туманова Е.А. Моделирование экономических процессов: Учебник из университетской библиотеки online М.: Юнити-Дана, 2015 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119452
Л2.2 М. Ю. Свердлов, А. Г. Зиновьев, Е. С. Половникова Экономико-математические методы и моделирование: Учебное пособие АлтГУ, 2017 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/3550
Л2.3 под ред. Н. Ш. Кремера Исследование операций в экономике: учеб. пособие Юрайт, 2011
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Журавлева В.В. Введение в системный анализ и исследование операций: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010 RU/НБ АлтГУ/BOOK/22.18/Ж 911-979506
Л3.2 Казанцева Л.Л., Дубина И.Н. Экономико-математические методы: Задачи и упражнения для студентов экономических специальностей.: АлтГУ, 2006 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/748
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭУКМД "Исследование операций и методы оптимизаций" portal.edu.asu.ru/course/view/php?id=6829
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Приложения MS Offie:
- Windows,
- MS Word,
- MS Excel.
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационные справочные системы:
1. КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/.
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные) формы учебной работы студента имеют своей целью приобретение им целостной системы знаний по дисциплине
К его услугам лекционный курс, ориентированный на освоение программы по данной учебной дисциплине.
Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине представлен на образовательном портале АГУ в системе Moodle. Изучение каждой темы рекомендуется начинать с ознакомления с набором вопросов РПД. Они ориентируют студента, показывают, что он должен знать по данной теме.
Содержанием самостоятельной работы студента являются следующие ее виды:
- изучение понятийного аппарата дисциплины;
- изучение тем самостоятельной подготовки по учебно-тематическому плану;
- работа с основной и дополнительной литературой;
- самоподготовка к практическим и другим видам занятий;
- самостоятельная работа при подготовке к аттестации по дисциплине;
- самостоятельная работа в библиотеке.
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практических занятиях, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция. На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно выделяйте ключевые моменты. Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Лабораторная работа – вид учебного занятия, направленный на углубление и закрепление знаний, практических навыков, овладение современными методами экономико-математического моделирования в соответствии с квалификационной характеристикой специалиста или бакалавра,состоит из экспериментально-практической, расчетно-аналитической частей и контрольных мероприятий. Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). Принимайте участие в дискуссиях при коллективной защите результатов выполнения практических работ, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа. При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и практических занятиях, часть вопросов рекомендуется студентам для самостоятельного изучения. Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. Эти задания следует выполнять постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем дисциплины. При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Тестирование – это исследовательский метод, который позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств студента, а также их соответствие определенным нормам путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий по дисциплине. Такие задания принято называть тестами. Тест – это стандартизированное задание или особым образом связанные между собой задания, которые позволяют преподавателю диагностировать меру выраженности исследуемого свойства у студента.
Существуют определенные правила проведения тестирования и интерпретации полученных результатов. Эти правила достаточно четко проработаны, и основные из них имеют следующий смысл:
-информирование испытуемого о целях проведения тестирования;
-ознакомление испытуемого с инструкцией по выполнению тестовых заданий и достижение уверенности исследователя в том, что инструкция понята правильно;
-обеспечение ситуации спокойного и самостоятельного выполнения заданий испытуемыми; сохранение нейтрального отношения к тестируемым, уход от подсказок и помощи;
-соблюдение исследователем методических указаний по обработке полученных данных и интерпретации результатов, которыми сопровождается каждый тест или соответствующее задание;
-предупреждение распространения полученной в результате тестирования психодиагностической информации, обеспечение ее конфиденциальности;
-ознакомление испытуемого с результатами тестирования, сообщение ему или ответственному лицу соответствующей информации с учетом принципа «Не навреди!»; в этом случае -возникает необходимость решения серии этических и нравственных задач;
-накопление исследователем сведений, полученных другими исследовательскими методами и методиками, их соотнесение друг с другом и определение согласованности между ними; -обогащение своего опыта работы с тестом и знаний об особенностях его применения.
6. Промежуточная аттестация (зачет с оценкой,экзамен). Перечень вопросов промежуточной аттестации представлен в РПД. В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции и на лабораторных занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, на лабароторных занятиях, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации. Продумайте свой ответ при прохождении промежуточной аттестации, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.
7. Интерактивные формы обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном высшем учебном заведении. Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения. Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» («inter» - «взаимный», «act» - «действовать»). Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Интерактивное обучение – способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Это метод, при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех».