МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Оценка и управление рисками

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки27.03.03. Системный анализ и управление
ПрофильСистемный анализ и управление экономическими системами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план27_03_03_САиУЭС-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 61
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 61 61 61 61
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Бутакова Марина Михайловнав

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Лариса Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Оценка и управление рисками

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 27.03.03 СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.03.2015 г. № 195)

составлена на основании учебного плана:
27.03.03 Системный анализ и управление
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 21.06.2020 г. № №9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.э.н., доцент Бутакова Марина Михайловна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 21.06.2020 г. № №9
Заведующий кафедрой к.э.н., доцент Бутакова Марина Михайловна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Обеспечение студентов теоретическими и практическими знаниями в области разработки и принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска; получение знаний о качественных и количественных свойствах разработки и принятия управленческих решений с учетом риска;знакомство с концепцией «приемлемого » уровня риска; овладение навыками эмпирического исследования риска, определения его показателей;
рассмотрение системы управления рисками организации в целостности и единстве ее компонентов, овладение навыками использования методов управления рисками;овладение методологией и методикой построения, анализа и использования экономико - математических моделей измерения степени риска.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.07

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 готовностью применять методы математики, физики, химии, системного анализа, теории управления, теории знаний, теории и технологии программирования, а также методов гуманитарных, экономических и социальных наук
ПК-1 способностью принимать научно-обоснованные решения на основе математики, физики, химии, информатики, экологии, методов системного анализа и теории управления, теории знаний, осуществлять постановку и выполнять эксперименты по проверке их корректности и эффективности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Определение риска и его классификации. Понимать объективную и субъективную природу риска. Перечислять структурные характеристики риска. Понимать сущность вероятности и неопределенности, характеристики ситуации неопределенности.
Осознавать важность учета риска в ключевых процессах принятия управленческих решений. Знать основы оценки риска и управления рисками. Знать международные стандарты управления рисками;
основные принципы оценки риска, методы управления рисками, способы измерения риска. Знать структуру программы управления рисками, последовательность применения процедур управления рисками. Знать задачи и функциональные обязанности менеджера по управлению рисками;теоретические положения концепции риска в современном менеджменте.
Знать содержание чистых и финансовых рисков. Осознавать латентный характер рисков. Знать основные положения концепция риска в социально-управленческом анализе. Описывать формальную модель анализа риска, компоненты процесса генерации риска.
3.2.Уметь:
3.2.1.Использовать международные стандарты риск-менеджмента в своей профессиональной деятельности;
применять на практике принципы и методы оценки риска, разрабатывать программу управления рисками;
использовать способы измерения риска, разрабатывать эмпирические показатели и индикаторы риска, уметь разрабатывать методический инструментарий для оценки риска.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками оценки ситуации неопределенности, определения природы риска, разработки и принятия управленческие решения с учетом структурных характеристик риска;
разрабатывать план превентивных мероприятий, использовать результаты оценки степени риска для подготовки управленческих решений; навыками идентификации рисков, постановки и решения управленческих задач.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Концептуальные основы управления рисками
1.1. Концептуальные основы управления рисками Лекции 7 4 ОПК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.2. Концептуальные основы управления рисками Практические 7 4 ОПК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.3. Концептуальные основы управления рисками Сам. работа 7 8 ОПК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Условия неопределенности и риска при разработке управленческих решений
2.1. Условия неопределенности и риска при разработке управленческих решений Лекции 7 2 ОПК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.2. Условия неопределенности и риска при разработке решений Практические 7 2 ОПК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.3. Условия неопределенности и риска при разработке управленческих решений Сам. работа 7 8 ОПК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Система управления риском в организации
3.1. Система управления риском в организации Лекции 7 2 ОПК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.2. Система управления риском в организации Практические 7 6 ОПК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.3. Система управления риском в организации Сам. работа 7 8 ОПК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.4. Классификации рисков и их особенности Лекции 7 4 ОПК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.5. Классификации рисков и их особенности Практические 7 4 ОПК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.6. Классификации рисков и их особенности Сам. работа 7 6 ОПК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Методы управления рисками
4.1. Методы управления рисками Лекции 7 4 ОПК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.1
4.2. Методы управления рисками Практические 7 6 ОПК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.1
4.3. Методы управления рисками Сам. работа 7 10 ОПК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Методы оценки и снижения степени риска
5.1. Методы оценки и снижения степени риска Лекции 7 6 ОПК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.1
5.2. Методы оценки и снижения степени риска Практические 7 6 ОПК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.1
5.3. Методы оценки и снижения степени риска Сам. работа 7 10 ОПК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Международные стандарты управления рисками
6.1. Международные стандарты управления рисками Лекции 7 2 ОПК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.1
6.2. Международные стандарты управления рисками Практические 7 4 ОПК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.1
6.3. Международные стандарты управления рисками Сам. работа 7 11 ОПК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
В Приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
В Приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
В Приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Воронцовский, А. В. Управление рисками : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/E098C311-CAA9-4FD5-AC72-5F801419DD64.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Е.А. Пасько Страхование и управление рисками : Практикум Ставрополь : СКФУ, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=467347 (27.11.2017).
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт научной библиотеки АлтГУ www.lib.asu.ru
Э2 Оценка и управление рисками. Часть 2. portal.edu.asu.ru
Э3 Оценка и управление рисками. Часть 1. portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), бессрочно
Windows 7 Professional (№ 61834699 от 22.04.2013), бессрочно
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), бессрочно
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), бессрочно

6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталированный ресурс АлтГУ http://www.consultant.ru/ )
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrari.ru)
Научная электронная библиотека elibrari(http://wwwhttp://elibrari.asu.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.

Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и экономической литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.