МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Деловые коммуникации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.03.05. Бизнес-информатика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план38_03_05_БИ-4-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 11,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Лабораторные 16 16 16 16
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Толкунова Е.Г.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Деловые коммуникации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.05 БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №№1002)

составлена на основании учебного плана:
38.03.05 Бизнес-информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 28.05.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
профессор, д.э.н. Лобова С.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 28.05.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой профессор, д.э.н. Лобова С.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Получить представление о деловой коммуникации и ее формах, включая коммуникации в сети Интернет; научиться понимать значение приемов общения для эффективного делового взаимодействия, научиться владеть элементарными навыками ведения деловой беседы и анализа деловых ситуаций.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.10

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 проведение исследования и анализа рынка информационных систем и информационно-коммуникативных технологий
ПК-4 проведение анализа инноваций в экономике, управлении и информационно-коммуникативных технологиях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.специфику коммуниеаций в деловой сфере; основные виды и формы деловых коммунмкаций; особенности различных видов делового общения; правовые и этические основы деловых коммуникаций
приемы, принципы, правила делового общения
3.2.Уметь:
3.2.1.подбирать необходимые методы и средства для осуществления делового общения; разрабатывать структуру деловой беседы, презентаций, переговоров, публичного выступления как коммуникативного процесса; разрабатывать стратегию поведения в конфликтной ситуации; оценивать влияние выбранной психологической позиции на эффективность в общении
эффективно осуществлять деловую коммуникацию
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть культурой диалога, письма в процессе осуществления деловых коммуникаций; приемами установления, поддержания деловых контактов; подходами к определению оптимальной стратегии поведения в различных деловых контактах для достижения поставленных целей
базовым инструментарием делового общения

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в предмет.Общее представление о деловой коммуникации
1.1. Общение как коммуникация.Виды коммуникации. Лекции 8 1 ПК-2, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.3, Л2.3, Л1.4, Л3.2
1.2. Общение как коммуникация.Виды коммуникации. Лабораторные 8 1 ПК-2, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.3, Л2.3, Л1.4, Л3.2
1.3. Общение как коммуникация.Виды коммуникации. Сам. работа 8 2 ПК-2, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л3.2
1.4. Формы деловой коммуникации.Стили, уровни, средства коммуникации. Лекции 8 1 ПК-2, ПК-4 Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л1.3, Л2.3, Л1.4, Л3.2
1.5. Формы деловой коммуникации.Стили, уровни, средства коммуникации. Сам. работа 8 2 ПК-2, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.3, Л2.3, Л1.4, Л3.2
1.6. Формы деловой коммуникации.Стили, уровни, средства коммуникации. Сам. работа 8 2 ПК-2, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.3, Л2.3, Л3.2
Раздел 2. Деловая беседа как форма деловых коммуникаций
2.1. Функции, структура деловой беседы. Лекции 8 1 ПК-2, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л3.2
2.2. Функции, структура деловой беседы. Лабораторные 8 1 ПК-2, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л3.2
2.3. Функции, структура деловой беседы. Сам. работа 8 2 ПК-2, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л3.2
2.4. Основные психологические принципы подготовки проведения деловой беседы Лекции 8 1 ПК-2, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л3.2
2.5. Основные психологические принципы подготовки проведения деловой беседы Лабораторные 8 1 ПК-2, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л3.2
2.6. Основные психологические принципы подготовки проведения деловой беседы Сам. работа 8 2 ПК-2, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.4, Л3.2
Раздел 3. Деловые переговоры
3.1. Подготовка к проведению деловых переговоров.Порядок ведения переговорного процесса Лекции 8 1 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л3.1, Л1.3, Л2.3, Л1.4, Л3.2
3.2. Подготовка к проведению деловых переговоров.Порядок ведения переговорного процесса Лабораторные 8 1 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л3.1, Л1.3, Л2.3, Л3.2
3.3. Подготовка к проведению деловых переговоров.Порядок ведения переговорного процесса Сам. работа 8 2 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л3.1, Л1.3, Л2.3, Л3.2
3.4. Техники проведения деловых переговоров. Национальные стили ведения переговоров Лекции 8 1 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л3.1, Л1.3, Л2.3, Л3.2
3.5. Техники проведения деловых переговоров. Национальные стили ведения переговоров Лабораторные 8 1 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л3.1, Л1.3, Л2.3, Л3.2
3.6. Техники проведения деловых переговоров. Национальные стили ведения переговоров Сам. работа 8 2 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л3.1, Л1.3, Л2.3, Л3.2
Раздел 4. Психологические особенности публичного выступления
4.1. Этапы подготовки публичного выступления. Лекции 8 1 ПК-2, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л3.2
4.2. Этапы подготовки публичного выступления. Лабораторные 8 1 ПК-2, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л3.2
4.3. Этапы подготовки публичного выступления. Сам. работа 8 2 ПК-2, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л3.2
4.4. Логика,культура речи при построении ораторской речи. Лекции 8 1 ПК-2, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л1.4, Л3.2
4.5. Логика,культура речи при построении ораторской речи. Лабораторные 8 1 ПК-2, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л1.4, Л3.2
4.6. Логика,культура речи при построении ораторской речи. Сам. работа 8 2 ПК-2, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л3.2
Раздел 5. Письменные деловые коммуникации
5.1. Деловое письмо. Виды деловых писем.Деловая корреспонденция. Лекции 8 1 ПК-2, ПК-4 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л3.2
5.2. Деловое письмо. Виды деловых писем. Лабораторные 8 1 ПК-2, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л3.2
5.3. Деловое письмо. Виды деловых писем. Сам. работа 8 2 ПК-2, ПК-4 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л3.2
5.4. Составление резюме Лекции 8 1 ПК-2, ПК-4 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л3.2
5.5. Составление резюме Лабораторные 8 1 ПК-2, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л3.2
5.6. Составление резюме Сам. работа 8 2 ПК-2, ПК-4 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л3.2
Раздел 6. Телефонные разговоры в деловых коммуникациях
6.1. Деловое общение по телефону.Правила ведения делового телефонного разговора Лекции 8 1 ПК-2, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.2
6.2. Деловое общение по телефону.Правила ведения делового телефонного разговора Лабораторные 8 1 ПК-2, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.2
6.3. Деловое общение по телефону.Правила ведения делового телефонного разговора Сам. работа 8 2 ПК-2, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.2
Раздел 7. Имидж делового человека
7.1. Виды и свойства имиджа.Внешний вид как составляющая имиджа делового человека Лекции 8 0 ПК-2, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.2
7.2. Виды и свойства имиджа.Внешний вид как составляющая имиджа делового человека Лабораторные 8 1 ПК-2, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.2
7.3. Виды и свойства имиджа.Внешний вид как составляющая имиджа делового человека Сам. работа 8 4 ПК-2, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.2
Раздел 8. Изучение личности делового партнера по невербальным признакам
8.1. Основные закономерности такесики, кинесики, проксемики, кинесики в деловом общении. Синтоническая модель общения. Лекции 8 0 ПК-2, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л3.2
8.2. Основные закономерности такесики, кинесики, проксемики, кинесики в деловом общении. Синтоническая модель общения. Лабораторные 8 1 ПК-2, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л3.2
8.3. Основные закономерности такесики, кинесики, проксемики, кинесики в деловом общении. Синтоническая модель общения. Сам. работа 8 4 ПК-2, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л3.2
8.4. Основы графологии в деловом общении Лекции 8 0 ПК-2, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л3.2
8.5. Основы графологии в деловом общении Лабораторные 8 1 ПК-2, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л3.2
8.6. Основы графологии в деловом общении Сам. работа 8 2 ПК-2, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л3.2
Раздел 9. Особые сферы деловых коммуникаций
9.1. Электронная почта. Лекции 8 1 ПК-2, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л3.2
9.2. Электронная почта. Лабораторные 8 1 ПК-2, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л3.2
9.3. Электронная почта. Сам. работа 8 2 ПК-2, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л3.2
9.4. Специфика Паблик Рилейшнз в деловом общении. Лекции 8 0 ПК-2, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л3.2
9.5. Специфика Паблик Рилейшнз в деловом общении. Лабораторные 8 1 ПК-2, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л3.2
9.6. Специфика Паблик Рилейшнз в деловом общении. Сам. работа 8 3 ПК-2, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л3.2
9.7. Реклама. Особенности составления деловой рекламы Сам. работа 8 1 ПК-2, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л3.2
9.8. Реклама. Особенности составления деловой рекламы Лабораторные 8 1 ПК-2, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л3.2
9.9. Реклама. Особенности составления деловой рекламы Сам. работа 8 4 ПК-2, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л3.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. М. Руденко, С. И. Самыгин Деловое общение: учеб. пособие для вузов Ростов н/Д: Феникс, 2008
Л1.2 Г. В. Бороздина Психология делового общения: учебник М.: ИНФРА-М, 2008
Л1.3 Кузнецов И.Н. Деловое общение: учебное пособие Дашков и К// ЭБС "Лань", 2017 e.lanbook.com
Л1.4 Шарков Ф.И. Коммуникология: основы теории коммуникации: учебник М. : Дашков и Ко//ЭБС "Университетская библиотека он-лайн"2017, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=255819
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н.И. Леонов Психология делового общения : учеб. пособие М., Воронеж, 2010
Л2.2 авт.-сост. И. Н. Кузнецов Деловое общение. Деловой этикет: учеб. пособие для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2008
Л2.3 В.С. Кукушин Психология делового общения: учебное пособие Ростов н/Д, 2010
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Безугляк О.С. СБОРНИК ЗАДАНИЙ для проведения тренинга коммуникативной компетентности для студентов экономического факультета (Методические указания по дисциплине «Управление организационными изменениями»). : Барнаул, Изд-во АлтГУ, 2008
Л3.2 Безугляк О.С. Деловые коммуникации: Изд-во АлтГУ,Барнаул, 2013
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1) http://lib.ru/PSIHO (библиотека Мошкова);
Э2 2) «Библиотека психологической литературы» BOOKAP http://bookap.info;
Э3 3) PSYLIB: Психологическая библиотека «Самопознание и саморазвитие» http://psylib.kiev.ua;
Э4 4) Психология на русском языке http://www.psychology.ru/Library;
Э5 5)Точка.ru;
Э6 6) «Познай себя и окружающих» http://www.follow.ru;
Э7 7)Сайт «Психология» http://psy.rin.ru.
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
1. КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/.
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основной целью лекционных занятий является изложение
теоретических проблем дисциплины.
Лекционный материал выдается преподавателем в устной форме,
студенты конспектируют основные положения. В рамках
теоретических положений преподавателем совместно со студентами
рассматриваются примеры, необходимые для более лучшего усвоения
теоретического материала.
Для закрепления теоретических знаний по изучаемым проблемам
на лекциях проводятся лабораторные занятия.
На лабораторных занятиях
рассматриваются актуальные вопросы по темам дисциплины, в целях формирования
навыков на уровне «уметь» и «владеть».
Организация самостоятельной работы – это важнейшее
направление всего процесса обучения, т.к. повышает познавательную
активность будущих профессионалов, способствует формированию
самостоятельного мышления и творческого подхода к решению задач,
часто имеющих поисковый характер.
Для выполнения самостоятельной работы студентам выдаются
вопросы для изучения, задачи и ситуации для решения.